Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:46, реферат
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. <<Без памяти, -
писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы
без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в
прошлом>>.
1. Общее представление о памяти.
2. Виды памяти и их особенности.
3. Индивидуальные различия памяти у людей.
4. Теории и законы памяти.
5. Формирование и развитие памяти.
6. Рекорды памяти
7. Использованная литература.
в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной
памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.
То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем
то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно,
для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким –
то образом связать его с основной целью деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях,
которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства
процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во – первых,
механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во –
вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в
опосредственное, связанное с активным и осознанным использованием для
запоминания и
воспроизведения различных
третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого
человека превращается в произвольное.
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее
совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере
общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого
индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным
достижениям человечества.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П. П.
Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти,
представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее
исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими
ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей
последовательности видов памяти: двигательная, аффетивная, образная и
логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории
развитии человечества эти виды памяти последовательно появились один за
другим.
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в
определенной
работать логическая память, или, как её иногда называл П. П. Блонский,
“память – рассказ”. Она имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего возраста в
сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития
лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее
улучшение связаны с обучением человека основам наук.
Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что
этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту.
Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная
память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная память. В
генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П. П.
Блонский.
Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней
онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери,
говорят о том, что, по – видимому раньше других начинает действовать
аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются
и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного
ответа на данный вопрос пока не получено.
Рекорды памяти.
Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был
посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую
прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он
знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто
стоек, кто пьяница, кто сообразителен. Академик А.Ф. Иоффе пользовался
таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог
играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно. Феноменальной
памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его память сыграла
спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин». А. С. Пушкин
потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где собирался отдать ее в печать,
а черновик главы был уничтожен. Поэт послал письмо брату на Кавказ и
рассказал о случившемся. Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной
главы с точностью до запятой: его брат один раз слышал ее и один раз читал.
Уроженец США Эйра Колбери в 1814 году давал представление в Лондоне. В 10 лет
он мог мгновенно возводить не очень большие числа в 16-ю степень и извлекать
корни. Однако по мере эго как он взрослел и получал образование, эти его
способности снижались и установились на уровне чуть выше нормального. В
другом случае Жак Иноди, родившийся в 1877 году и до 20 лет остававшийся
неграмотным, с 7 лет давал публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й
степеней из 21-значных чисел. Отличался он тем, что не видел ответы, а слышал
их. Он писал: «Я слышу цифры, как они звучат около моего уха такими, какими я
их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть
дня. Чтение мне не помогает, я не вижу цифр, написание не способствует
запоминанию». Необыкновенной памятью обладал Диаманди. Он был эйдетиком и
видел цифры написанными, в отличие от Иноди, который их слышал. Диаманди мог
повторить около 40 чисел после однократного прочтения вслух и около 300,
которые встречались в различных задачах в течение 3-часового сеанса. Из
современных счетчиков можно упомянуть сотрудника Европейского центра атомных
исследований Уильяма Клайна. Он помнит таблицу умножения до 100000, квадраты
чисел до 150 и все простые числа до 10000. Он неоднократно присутствовал при
испытании компьютеров британских фирм. Однажды машине дали задание извлечь
корень квадратный из числа 555555555555. Пока программист вводил задание,
Клайн сказал: «745356». Позднее машина дала ответ: 745355,9924. Была
публикация о сирийце Хане Кузе, который умеет перемножать 20-значные числа.
Жительница Индии Шакутани Дэви соревновалась с компьютером в извлечении
корней из чисел. Она мгновенно извлекала корни 6-й степени из 9-значных
чисел, что, однако, не свидетельствовало о ее общем уровне интеллекта: она
дважды провалилась на промежуточном экзамене на степень бакалавра..
Несколько лет назад во Франции, в городе Лилле, в присутствии авторитетного
жюри преподаватель математики Морис Дабер соревновался с компьютером. Он
заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических
задач раньше, чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а
компьютер 7 задач — за 5 минут 18 секунд. Наш современник — феноменальный
счетчик Чикашвили легко вычисляет, например, сколько слов и букв
произнесено за определенный промежуток времени. Был поставлен контрольный
эксперимент, когда диктор комментировал футбольный матч. Требовалось
подсчитать число слов и букв, произнесенных им. Ответ последовал, как
только диктор закончил: 17427 букв, 1835 слов, а на проверку по
магнитофонной записи ушло несколько часов. Ответ был правильный.
Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Однако для
нас интереснее, как он представлял себе объекты, с которыми он оперировал.
Как рассказывал Биркгофф, Эйлер представлял себе действительное число
наглядно, то как бесконечную десятичную дробь, то как точку на прямой с
нанесенной на ней шкалой. Не давал он и общего определения слову «функция».
Он просто наглядно представлял себе различные задания функции: формулами,
графиками, таблицами приближенных численных значений и последовательностью
коэффициентов степенного ряда, и особыми геометрическими и физическими
условиями, которым можно дать лишь бледные парафразы в символической логике.
Биркгофф отмечал, что для Эйлера (так же как и для самого Биркгоффа) важным
был тот замечательный факт, что эти различные представления могут заменять
друг друга в столь многих приложениях. Итак, во многих случаях можно
углядеть зрительное представление и вообще синестезию.
Что такое синестезия? Это совместное возникновение ощущений различных
модальностей при воздействии раздражителя только одной из них. Имеет ли
синестезия объективную (физиологическую) основу? Это весьма вероятно,
поскольку в последние годы обнаружено вещество — этимозол, обеспечивающее
искусственное установление связей между участками мозга и зонами памяти,
которые в естественных условиях до того не были связаны. Из этого следует,
что в особых условиях такие связи могут быть установлены.
Феномен Шеришевского
Немного подробнее остановимся на случае, описанном А. Р. Лурия — феномене
Шеришевского. Он мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов
через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него
восприятие было комплексным, синестетическим. Образы — зрительные,
слуховые, вкусовые, тактильные — сливались для него в единое целое.
Шеришевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и цвет.
«У вac такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Синестезия отмечалась
у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них
зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» —
синий, «ми-минор» — сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеленый, «ля-мажор» —
розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже
прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к счету,
также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет, а
процесс вычисления представлялся в виде бесконечных симфоний цвета.
Имеет ли синесезия объективную основу? Э. Церковер предложил эксперимент
на определение совместимости ряда псевдослов с изображениями
фантастических существ. Надо было определить, кто есть кто. Обработка
материалов показала, что существует корреляция между зрительным образом и
акустическим, т. е. синестезия имеет объективную основу. Создается