Общение, определение и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:22, реферат

Краткое описание

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как
членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выдляют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона
общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона
заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно
согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение,
поведение, убеждения собеседгника; перцептивная сторонаобщения включает
процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой
основе взаимопонимания.

Содержание

1. Психология общения.
1.1 Функции и структура общения.
1.2 Трансактный анализ общения.
1.3 Вербальные и невербальные средства общения.
1.4 Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и
механизмы психологического воздействия.
1.5 Синтоническая модель общения.
1.6 Виды и техники слушания.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Р

Р

Р

              В 3

В 3

В 3

В 3

    

       
 

   
   

     

 

 

Реб                              Реб

Реб                                Реб

                                       -6-                                      

Общение Родителя и Взрослого  динамично: либо Взрослый своим спокойным,

независимым, ответственным  поведением собъет спесь с Родителя и переведет его

в равноправную “взрослую” позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника

и перевести его в позицию  подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка  столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить

Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в

позицию Взрослого, либо беспомощность  Ребенка спровоцирует переход Взрослого

к позиции “опекающего  Родителя”. Общение Родителя и Ребенка  взаимодополняемо,

поэтому часто реализется в общении, хотя может носить как  спокойный характер

(“ послушный ребенок”), так и конфликтный характер (“бунтующий  ребенок”).

     Встречаются замаскированные виды общения, где внешне (социальный) уровень

общения не совпадает, маскируют истинный психологический уровень общения.

Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный

характер двух Взрослых, а  фактически диалог продавца (“Вещь  хорошая, но

дорогая”) и покупателя (“Именно  это я и возьму”) был на уровне Родитель

(продавец) и Ребенок (покупатель).

1.2  Вербальные и невербальные  средства общения.

Общение, будучи сложным социально  – психологическим процессом  взаимопонимания

между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:

речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой

(невербальный) каналы общения.  Речь как средство общения  одновременно

выступает и как источник информации, и как способ воздействия  на собеседника.

     В структуру  речевого  общения  входят:

1.      Значение  и смысл слов, фраз (“Разум человека  прявляется в ясности

его речи”). Играет важную роль точность употребления слова, его

выразительность и доступность, правильность построения разы и ее

доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность  и смысл

интонации.

2.      Речевые  звуковые явления: темп речи ( быстрый, средний, замедленный),

модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низ-

кая), ритм (равномерный, прерывистый),тембр (раскатистый,хриплый,скрипу-

чий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее

привлекательной в общении  является плавная, спокойная, размеренная  манера

речи.

3.      Выразительные  качества голоса:  характерные  специфические

звуки,возникающие при  общении: смех, хмыкание,плач,шепот, вздохи и др.;

разделительные звуки  – это кашель; нулевые звуки  – паузы,а также звуки

назализации – “хм -хм”, “э-э-э” и др.

Исследования показывают, что в ежедневном  акте   коммуникации человека

слова составляют 7%, звуки  интонации – 38%,  неречевое  взаимодействие – 53%.

     Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1.      Кинестика  изучает внешние проявления человеческих  чувств и эмоций;

мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения

отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2.      Таксика  изучает прикосновение в ситуации  общения: рукопожатие,

поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3.      Проксемика  исследует расположение людей  в пространстве при общении.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

                                       -7-                                      

     интимная зона (15 – 45 см.) – в эту зону допускаются лишь близкие, хрошо

знакомые дюди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий  голос в

общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что

нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения  в

организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови

к голове и пр. Преждевременное  вторжение в интимную зону в процессе общения

всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкос-новенность;

     личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с

друзьями и коллегами  предполагает только визуально-зрительный  контакт между

партне- рами, поддерживающими  разговор;

     социаьная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч

в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;

     публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой

людей – в лекционой  аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движение мышц лица, отражающие  внутреннее эмоциональное  состояние -

способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические

выражения  несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека

способны сказать больше, чем признесенные слова, так, замечено, что человек

пытается скрыть свою информацию  (или лжет), если его глаза встречаются  с

глазами партнера менее 1/3 времени  разговора.

По своей специфике  взгляд может бть:  деловым, когда  он фиксируется в районе

лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового

партнерства; светским –  когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника

(до уровня губ) –  это способствует созданию атмосферы   светского

непринужденного общения; интимным, когда вгляд направлен не в  глаза

собеседника,а ниже лица –  на другие части тела до уровня груди. Специалисты

утверждают, что такой  взгляд говорит о большей  заинтересованности  друг

другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом  или подозрительном

отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные

человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение,

счастье, интерес. печаль и  т.п. Причем легче всего распознаются положительные

эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком

отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что  основную

познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека

несут брови и губы.

