Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:04, курсовая работа
На основе поставленных целей и задач мы получили представление о процессах прогнозирования и профилактики - как основных управляющих воздействиях в ситуации межличностного конфликта. Межличностные конфликты охватывают все сферы человеческих отношений. Изучив причины возникновения межличностных конфликтов, можно минимизировать их количество. Сам межличностный конфликт можно распознать по определенным “сигналам конфликта”: кризису, напряжению, недоразумению, инциденту, дискомфорту.
Введение 3
1 Общее исследование категории « психологическое воздействие» 5
1.1 Общие понятия категории « психологическое воздействие» 5
1.2 Психологическое воздействие искусства 12
2 Исследования категории «психологическое воздействие» в межличностных отношениях 18
2.1 Направленности психологического воздействия в межличностных отношениях 18
2.2 Стили разрешения межличностных конфликтов 25
Заключение 31
Глоссарий 33
Список использованных источников 35
Список сокращений 36
Приложения 37
Стиль конкуренции применяется тогда, когда личность довольно активна и намерена двигаться к разрешению конфликтной ситуации, желая удовлетворить в первую очередь свои собственные интересы, зачастую в ущерб интересам других людей. Такой человек вынуждает других принимать его способ разрешения проблемы. Данная модель поведения дает шанс реализовать сильные стороны какой-либо идеи даже в том случае, если они кому-то не по нраву. Среди всех способов разрешения конфликтов этот является одним из наиболее жестких. Выбирать данный стиль стоит лишь в той ситуации, когда вы имеете все нужные ресурсы для решения конфликта в свою пользу, а также, когда вы уверены в том, что ваше решение правильное. Если говорить о роли руководителя, то ему периодически полезно принимать жесткие авторитарные решения, которые в будущем дают положительный результат. Из всех методов решения конфликтов именно такой стиль поведения наиболее эффективно приучает сотрудников к подчинению без излишних разглагольствований, а также помогает вернуть веру в успех в нелегких для компании ситуациях.
В большинстве случаев соперничество подразумевает достаточно сильную позицию. Но бывает так, что к такой модели поведения прибегают ввиду слабости. Нередко такое происходит, когда у человека тают надежды на победу в текущем конфликте, и он стремится подготовить почву для разжигания очередного. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда младший ребенок намеренно провоцирует старшего, получает заслуженное «вознаграждение», а после незамедлительно жалуется родителям уже с позиции потерпевшего. Кроме того, бывают ситуации, в которых личность вступает в конфронтацию исключительно из-за своей глупости, не давая себе отчета в том, какие последствия будет иметь тот или иной конфликт для него. Однако, скорее всего, если человек читает эту статью, он вряд ли намеренно будет попадать в столь невыгодную для себя ситуацию и станет выбирать среди всех способов разрешения конфликтов именно этот в особых ситуациях.
Стиль уклонения ввиду слабости применяется нередко тогда, когда потенциальный проигрыш в конкретном конфликте значительно выше, чем моральные издержки, связанные с «бегством». При этом бегство не всегда может быть каким-либо физическим действием. Люди на руководящих должностях нередко увиливают от принятия спорного решения, при этом откладывая или перенося нежелательную встречу или разговор на неопределенный срок. В качестве оправданий менеджер может говорить об утере документов или давать бесполезные задания, касающиеся сбора дополнительной информации по какому-то вопросу. Зачастую проблема лишь становится сложнее, поэтому не стоит избегать конфликтов таким способом слишком уж часто. Старайтесь из всех способов разрешения конфликтов выбирать этот тогда, когда это действительно вам выгодно.
Совсем другое дело, когда к такому стилю поведения прибегают ввиду силы. Именно тогда такой метод абсолютно обоснован. Сильная личность может использовать время в свою пользу, дабы собрать необходимые ресурсы с целью одержать победу в конфликте. При этом не стоит обманывать себя и убеждать в том, что вы на самом деле не боитесь обострения конфликта, а лишь поджидаете подходящего момента для разрешения ситуации в свою пользу. Помните, что этот момент может не наступить никогда. Поэтому данный стиль решения конфликтов стоит использовать разумно.
Стиль приспособления заключается в том, что человек действует, ориентируясь на поведения других людей, при этом не стремясь отстаивать собственные интересы. В такой ситуации он признает доминирование оппонента и уступает ему победу в конфликте. Эта модель поведения может быть оправдана в том случае, когда вы понимаете, что, уступая кому-либо, вы не теряете много. Рекомендуется выбирать из всех путей решения конфликтов стиль приспособления тогда, когда вы стремитесь сохранить отношения и мир с другим человеком или группой людей, или, если вы понимаете, что все же были не правы. Можно использовать эту модель поведения тогда, когда у вас недостаточно власти или других ресурсов для того, чтобы одержать победу в данном конкретном конфликте, или когда вы осознаете, что победа намного важнее для вашего оппонента, нежели для вас. В этом случае субъект, практикующий стиль приспособления, стремится найти решение, которое удовлетворит обе конфликтующие стороны.
Использование данной стратегии ввиду слабости используется тогда, когда избежать конфликта невозможно по каким-то причинам, а сопротивления потенциально может значительно навредить личности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда вы встречаете компанию заносчивых хулиганов в ночное время суток в безлюдном месте. В таком положении гораздо разумнее выбрать вышеописанный способ решения межличностных конфликтов и расстаться с телефоном, нежели вступить в драку и все равно лишиться своего имущества. Однако во втором случае вашему здоровью может быть нанесен серьезный вред.
