Общие и специальные способности человека, их измерение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности? Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики.

Содержание

Понятие общих и специальных способностей человека 3
Измерение общих и специальных способностей человека 13
Развитие общих и специальных способностей человека 16
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

Необходимость профориентации обусловлена чрезвычайно актуальной проблемой, с которой сталкивается каждый человек, — проблемой выбора жизненного пути и профессионального  самоопределения. Исторически сложились  две концепции профориентации, которые  французский психолог А. Леон назвал диагностической и воспитательной. Первая — диагностическая — сводит выбор индивидом профессии к  определению его профессиональной пригодности. Консультант при помощи тестов измеряет способности человека и путем сопоставления их с требованиями профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии.

Многими учеными  данная концепция профориентации оценивается  как механистическая. В ее основе лежит взгляд на способности как  на стабильные образования, мало подверженные влияниям среды. Субъекту в рамках данной концепции отводится пассивная  роль.

Вторая — воспитательная — концепция направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение в соответствии с запланированными воспитательными  воздействиями. Основное значение в  ней придается изучению развития личности в процессе овладения разными  видами деятельности. Значительно меньшее  место в ней занимают тестовые испытания. Однако и здесь недооценивается  личностная активность субъекта, возможности  его самоопределения, саморазвития и самовоспитания. Поэтому в отечественной  психологии к решению данной проблемы подходят комплексно. Считается, что  решение проблемы профориентации возможно лишь когда оба подхода представляют собой звенья одной цепочки: определение способностей индивида и помощь ему в подготовке к будущей профессии.

В любом случае прогноз  о пригодности индивида к той  или иной деятельности должен строиться  исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С. Л. Рубинштейн следующим  образом сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается  по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей».

Развитие способностей – процесс очень сложный, имеет  свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием  интересов ребёнка самооценкой его успехов в той или иной деятельности, и зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 1999.
  2. Кузмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.
  3. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 1968.
  4. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971.
  5. Лейтес И. С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984.
  6. Леонтьев А. Н., О формировании способностей, "Вопросы психологии", 1960, № 1
  7. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-Х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.
  8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.
  9. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)

 


Информация о работе Общие и специальные способности человека, их измерение и развитие