Жесты при общении  несут  много информации;  в языке  жестов, как и в речевом,

есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно  разбить на шесть

групп:

1.      Жесты – иллюстраторы -  это жесты сообщения: указатели

(“указывающий перст”), пиктографы, т.е. образные картины изображения  (“вот

такого размера и конфигурации”); кинетографы – движения телом; жесты  – “биты”

(жесты – “отмашки”); идеографы,  т. е. своеобразные движения  руками, соединяющие

воображаемые предметы.

2.      Жесты - регуляторы  - это жесты, выражающие отношение

говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление  взгляда,

целенаправленные движения руками.

3.      Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов

или фраз в общении. Например. сжатые руки на манер рукопожатия  на уровне руки

означают во многих случаях  – “здравствуйте”,  а поднятые над головой – “до

свидания”.

                                       -8-                                      

4.      Жесты - адапторы – это специфические привычки человека,

связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отделных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера;

в) поглаживание, перебирание  отдельных предметов, находящихся  под рукой

(карандаш, пуговица и др.)

5.      Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и

мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз,

покраснение щек, увеличенное  количество миганий в минуту, подергивания губ и

пр.

Практика показывает, что  когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются

к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно  приобрести умение

понимать ложные  притворные жесты. Особенность этих жестов заключается  в

следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений

руками и корпусом); подавляют  сильные волнения (благодаря ограничению  таких

движений); эти ложные движения начинаются. как правило, с конечностей  и

заканчиваются на  лице. при  общении часто возникают следующие виды жестов:

1.      жесты оценки  – почесывание подбородка; вытягивание  указательного

пальца вдоль щеки; вставание  и прохаживание и т.п.

2.      жесты уверенности  – соединение пальцев в купол  пирамиды; раскачивание

на стуле.;

3.      жесты нервозностии  неуверенности – переплетенные  пальцы рук;

пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула

перед тем, как на него сесть  и др.

4.      жесты самоконтроля  – руки заведены за спину,  одна при этом сжимает

другую; поза человека, сидящего на стуле  и вцепившегося руками в

подлокотник, и др.;

5.      жесты ожидания  – потирание ладоней; медленное  вытирание влажных

ладоней о ткань;

6.      жесты отрицания  – сложенные руки на груди;  отклоненный назад корпус;

скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

7.      жесты расположения  – прикладывание руки к груди;  прерывистое

прикосновение к собеседнику  и др.;

8.      жесты доминирования  – жесты, связанные с выставлением  больших пальцев

напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

9.      жесты неискренности  – “прикрытие рукой рта”; “прикосновение  к носу”

как более утонченная форма  прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о

сомнении в чем-то; поворот  корпуса в сторону от собеседника, “бегающий

взгляд” и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности,

ухаживания, курения,зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше

разбираться в людях.

1.3      Общение  как восприятие людьми друг  друга. Типы и           механизмы

психологического воздействия.

Процесс восприятия одним  человеком другого выступает  как обязательная

составная часть общения  и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку

человек вступает в общение  всегда как личность, постольку он и другим

человеко-партнером по общению  также воспринимается как личность. На основе

внешней

                                       -9-                                      

стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна,  как бы “читаем” другого

человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые

возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-

первых, потому, что от меры точности “прочтения” другого человека зависит

успех организации с ним  согласованных действий.

Однако в процесс общения  как минимум  включены два человека, и каждый из них

является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим

осуществляется  как бы с двух сторон: каждый из партнеров  уподобляет себя

другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому  приходиться

принимать в расчет не только потребности, мотивы, устаноовки другого, но и

то, как этот другой  принимает  мои потребности, мотивы, установки.  Все это

приводит к тому, что  анализ осознания  себя через другого  включает две

стороны: идентификацию и  рефлексию.

Одним из самых простых  способов понимания другого человека  является

уподобление (идентификация) себя ему.  Это, разумеется, не единственный

способ,  но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким

приемом, когда  предположение  о внутреннм состоянии партнера строится на

основе  попытки поставить  себя на его место.

Установлена тесная связь  между идентификацией и другим близким  по содержанию

явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ

восприятия другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное

осмысление проблем другого  человека, как это имеет место  при взаимопо-нимании,

а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Есть некоторые фактор, которые мешают правильно воспринимать и оценивать

людей.   Основные из них  таковы:

1.      Наличие  заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые

имеются у наблюдателя  задолго до того,  как реально  начался процесс

восприятия  и оценивания другого человека.

2.      Наличие  уже сформированных стереотипов,  в  соответствии  с которыми

наблюдаемые люди заранее  относятся к определеной категории  и формируется

установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3.      Стремление  сделать преждевременные заключения  о личности оцениваемого

человека до того, как о  нем получена исчерпывающая и  достоверная информация.

Некоторые люди, например,  имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после

Информация о работе Общение, определение и виды