Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:55, реферат
Память – сквозной познавательный психический процесс, сущность которого состоит в, запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании полученной индивидом информации.
Пр-ссы памяти:
I. Запоминание – пр-сс памяти, в рез-те к-го происходит закрепление новой информации, путем связывания ее с приобретенной ранее. Оно выступает как необходимое условие обогащения ч-ка новыми знаниями и формами поведения.
Формы мышления:
Характеристики мышленя:
1) это пр-сс опосредованного отраж-я чел-ком окр. мира. Сущ-ют 3 ситуации М как опосредованного познания: а. Когда чувственное познание невозможно из-за несовершенства анализаторных систем; б. Когда чувственное познание возможно, но не рационально; в. Чувств-е познание было бы возможным, но из-за разрыва в пространстве и времени неосуществимо. Роль посредника м. выполнять слово.
2) обобщенное отражение ч-ком мира. В М ч-к оперирует понятие, в к-м отраж-ся наиб. общие и сущ-ные признаки предметов и явлений;
3) связанно с речью, т.к. мысль ч-ка сущ-ет в форме речи, к-я м. б. внешней и внутренней. В филогенезе сознание и речь возникают одномоментно, М осущ-ся в плане внутр-й речи. Экстериоризация осущ-ся в плане внешней речи;
4) связанно с чувств-ым познанием, обусловл-м соц-но, сущность состоит в опосредов-м и обощенном отраж-ии ч-ком внутр-х связей предметов и явлений мира;
5) связанно с практ-й деят-ю ч-ка, рез-т - новое знание (ч-к апробирует, проверяет новые знания в деят-ти);
6) соц-но обусловлено;
7) чувств-е познание чел-ка связывает его с опред. местом, а благодаря М. преодолевается барьер привязанности во времени и в пространстве, он может находиться в любом времени;
8) продуктивность – рез-т М. новое знание.
9) пр-ссуальность;
10) принадлежность к S;
11) предназначено для ориентировки в окр-м мире;
12) Адаптивность.
18. Природа и основные виды мышления.
Мышл-е – это познав-й псих-й пр-сс, неразрывно связанный с речью и заклюя-ся в обобщенном и опосредованном отражении окр-щей действ-сти с целью открытия сущест-но нового.
Природа м-я. В отеч-й психол-и в кач-ве физиолог-ских основ м-я, выд-ют пр-ссы, связ-ые с функцион-ем головного мозга (ГМ). При этом счит-ся, что мыслит-ю деят-ть «обесечивают» все зоны ГМ, связ-ые с др. познав-ми пр-ссами (ощущением, воспр-ем, вним-ем и т. д.). => физиологическая основа м-я - сложная аналитико-синтетическая деят-ть коры ПШ ГМ. В соотв-ии с теорией Павлова, для пр-сса м-я большое знач-е имеют сложные временные связи, образуемые м/у мозговыми концами анализаторов. Мысл-я деят-ть обеспеч-ся системами функц-но объединенных нейронов ГМ, к-е отвечают за конкретные мыслит-е операции и имеют свои хар-ки (коды). В нейронных кодах запечатлена опред-я частота импульсной активности нейронов, участвующих в решении кокретных умственных задач. М-е также напрямую связано с функц-ми системами (опред-ая организация эл-тов НС и органов тела ч-ка, позволяющая достигать полезного приспособительного рез-та и продуктивно выполнять мыслител-е задачи. П.К. Анохин)
Виды мышл-я:
I. П форме:
1. Наглядно-действенное – особый вид мышл-я, суть к-го: преобразование деят-ти с реальными предметами (люди, занятые производством материальных благ);
2. Наглядно-образное – особый вид мышл-я, к-й осущ-ся при воспр-и окр-щей действ-сти и без этого осущ-ся не может. Нагл.-образное мышл-е ос-нно хар-но для дошкольников и мл. школьников (они стремятся наполнить абстрактные понятия конкретными образами);
3. Абстрактно-логическое (словесно-логическое) основывается на использовании понятий об О, но не сами О, и не их образы (студенты заучивают понятия о физике, химии и т.д.)У зрелого ч-ка все эти виды мышл-я тесно преобладании того или иного вида мышл-я.
II. По хар-ру решаемых задач:
1. Теорет-е мышл-е связано с постижением з-нов, закон-стей, св-ств предметов и явлений;
2. Практич-е мышл-е требует решения реальных, практ-х задач, => подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практ-ю их реализацию, ведущую к изменению действ-сти. Чаще всего наиб-е оптимальным явл-я гармоничное сочетание теорет-го и практ-го м-я. В ином случае – познавательная сфера ч-ка ограничена.
III. По степени развернутости:
1. Дискурсивное (развернутое) – в ходе мысл-ой деят-ти ч-к осознает все ее этапы;
2. Интуитивное – решение задачи приходит быстро и неожиданно, ч-к не осознает послед-сть основных этапов.
IV. По степени новизны и оригинальности:
1. Репродуктивное (воспроизводящее) м-е – вид м-я, при к-м ч-к использует имеющиеся сп-бы решения задачи;
2. Продуктивное (творческое)
связано с созданием новых, до
этого не используемых
Качества мышления:
1. Глубина – сп-сть проникнуть в сущность пр-мы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить разв-е дальнейших событий. Противоположное кач-во – поверхностность м-я.
2. Широта– охват различных аспектов вопроса (пр-мы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоп-е кач-во – узость мышл-я.
3. Гибкость – умение адекватно и своевременно изменять ситуации и решения в связи с учетом новых ф-ров. Противоп-е кач-во – стереотипность м-я.
4. Оригинальность – сп-сть творчески решать задачи, ах-ть новые подходы. Противоп-е кач-во – стандартность м-я.
5. Критичность – склонность ч-ка любую инф-цию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоп-е кач-во – некритичность м-я.
6. Быстрота – скорость решения ч-ком стоящей задачи, опред-ая его с-стью оперативно перерабатывать инф-цию, нах-ть и реализовывать принятое решение. Противоположное качество – медлительность мышления.
Информация о работе Определение и общая характеристика памяти