Общение как межличностное взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение общения как взаимодействие.
Задачи исследования:
1. Изучить общение как взаимодействия.
2.Рассмотреть виды мотивов взаимодействия
3. Рассмотреть типы взаимодействия
4.Изучить теории межличностного взаимодействия

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Общение как взаимодействие…………………………………………………….4
2.Виды мотивов взаимодействия…………………………………………………...7
3.Типы взаимодействия……………………………………………………………..9
4.Теории межличностного взаимодействия ……………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….....14
Список используемой литературы………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Общение как межличностное взаимодействие.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное - не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться  объективно разобраться в причинах, вызвавших недовольство, и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться, во многом зависят его расположение и доверительность. Между тем, по данным психологических исследований, лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий.

При анализе различных  типов взаимодействия принципиально  важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия, поскольку оно  может быть весьма различным. Кооперативную  форму взаимодействия можно констатировать не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместного ограбления, кражи  и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности - не та форма, которую  необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной  деятельности, может оцениваться  позитивно. Осуществление успешной экономической деятельности невозможно без координации совместных действий людей, принимающих участие в  решении вопросов о том, «что», «как»  и «для кого» производить, с которыми сталкивается экономика. Это тем  более важно потому, что согласно принципам современной психологии целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных  частях, а значит, экономист должен знать психотерапию совместных действий, представляющих собой целое, состоящее  из частей12.

4. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена Дж. Хоманса; символический интеракзионизм Дж. Мида; управление впечатлениями Э. Гофмана; психоаналитическая теория З. Фрейда

 

Вообще, концепции социального  взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания. В свою очередь - это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.

Теория обмена Дж. Хоманса

Согласно теории обмена Джорджа  Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена:

  1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи.
  2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль, - от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, - но прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.
  3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300% он готов совершить любые преступления.
  4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

Принципы Хоманса применимы  к действиям одного человека и  к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется  в отношениях с другим одними и  теми же соображениями13.

Символический интеракзионизм Дж. Мида

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы  взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.  
Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. Социальный интеракционизм целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие социальную информацию. Крупнейшим представителем социального интеракционизма был американский социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931).

Концепция «межиндивидуального  взаимодействия» Мида основывается на том, что восприятие индивидом  окружающей социальной действительности обусловлено его опытом общения  с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким  образом, чтобы это соответствовало  видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие, предполагая определенную реакцию  на него, выражающуюся в соответствующих  соц. действиях. Кроме того, символы  обеспечивают средства, с помощью  которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через  выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных  в системе языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность  людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли.

Социолог различает 2 аспекта  формирования самости:

  1. я (соотв. английскому «i») - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя
  2. я (соотв. английскому «me») - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости: 

    1. стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);
    2. стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим.

Управление впечатлениями Э. Гофмана

Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим  спектаклям, в которых актеры стремятся  создавать и поддерживать благоприятные  впечатления. Люди ведут себя подобно  актерам на сцене, используя «декорации»  и «окружающую обстановку» для  создания определенного впечатления  о себе и других.

С точки зрения Э.Гофмана  человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями  и контролировать их - значит уметь  управлять другими людьми. Такой  контроль осуществляется с помощью  вербальных и невербальных средств  общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама, PR14.

Психоаналитическая теория З. Фрейда

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения  человека. Теория считает поведение  человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических  конфликтов.

Также эта теория рассматривает  человека как целое, т.е. с точки  зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа  теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен  к идее неизменяемости.

Он был убежден, что  личность взрослого формируется  из опыта раннего детства.

С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении  взрослого человека неглубинные  и не затрагивают изменения структуры  личности.

Считая, что ощущение и  восприятие человеком окружающего  мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил  что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении  внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гемеостазе. И так как он считал, что поведение  человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью  исследовать его с помощью  науки.

Теория личности Фрейда послужила  основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в  настоящее время15.

Заключение

 

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Часть авторов отождествляют  общение и взаимодействие, представляя  и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как  обмен информацией), другие рассматривают  отношения между взаимодействи­м  и общением как отношение формы  некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании  общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений  порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие  «общение» употребляется то в  узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при  характеристике структуры общения  схемы, т.е. полагать, что общение  в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком  смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию  взаимодействия, когда оно предстает  как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения.

Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и  испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в  социальной общности или обществе в  целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению  новых социальных отношений.

Список  используемой литературы:

 

1.Андреева Г.М. Социальная психология.  М.: Аспект Пресс, 1998.

2.Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. №2.

3.Бодалев А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983.

4.Видяпина В.И. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

5.Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

6.Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.

7.Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом.  Государственный университет управления. 2000.

8.Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. М.: Смысл, 1999.

9.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.

10.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Психология, 1981.

11.Романс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1994.

12.Фрейд З. Лекции по психоанализу. Лекция 31.М.: Экзамен, 2002.

13.Хрестоматия по истории психологии. М.: Издательство МГУ, 1980.

14.Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1998.

 

1 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. С. 119.

2 Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976. С. 67.

3 Бодалев А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. С. 13.

4 Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. М.: Смысл, 1999. С. 240-244.

5 Там же

6 См., например, Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998; Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. №2. С. 8-18.; Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

7 Андреева Г.М. Социальная психология.  М.: Аспект Пресс, 1998. С. 77.

8 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981. С. 19-20.

9 Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом.  Государственный университет управления. 2000. № 1 (2). С. 163.

10 Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом.  Государственный университет управления. 2000. № 1 (2). С. 162.

11 Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1998. С. 197.

12 Видяпина В.И. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 131.

13 Романс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1994.  С. 102.

14 Хрестоматия по истории психологии. М.: Издательство МГУ, 1980. С. 184.

15 Фрейд З. Лекции по психоанализу. Лекция 31.М.: Экзамен, 2002. С.334-349.

 


Информация о работе Общение как межличностное взаимодействие