Общее представление о памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:46, реферат

Краткое описание

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный

след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –

воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. <<Без памяти, -

писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы

без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в

прошлом>>.

Содержание

1. Общее представление о памяти.

2. Виды памяти и их особенности.

3. Индивидуальные различия памяти у людей.

4. Теории и законы памяти.

5. Формирование и развитие памяти.

6. Рекорды памяти

7. Использованная литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 60.64 Кб (Скачать файл)

в течение определенного  срока, что бывает при использовании  оперативной

памяти, то именно к этому сроку срабатывают  механизмы памяти.

То, что в структуре  деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем

то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно,

для того чтобы  повысить продуктивность запоминания  материала, нужно каким –

то образом связать  его с основной целью деятельности.

     ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях,

которые в ней  происходят по мере социализации индивида. С раннего детства

процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во – первых,

механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во –

вторых, непосредственное запоминание со временем превращения  в

опосредственное, связанное с активным и осознанным использованием для

запоминания и  воспроизведения различных мнемонических  приемов и средств. В –

третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого

человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две  генетические линии: ее

совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере

общественного прогресса  и ее постепенное улучшение у отдельно взятого

индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным

достижениям человечества.

Существенный вклад  в понимание филогенетического  развития памяти внес П. П.

Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти,

представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее

исторического развития, и их, соответственно, можно считать  филогенетическими

ступенями совершенствования  памяти. Это относится к следующей

последовательности  видов памяти: двигательная, аффетивная, образная и

логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории

развитии человечества эти виды памяти последовательно  появились один за

другим.

В онтогенезе все  виды памяти формируются у ребенка  довольно рано и также в

определенной последовательности. Позже других складывается и начинает

работать логическая память, или, как её иногда называл  П. П. Блонский,

“память – рассказ”. Она имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего возраста в

сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития

лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование  и дальнейшее

улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом  жизни, и считается, что

этот вид памяти достигает своей высшей точки  только к юношескому возрасту.

Ранее других, около 6  месяцев от роду, начинает проявлять  себя аффективная

память, а самая  первая по времени – это моторная, или двигательная память. В

генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П. П.

Блонский.

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие  о весьма ранней

онтогенетической  эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери,

говорят о том,  что, по – видимому раньше других начинает действовать

аффективная, а  не двигательная память. Вполне может  быть, что они появляются

и развиваются  практически одновременно. Во всяком случае, окончательного

ответа на данный вопрос пока не получено.

     Рекорды памяти.

Исключительная  память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был

посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую

прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог  цитировать выдержки из нее. Он

знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто

стоек, кто пьяница, кто сообразителен. Академик А.Ф. Иоффе пользовался

таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист  А. А. Алехин мог

играть по памяти «вслепую»  с 30-40 партнерами одновременно. Феноменальной

памятью обладал  брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его память сыграла

спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы  «Евгений Онегин». А. С. Пушкин

потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где собирался  отдать ее в печать,

а черновик главы  был уничтожен. Поэт послал письмо брату  на Кавказ и

рассказал о случившемся.  Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной

главы с  точностью  до запятой: его брат один раз слышал ее и один раз читал.

Уроженец США  Эйра Колбери в 1814 году давал представление в Лондоне. В 10 лет

он мог мгновенно  возводить не очень большие числа  в 16-ю степень и извлекать

корни. Однако по мере эго как он взрослел и получал  образование, эти  его

способности снижались  и установились на уровне чуть выше нормального. В

другом случае Жак Иноди, родившийся в 1877 году  и до 20 лет остававшийся

неграмотным, с 7 лет  давал публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й

степеней из 21-значных  чисел. Отличался он тем, что не видел  ответы, а слышал

их. Он писал: «Я слышу  цифры, как они звучат около моего  уха такими, какими я

их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть

дня. Чтение мне  не помогает, я не вижу цифр, написание  не способствует

запоминанию». Необыкновенной памятью обладал Диаманди. Он был эйдетиком и

видел цифры написанными, в отличие от Иноди, который их слышал. Диаманди мог

повторить около 40 чисел после однократного прочтения  вслух и около 300,

которые встречались в различных задачах в течение 3-часового сеанса. Из

современных счетчиков  можно упомянуть сотрудника Европейского центра атомных

исследований Уильяма  Клайна. Он помнит таблицу умножения до 100000, квадраты

чисел до 150 и все  простые числа до 10000. Он неоднократно присутствовал при

испытании компьютеров британских фирм. Однажды машине дали задание извлечь

корень квадратный из числа 555555555555. Пока программист вводил задание,

Клайн сказал: «745356». Позднее машина дала ответ: 745355,9924. Была

публикация о  сирийце Хане Кузе, который умеет  перемножать 20-значные числа.

