Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные потребности».
Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.
Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общение в конфликте………………………………………………………...5
1.1 Роль конфликта в общении………………………………………………5
1.2 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях…………….…………9
1.3 Неконфликтное общение………………………………………...………19
2.Анализ культуры делового общения делового общения на примере организаций……………………………………………………………….……23
2.1 Анализ культуры делового общения на примере конфликтных ситуаций ОАО «ЮТК»..................................................................................................23
2.2 Анализ делового общения на примере конфликтных ситуаций в коммерческом банке......................................................................................26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………………….31
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Социальная психология управления»
Общение в конфликте. Неконфликтное общение.
Курсовая работа
по дисциплине «Конфликтология»
Руководитель
_______________Дубровина Г.Г. ____________Касаткина М.А.
(подпись)
_____________
(дата проверки)
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
(запись о допуске к защите)
______________________________
(оценка по результатам защиты)
2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общение
в конфликте………………………………………………………
1.1 Роль конфликта в общении………………………………………………5
1.2 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях…………….…………9
1.3 Неконфликтное общение………………………
2.Анализ
культуры делового общения делового общения
на примере организаций…………………………………………………
2.1 Анализ
культуры делового общения на примере
конфликтных ситуаций ОАО «ЮТК».........................
2.2 Анализ делового общения на примере
конфликтных ситуаций в коммерческом
банке.........................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….31
Введение
Потребность
в общении, как считают психологи,
относится к числу основных потребностей
человека. Значимость общения как
базовой потребности
Общение
- необходимое условие
Хотя
человеческое общение всегда лежало
в основе социального бытия людей,
прямым объектом психологического и
социально-психологического анализа
оно стало только в XX в. В психологии
общение определяется как взаимодействие
двух или более людей, состоящее
в обмене между ними информацией
познавательного или
Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, безусловно, выполняют дестабилизирующую роль в коллективе
Сегодня
в западной литературе конфликты
в организациях рассматриваются
как неизбежная, закономерная и даже
желательная черта
Считается, что в организации опасен не сам конфликт, а его ошибочное, неправильное регулирование. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что «позитивные» конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный эффект.
В данной работе поставлена цель: проанализировать деловое общение в конфликтных ситуациях в деятельности организаций.
В соответствии
с указанной целью при
- изучить теоретические основы конфликта и общения;
- изучить
стратегии поведения в
- проанализировать
конфликтные ситуации на
Объектом выступает общение в конфликтной ситуации.
Предметом является – деловое общение в конфликтных ситуациях в деятельности ОАО»ЮТК» и деятельности коммерческого банка.
1 Глава Общение
в конфликте
1.1 Конфликт и общение
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».[2, 147]
Как следует из определения, основу конфликтных ситуаций составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. Конфликт - это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.
Конфликты
возникают среди людей
Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается.[2,134]
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие
согласия обусловлено наличием
разнообразных мнений, взглядов, идей,
интересов, точек зрения и т.д.
Если конфликты способствуют
принятию обоснованных решений
и развитию взаимоотношений,
В соответствии с
Начавшись как реалистический, конфликт
может превратиться в
Нереалистические конфликты
Существует пять основных
Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми; потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.
Межличностный конфликт. Это самый
распространенный тип
Конфликт между личностью и
группой. Неформальные группы
устанавливают свои нормы
Межгрупповой
конфликт. Организация состоит из
множества формальных и
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т.е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.
Межгрупповые конфликты сопровождаются:
- проявлением «деиндивидуализации», т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам;
- проявлением социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они злодеи, они глупые, они отсталые» и другое). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе; тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;
- проявлением групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».
Кроме того выделяют социальный конфликт. Социальный конфликт- это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга». Но, несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Таким образом, социальный конфликт - это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.
Информация о работе Общение в конфликте. Неконфликтное общение