Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:12, реферат
Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от "целого", то вычленение "отдельного", взаимодействия практически невозможно.
Главное содержание общения — это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: "Он на меня давил, но я не поддался", "Он подстроился под меня" и т.д.
Симпатия (от греч. Sympatheia
– влечение, внутреннее расположение)
это устойчивое, положительное, эмоциональное
отношение человека к другим людям или
к группам людей, проявляющееся в доброжелательности,
приветливости, оказанию внимания, восхищении.
Симпатия побуждает людей к упрощенному
взаимопониманию, к стремлению познавать
собеседника в процессе общения. Любовь,
наивысшая степень эмоционально-положительного
отношения, воздействуя на субъект восприятия,
любовь вытесняет все другие интересы
субъекта, а на первый план выводятся отношение
к объекту восприятия, объект становится
центром внимания субъекта.
Социальная рефлексия
— это понимание другого
Каузальная атрибуция
- это интерпретация поведения
партнера по взаимодействию через выдвижения
гипотез о его эмоциях мотивах,
намерениях, качествах личности, причинах
поведения с дальнейшим их приписыванием
этому партнеру. Каузальная атрибуция
тем больше обусловливает социальную
перцепцию, чем больше недостаток информации
о партнере по взаимодействию. Наиболее
смелую и интересную теорию построения
процесса каузальной атрибуции выдвинул
психолог Г. Келли, он выявил, каким
образом человек осуществляет поиск
причин для объяснения поведения
другого человека. Результаты приписывание
могут стать основой для
«Стереотипизация».
Стереотип – это устойчивый образ или
психологическое восприятие, какого либо
явления или человека, свойственное членам
той или иной социальной группы. Стереотипизация
— это восприятие и оценка другого человека
путем распространения на него характеристик
какой-либо социальной группы. Это процесс
формирования впечатления о воспринимаемом
человеке на основе выработанных группой
стереотипов. Наиболее распространены
этнические стереотипы, иначе говоря,
образы типичных представителей определенной
нации, наделенных национальными чертами
внешности и особенностями характера.
Например, существуют стереотипные представления
о педантичности англичан, пунктуальности
немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие
японцев. Стереотипы являются инструментами
предварительного восприятия, позволяющие
человеку облегчить процесс перцепции,
и каждый стереотип имеет свою социальную
сферу применения. Стереотипы активно
используются для оценки человека по социальным,
национальным, или профессиональным характеристикам.
Стереотипное восприятие
возникает на основе не достаточного
опыта в распознавании
Личность, принадлежащая к определенной группе, малой или большой, воспринимает других людей под влиянием особенностей своей группы. Особенностями социальной перцепции являются:
• активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;
• целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;
• мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции отмотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Существуют определенные функции социального восприятия. К ним относятся: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений, организации совместной деятельности. Обычно они реализуются посредством механизмов стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.
Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Социальная перцепция обычно проявляется как:
1) восприятие членами группы: а) друг друга; б) членов другой группы;
2) восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы»;
3) восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы;
4) восприятие группой другой группы (или групп).
Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его ;убъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических )собенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, результате которой у субъекта социальной перцепции складывается сонкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные тредставления о возможном поведении конкретных людей и групп.
В зависимости от
этих представлений субъект
Существуют определенные
функции социального
Оглавление :
- понятие
- особенности
- механизмы
- функции
Литература : http://www.silchenkova.ru/
http://www.readabout.info/