Определение и свойства психических состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Целями этой работы являются
- раскрытие понятия, свойств и классификаций психического состояния личности
- изучение характеристик основных положительных и отрицательных психических состояний личности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Определение и свойства психических состояний……………………………5
1.1 Свойства психических состояний……………………………………..7
1.2 Классификация психических состояний……………………………...8
2. Типичные положительные психические состояния человека……………...11
2.1 Профессиональная заинтересованность……………………………..11
2.2 Творческое вдохновение……………………………………………...12
2.3 Решительность………………………………………………………...13
3. Отрицательные психические состояния и их предупреждение…………...14
3.1 Психическая напряженность…………………………………………14
3.2 Стресс………………………………………………………………….15
3.3 Беспокойство — тревога……………………………………………...17
3.4 Персеверация и ригидность…………………………………………..18
4. Задание: указать, какое психологическое понятие характеризуется как «эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд»………………………….19
Заключение ……………………………………………………………………....22
Список литературы………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение отрицательных  психических состояний у человека, являются  формирование и развитие у него чувства долга и ответственности,  самоконтроля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных,  характерологических, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная  тренировка и др.).

 

 

 

 

 

 

 

4. Укажите,  какое психологическое понятие  характеризуется как «эмоциональное  состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием  безысходности, крушением надежд»

а) аффект;

б) фрустрация;

в) стеническая эмоция.

Правильный ответ –  б) фрустрация.

Фрустрация — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Фрустрация проявляется  тогда, когда лично значимый мотив  остается неудовлетворенным или  его удовлетворение тормозится, а  возникшее при этом чувство неудовлетворенности  достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости»  конкретного  человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей  при воздействии фрустраторов, т. е. препятствий,  раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями  на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация,  отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др

Если у человека часто  повторяются фрустрации, то его  личность может приобрести деформационные черты: агрессивность,  завистливость, озлобленность (при фрустрациях  в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т. д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями. Это состояние противоположное спокойствию духа, обозначает всякую, вызванную чувством, приостановку или затруднение в обыкновенном, нормальном течении представлений. Таким образом, аффект лишает человека спокойной рассудительности мышления и воли. Обыкновенно поводами аффектов служат сильные и внезапные впечатления, под влиянием которых потрясается и внезапно изменяется душевное состояние человека. Впечатления эти весьма разнообразны, как по роду, так и по степени нарушения, которое ими производится в нашем внутреннем мире. Степени аффекта весьма различны. В высшем напряжении они действуют ошеломляя, иногда даже причиняя смерть, как, напр., испуг от радости или страха. Чувства, вызываемые аффектом, могут быть как приятными, так и неприятными или даже одновременно и радостными и печальными, как, например, при удивлении. Нет никакого основания утверждать, что только человек подвержен аффектам, так как и у животных обнаруживаются подобные явления; однако, только человек, в силу своего высшего духовного развития, способен подавлять в себе и укрощать аффект.

Стеническая эмоция повышает активность личности (положительная эмоция)

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенических  эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам — кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции — на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек полнеет, становится упитанным, приобретает энергичный, юный, цветущий вид.

Любое из явлений может  наблюдаться в стрессовой ситуации. Стресс — это прежде всего эмоциональное состояние. Как  правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные  раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь  критики или принятия ответственного решения – фрустрация, аффект). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об  эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке (стеническая эмоция).

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психические состояния многомерны, они выступают  и как система организации  психических процессов, и как  субъективное отношение к отражаемому  явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению к решаемой задаче.

В психических  состояниях, так же как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое.

Недостаточная изученность психических состояний  ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или  устойчивости, затрудняет учет влияния  состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованные социальные и социально-психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние.

В заключение отметим, что психологические состояния  — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

 

По своему происхождению психологические  состояния являются психическими процессами во времени. Состояния, как образования  более высокого уровня, управляют процессами нижерасположенных уровней. Основными механизмами саморегуляции психики являются эмоции, воля, эмоциональные и волевые функции. Непосредственным механизмом регуляции являются все формы внимания — как процесса, состояния и свойства личности.

Необходимо  уменьшать отрицательное влияние  неблагоприятных состояний на деятельность человека и стремиться к тому , чтобы  эмоциональное состояние человека было положительно окрашенным.

В ходе выполнения работы мы узнали о понятии психические  состояния человека,  дали характеристику основных положительных и отрицательных состояний - цель достигнута, основные задачи решены. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2009.
  2. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2009. – 408 с.
  3. Еникеев Н.И. Общая и социальная психология.- М; изд-во «Норма», 2008-624с.
  4. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. М.: 2010-416с
  5. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М.,1964
  6. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психические состояния // Психология. М., 1977. С. 98—110.
  7. Психические состояния /сост.Куличков.-СПб: изд-во Питер 2009.-512с.
  8. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с.
  9. Сосновикова Ю.Е.Психические состояния человека и их классификация и диагностика.- М; 320с.
  10. Островский Э.В., Чернышова Л.И. психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005

 

 

 

 


Информация о работе Определение и свойства психических состояний