Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:36, контрольная работа
Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности? Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики.
Понятие общих и специальных способностей человека 3
Измерение общих и специальных способностей человека 13
Развитие общих и специальных способностей человека 16
Список литературы 21
С другой стороны, структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности.
Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Индивидуальные
различия одаренных людей обнаруживаются
главным образом в
Проявление способностей
всегда строго индивидуально и чаще
всего неповторимо. Поэтому свести
одаренность людей, даже занимающихся
одной и той же деятельностью,
к набору конкретных показателей
представляется невозможным. С помощью
различных психодиагностических методик
можно лишь установить Наличие тех
или иных способностей и определить
относительный уровень их развития.
Почему относительный? Потому что никто
не знает абсолютных порогов, или
уровней развития, той или иной
способности. Как правило, суждение
выносится для конкретного
Следующий уровень развития способностей человека — талант. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.
Следует отметить,
что талант — это определенное
сочетание способностей, их совокупность.
Отдельная изолированная
Высший уровень
развития способностей называют гениальностью. О
Измерение общих и специальных способностей человека.
Большое практическое значение,
в частности для
Исследования.
Близнецовый метод. Оценка факторов среды (монозиготные и дизиготные близнецы, разлучаются, тестируются, сходство - роль наследственности).
Раннее развитие способностей у выдающихся людей. Исследования Лейтес природы ранней детской одаренности выполнено в рамках диагностического подхода. Существуют сенситивные периоды, периоды возрастной чувствительности - особая отзывчивость на окружающее, повышенная готовность к усвоению определенных знаний, характерная для определенного возраста. 2-3 года - приобретение речевых навыков. 5-7 лет - способности к воображению. С возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей пройденных возрастных периодов. Возрастные особенности не проходят бесследно - они не только вытесняют друг друга, но и закрепляются в личности, у одного ребенка в большей мере, у другого - в меньшей. У одаренных детей происходит наложение нескольких сенситивных периодов и смещение периодов, характерных для более старших возрастов. Это приводит к удвоению или даже многократному усилению предпосылок умственного развития.
Метод искусственной селекции. Выводили породы умных и глупых крыс, можно корректировать путем обеднения и обогащения среды - влияние факторов среды.
Все способности взаимосвязаны, изменение одной может привести к изменению другой.
Измерение способностей.
Гальтон – основоположник дифференциальной психологии, создал метод опросов, анкетирования.
Тесты – это оценка навыков, умений. Это оценка достижений в той или иной деятельности. Тест есть короткое испытание для установления наличия и степени выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом. Первые тесты, А. Бине (с учеником Симоном)1904г. Бине ввел понятие умственного возраста для детей (количество заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста, классификация задач, каждому набору приписывается определенное число лет) – выявлялись вербальные, логические и конструктивные способности. Сперва было 30 задач, потом их число увеличилось
1916г. г.Стенфорд. Коэффициент психического развития (интеллектуальности):
IQ = умственный возраст
хронологический возраст*100%
тест стал называться тест Стенфорд-Бине
+ тест Векслера – изучение способностей.
Требования к составлению тестов:
- стандартизация
- надежность (воспроизводимость результатов на новых испытуемых)
- валидность (степень соответствия содержания выполняемого теста измеряемой способности или изучаемой деятельности)
Проблема диагноза и прогноза. Диагноз ставится на уровне сложившихся знаний и умений. Остается неизвестным, каковы они будут в дальнейшем.
Исторически при изучении способностей понимание их различалось по 3 уровням деятельности:
1. Способности как операции. Понимание способностей как сложившихся знаний и умений. Тест Бине, IQ, общий интеллект. Проблема диагноза и прогноза. Интеллект как навык.
2. Способности как действия, процессы. Понятие динамики способностей. Способности понимаются как действия с различным материалом. Модель Гилфорда: 3-х векторная структура измерения интеллекта (действие, материал, и результат (форма его представления)) Примеры тестов: Тест на классы: Перечислите как можно больше способов употребления консервной банки; Тест на отношения: Напишите слова, сходные по значению со словом «тяжелый» и т.д..
Здесь встает проблема выделения базового фактора способностей, G-фактора, независимый от культуры тест. Мечта каждого тестолога создать супер тест, независимый ни от каких условий. Проблема общей способности - способности к обобщению (Рубинштейн) Попытка: прогрессивные матрицы Равена (полный тест включает 132 матрицы).
3. Способности как деятельность. Способности связывают уже не только с познавательной, но и мотивационной сферой. Креативность – готовность к реализации своих способностей, способность к творчеству. Здесь нет тестов, т.к. тест – короткое испытание, а креативность не терпит рамок! Признаки креативности: поиск новых решений, использование новых средств, постановка новых целей
Развитие общих и специальных способностей человека.
Любые задатки, прежде
чем превратиться в способности,
должны пройти большой путь развития.
Для многих человеческих способностей
это развитие начинается с рождения
человека и, если он продолжает заниматься
теми видами деятельности, в которых
соответствующие способности
В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.
Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.
В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.
Игры детей выполняют
особую функцию. Они являются эффективным
средством формирования личности ребенка,
его морально-волевых качеств, в
игре реализуется потребность
Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.
Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных па преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Развитие способностей
в значительной мере зависит от условий,
позволяющих реализоваться
Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Информация о работе Общие и специальные способности человека, их измерение и развитие