Жительница Индии  Шакутани Дэви соревновалась с компьютером в извлечении

корней из чисел. Она мгновенно извлекала корни 6-й степени из 9-значных

чисел, что, однако, не свидетельствовало о ее общем уровне интеллекта: она

дважды провалилась  на промежуточном экзамене на степень  бакалавра..

Несколько лет  назад во Франции, в городе Лилле, в присутствии   авторитетного

жюри преподаватель  математики Морис Дабер   соревновался с компьютером. Он

заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических

задач раньше,   чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а

компьютер 7 задач  — за 5 минут 18 секунд. Наш современник  —   феноменальный

счетчик Чикашвили легко вычисляет, например,   сколько слов и букв

произнесено за определенный промежуток   времени. Был поставлен  контрольный

эксперимент, когда  диктор     комментировал  футбольный матч. Требовалось

подсчитать число     слов и букв, произнесенных им. Ответ  последовал, как

только    диктор закончил: 17427 букв, 1835 слов, а  на проверку по

магнитофонной записи ушло несколько часов. Ответ был    правильный.

Леонард Эйлер  помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Однако для

нас интереснее, как  он представлял себе    объекты, с которыми он оперировал.

Как рассказывал  Биркгофф, Эйлер представлял себе действительное число

наглядно, то как бесконечную десятичную дробь, то как точку на прямой с

нанесенной на ней шкалой. Не давал он и общего определения   слову «функция».

Он просто наглядно представлял себе различные задания  функции: формулами,

графиками, таблицами  приближенных численных значений и  последовательностью

коэффициентов   степенного ряда, и особыми геометрическими и физическими

условиями, которым  можно дать лишь бледные парафразы  в символической логике.

Биркгофф отмечал, что для Эйлера (так же   как и для самого Биркгоффа) важным

был тот замечательный  факт,    что эти различные  представления могут заменять

друг друга в    столь многих приложениях. Итак, во многих случаях можно

углядеть зрительное представление и вообще синестезию.

Что такое синестезия? Это совместное возникновение ощущений различных

модальностей при  воздействии раздражителя только одной  из них. Имеет ли

синестезия объективную   (физиологическую) основу? Это весьма вероятно,

поскольку в   последние годы обнаружено вещество — этимозол, обеспечивающее

искусственное установление связей между участками мозга  и   зонами памяти,

которые в естественных условиях до того не были   связаны. Из этого следует,

что в особых условиях такие связи     могут быть установлены.

     Феномен Шеришевского

Немного подробнее  остановимся на случае, описанном  А. Р. Лурия — феномене

Шеришевского. Он мог повторить без ошибок   последовательность из 400 слов

через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в  том, что у него

восприятие было     комплексным, синестетическим. Образы — зрительные,

слуховые, вкусовые, тактильные — сливались для него в единое целое.

Шеришевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус    слово и цвет.

«У вac такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Синестезия отмечалась

у Н. А. Римского-Корсакова,    А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них

зрение было связано  со слухом. Римский-Корсаков считал, что  «ми-мажор» —

синий, «ми-минор» — сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеленый, «ля-мажор» —

розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже

прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к счету,

также считал, что  запоминать цифры и оперировать  ими помогает их цвет, а

процесс вычисления представлялся в виде бесконечных  симфоний    цвета.

Имеет ли синесезия объективную основу? Э. Церковер предложил     эксперимент

на определение  совместимости ряда псевдослов с     изображениями

фантастических  существ. Надо было определить,    кто есть кто. Обработка

материалов показала, что существует   корреляция между  зрительным образом и

акустическим, т. е. синестезия имеет объективную основу. Создается

Информация о работе Общее представление о памяти