Общенаучные подходы к изучению понятия «образ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:33, лекция

Краткое описание

В конце 19 века начинается научный этап развития психологии. Э. Б. Титченер считал образы одним из основных элементов сознания наряду с ощущениями и эмоциональными состояниями. Образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти. Образы обладают четырьмя основными признаками: качеством, интенсивностью, длительностью, отчетливостью. Заслугой Титченера является то, что образы в рамках психологии впервые получают теоретическое осмысление и, косвенно, становятся объектом исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

образ.docx

— 30.17 Кб (Скачать файл)

     Разработка понятия образ мира была продолжена С.Д. Смирновым. Образ мира понимался им как некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие. Смирнов считал, что главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом [51].

     Актуальному чувственному переживанию образа предшествуют его предметное значение, и эмоционально-личностный смысл. Они заданы всем контекстом нашей деятельности, актуализированной частью образа мира. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое.  Это значит, что любой образ есть элемент образа мира. Сущность образа определяется той функцией, которую он выполняет в целостном отражении реальности. 

     Образ предмета  рассматривался многими учеными  как сигнал, на основе которого  зарождается и начинает функционировать  рефлекс, поведение человека. Изучая  процесс формирования представления  об окружающей действительности, Сеченов пришел к выводу о  том, что образ тесно связан  с движением и регулирует деятельность  человека. Он доказывал, что психическое  развитие происходит путем интериоризации, то есть перехода внешних образов и действий во внутренние, которые, постепенно свертываясь и автоматизируясь, образуют психические качества человека. Так мысль является интериоризаций отношений между предметами, а самооценка - интериоризацией норм поведения [29].

     Таким образом, в отечественной психологии проблема  образа являлась и является предметом внимания исследователей. В концепциях российских ученых образ предстает как феномен, порождающий и описывающий психическую реальность. Рассматриваемый в контексте теории отражения, образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С другой позиции изучения: образ, помещенный в пространство сознания, - это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало. Впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека, его содержание и структура. Если в первых психологических теориях образ себя рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке «Образ-я» стал одним из ведущих понятий психологии личности.

     На основании изложенных концепций можно сделать вывод о том, что категория образа является ведущей категорией в психологии. Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Способность психики отражать реальную действительность охватывает все уровни психической организации: от сенсорно-перцептивного до интеллектуального. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека.

     С понятием  образ тесно связано понятие  «отношение». Психология отношения человека в развитом виде выступает как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществом, явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания. Отношение человека может, определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Образы обладают четырьмя основными признаками: качеством, интенсивностью, длительностью, отчетливостью. Понятие образ отличается от понятия отношение тем, что образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события, а отношение – это связь личности с различными сторонами действительности.

     Понятие представление  так же очень тесно связано  с понятием образ. Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Представления неустойчивы и непостоянны. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля сознания, как бы  ни старались его удержать [27]. И придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.  Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Таким образом, следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается близость этих понятий, так как образ является частью представления. Представления состоят из множества различных образов.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что категорию образа учёные  начали изучать ещё с античности. Платон и Аристотель рассматривали  образы как результат воспроизводящей  деятельности, как копирование, имитацию. Кант придал образу значение  источника смысла, творящего начала, позволяющего человеку познавать  реальность. Титченер выделил основные признаки образа: качество, интенсивность, отчётливость, длительность. Юнг считал, что способность психики создавать образы даёт человеку возможность переживания реальности, так как человечество непосредственно живёт исключительно в мире образов. Гештальт-психологи, изучая процесс развития образов, утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием образов. Так, появляются константность и правильность восприятия, а так же его осмысленность. В отечественной психологии категория образа рассматривалась в рамках теории отражения, согласно которой образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что проблема категории образа привлекала пристальное внимание учёных и исследователей на различных временных этапах развития общества и науки.

 


Информация о работе Общенаучные подходы к изучению понятия «образ»