Рассматривая такой стиль поведения в разрезе бизнеса, можно проанализировать ситуацию, когда на рынок выходит новая компания со значительно более мощными финансовыми, техническими и административными ресурсами, нежели имеет ваша фирма. В такой ситуации, безусловно, можно пустить все силы и возможности на активную борьбу с конкурентом, однако вероятность проигрыша остается очень высокой. В данной ситуации рациональнее будет попытаться приспособиться, найдя новую рыночную нишу или, в крайнем случае, продав компанию более сильному игроку на рынке.
Стратегия приспособления ввиду силы используется тогда, когда вы знаете о подводных камнях, с которыми столкнется ваш оппонент в том случае, если настоит на своем. В такой ситуации вы позволяете другому человеку «насладиться» последствиями его действий.
Стиль сотрудничества подразумевает то, что субъект стремится разрешить конфликт в угоду своим интересам, но при этом не игнорирует интересы оппонента и пытается вместе с ним найти пути выгодного обоим исхода сложившейся ситуации. Среди типичных обстоятельств, при которых используется данный стиль, можно упомянуть следующие: обе стороны имеют одинаковые возможности и ресурсы для разрешения какой-либо проблемы; решение конфликта выгодно обеим сторонам и никто не хочет устраняться от него; наличие взаимозависимых и длительных отношений между оппонентами; каждая из конфликтующих сторон способна внятно объяснить свои цели, выразить мысли и придумать альтернативные варианты выхода из ситуации. Разрешение социальных конфликтов таким способом может оказаться максимально приемлемым.
Сотрудничество ввиду силы имеет место быть тогда, когда у каждой стороны есть достаточно времени и сил, чтобы найти более значимые общие интересы, нежели те, что стали причиной конфликта. После того, как оппоненты придут к пониманию глобальных интересов, можно приступать к поиску способа совместной реализации интересов более низкого уровня. К сожалению, на практике такой способ разрешения конфликтов действенен не всегда ввиду своей сложности. Процесс разрешения конфликта таким образом требует терпимости с обеих сторон.
Сотрудничество ввиду слабости напоминает приспособление. Однако тех, кто практикует такой стиль, нередко называют коллаборационистами или предателями. Подобная стратегия может быть эффективной в том случае, если в будущем не предвидится явных изменений в расстановке сил конфликтующих сторон.
Стиль компромисса подразумевает, что оппоненты стремятся найти решение, которое будет основано на взаимных уступках. Такая стратегия поведения конфликтующих сторон уместна тогда, когда они хотят одного и того же, но при этом считают, что достичь этого одновременно невозможно. В качестве примера можно рассмотреть следующие ситуации: стороны имеют равные ресурсы, но существует взаимоисключающий интерес; временное решение может устроить каждую из конфликтующих сторон; оба оппонента будут удовлетворены кратковременной выгодой. Стиль компромисса нередко становится оптимальным или даже последним возможным методом решения конфликтов.
На основе поставленных целей и задач мы получили представление о процессах прогнозирования и профилактики - как основных управляющих воздействиях в ситуации межличностного конфликта. Межличностные конфликты охватывают все сферы человеческих отношений. Изучив причины возникновения межличностных конфликтов, можно минимизировать их количество. Сам межличностный конфликт можно распознать по определенным “сигналам конфликта”: кризису, напряжению, недоразумению, инциденту, дискомфорту.
Существуют пять стилей разрешения и профилактики межличностных конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.
Тренинг может использоваться и как метод профилактики, и как метод разрешения конфликтов. Но конструктивное разрешение конфликтов состоит в том, что нужно овладевать навыками разрешения и управления конфликтами, что является функцией посредника при разрешении межличностных конфликтов. Моделирование конфликтных ситуаций у школьников значительно снижает конфликтность в более старшем возрасте и является своеобразной профилактикой межличностных конфликтов.
Трудно препятствовать появлению и развитию моббинга, но раннее выявление интриги позволяет скорее предпринять меры для работы с конфликтом.
Предупреждение конфликта на основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.
Итак, поскольку конфликты в организации могут иметь разные причины, т.е. могут быть связаны с особенностями индивидуального поведения сотрудников, общей организационной культурой и существующими нормами поведения, ошибками в организации и управлении работами, несовершенством организационной структуры, то и для профилактики (предотвращения возникновения) конфликтов необходимо критически рассматривать все эти направления.
Соблюдение этих рекомендаций поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они произошли, то конструктивно их разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
ВНУШЕНИЕ |
неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении. |
2 |
ВОСПРИЯТИЕ |
процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. |
3 |
КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ |
трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей |
4 |
МОТИВАЦИЯ |
динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. |
5 |
МОТИВИРОВКА |
разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине. |
6 |
МЫШЛЕНИЕ |
психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. |
7 |
НАБЛЮДЕНИЕ |
метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств. |
8 |
НАВЫК |
сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. |
9 |
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ |
способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами. |
10 |
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ |
характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств. |
1 |
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 234 с. |
2 |
Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000. |
3 |
Андреева Г.М., Богомолов Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. - М.. 2001. |
4 |
Бодалев А. А. Психология общения. - Москва-Воронеж, 1996. |
5 |
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношении. - М.: МГУ, 1987. |
6 |
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 2000. |
7 |
Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. - М.: 2006. - 656 с. |
8 |
Журавлев А.Л., Соснин В.А. Социальная психология. - М.: Форум, 2006. - 416 с. |
9 |
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: 2001. - 448 с. |
10 |
Ишбутани Т. Социальная психология. - М.: 2000. - 128 с. |
др. - другое
т.д.- так далее
А. |
|
Информация о работе Общее исследование категории « психологическое воздействие