Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 04:23, контрольная работа
В отечественной психологии понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль в изучении закономерностей развития сознания и личности человека. Данное направление исследований в отечественной психологии получило название деятельностного подхода.
Как отмечают многие исследователи, содержательная неоднозначность категории деятельности порождает на сегодняшний день множественность ее интерпретаций, смешение философского, методологического и собственно психологического планов анализа.
Введение 3
1. Единство общения и деятельности 4
2. Структура общения как деятельности: потребности, мотивы, цели, средства, результат 9
3. Функции общения 15
4. Практическое задание 18
Заключение 20
Список использованных источников 21
Также Б.Ф. Ломов выделил основные функции общения в деятельности [2, с. 8]:
1) общение составляет переходную форму деятельности на пути ее трансформации из коллективной в индивидуальную;
2) общение включено в коллективную деятельность;
3) общение само является
видом человеческой
Приведите собственные
примеры ситуаций, в которых бы
наиболее ярко иллюстрировался феномен «
Феномен сдвига мотива на цель (превращения цели в мотив) - механизм образования мотивов, намеченный в теории деятельности. Суть его в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем обретает самостоятельную побудительную силу – сама становится мотивом. Процесс сдвига мотива подчиняется следующему общему правилу: тот предмет, идея, цель, который длительно и стойко насыщался положитель-ными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Так происходит сдвиг мотива на цель, иначе говоря, цель приобретает статус мотива.
Как писал А.Н. Леонтьев, наиболее выражено мотив сдвига на цель проявляется в возрастной психологии, когда в результате возникает новый вид деятельности.
Применительно к деятельности общения это следует понимать так, что общение, мотивируемое некими мотивами, постепенно само стало целью как деятельность.
Ярким примером можно считать приведенный выше пример М.И. Лисиной, когда младенец, который вначале общается со взрослыми в силу мотива удовлетворения каких-то биологических потребностей, например, в пище, испытывает положительные эмоции от самого общения постепенно у него возникает комплекс оживления, то есть потребность в общении ради самого общения.
Аналогичный пример можно привести и для ребенка школьного возраста, когда, например, в класс приходит новый ученик, с которым никто не общается. Учитель специально дает задания какому-либо ученику, для выполнения которых тому приходится общаться с новичком (деловая мотивация). Ученик общается с новым мальчиком, руководствуясь мотивом выполнить задание учителя, и постепенно общение это ему нравится, и он уже начинает общаться с ним не по поручению учителя, а по собственному желанию. Общение становится целью.
Возможна и такая ситуация: какой-то человек в незнакомом городе обращается к прохожему с просьбой объяснить, как найти такую-то улицу. Его движут познавательные мотивы, мотив получения информации. Разговорившись с прохожим (например, если это девушка, и она ему понравилась), этот человек понимает, что ему интересно общение с ним, он хочет продолжить общение, уже не для того, чтобы найти улицу, а собственно для общения.
Человеческая деятельность – это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания. Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание.
Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.
В онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.
Общение – это сложный и многогранный
процесс, который может выступать в одно
и то же время и как процесс взаимодействия
индивидов, и как информационный процесс,
и как отношение людей друг к другу, и как
процесс их взаимовлияния друг на друга,
и как процесс сопереживания и взаимного
понимания друг друга.
Деятельность и общение
составляют две стороны социального
бытия человека, его способа жизни. Реальность
и необходимость общения
определена совместной жизнедеятельностью
людей. Корни общения мы находим в самой
их материальной жизнедеятельности. Чтобы
жить, люди вынуждены взаимодействовать.
Именно в процессе общения и только через
общение может проявиться сущность человека.