Организация и структура психиатрической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:23, реферат

Краткое описание

В основе организации психиатрической помощи в РФ лежат три основных принципа: дифференцированность (специализация) помощи различным контингентам больных, ступенчатость и преемственность помощи в системе различных, психиатрических учреждений. Дифференциация помощи больным психическими болезнями отражена в создании нескольких видов психиатрической помощи. Созданы специальные отделения для больных с острыми и пограничными состояниями, с возрастными психозами, детские, подростковые и др. Органами социального обеспечения создаются дома для инвалидов (психиатрические интернаты), для хронических больных, органами просвещения - интернаты и школы для умственно отсталых детей и подростков.

Содержание

1. Организация и структура психиатрической службы РФ. Структурные подразделения и их функции
2. Методы диагностики различных форм психологической патологии. Диагностическое значение сбора жалоб, анамнезов, исследований психического статуса. Вспомогательные методы диагностики
3. Профилактика, терапия и реабилитация психических больных, проблема психологической профилактики психологических расстройств. Фармакотерапия: группы психотропных лекарственных средств. Психотерапия, виды и точки приложения. Проблемы реабилитации психических больных

Вложенные файлы: 1 файл

псих-я.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

 

 

     

 

 

 

 

 

 

Организация и структура  психиатрической службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Организация и  структура психиатрической службы  РФ. Структурные подразделения и  их функции

2. Методы диагностики  различных форм психологической  патологии. Диагностическое значение  сбора жалоб, анамнезов, исследований  психического статуса. Вспомогательные  методы диагностики

3. Профилактика, терапия  и реабилитация психических больных,  проблема психологической профилактики  психологических расстройств. Фармакотерапия: группы психотропных лекарственных  средств. Психотерапия, виды и  точки приложения. Проблемы реабилитации  психических больных 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация  и структура психиатрической  службы РФ. Структурные подразделения  и их функции

 
В основе организации психиатрической  помощи в РФ лежат три основных принципа:

дифференцированность (специализация) помощи различным контингентам больных, ступенчатость и преемственность помощи в системе различных, психиатрических учреждений.

Дифференциация  помощи больным психическими болезнями  отражена в создании нескольких видов  психиатрической помощи. Созданы  специальные отделения для больных  с острыми и пограничными состояниями, с возрастными психозами, детские, подростковые и др. Органами социального  обеспечения создаются дома для  инвалидов (психиатрические интернаты), для хронических больных, органами просвещения - интернаты и школы  для умственно отсталых детей  и подростков.

Ступенчатость организации  психиатрической помощи выражается в наличии максимально приближенных к населению внебольничной, полустационарной и стационарной помощи. Внебольничная  ступень включает психоневрологические диспансеры, диспансерные отделения  больниц, психиатрические, психотерапевтические и наркологические кабинеты при  поликлиниках, МСЧ, а также лечебно-производственные, трудовые мастерские. В полустационарную ступень входят дневные стационары, в штатном отношении принадлежащие психоневрологическим диспансерам; в стационарную - психиатрические больницы и психиатрические отделения в других больницах.

Преемственность психиатрической  помощи обеспечивается тесной функциональной связью психиатрических учреждений разных ступеней, что регламентируется положениями и инструкциями МЗ РФ. Это позволяет осуществлять непрерывное  наблюдение за больным и его лечение  при переходе из одного лечебного  учреждения в другое. В РФ установлен специальный учет психически больных, его осуществляют областные, городские  и районные психоневрологические диспансеры, психоневрологические кабинеты районных поликлиник и центральные районные больницы, в которых органы здравоохранения  обязывают иметь полные списки психически больных, проживающих на обслуживаемой  ими территории. Система учета  позволяет с достаточной степенью достоверности выявлять распространенность по стране основных форм психических  болезней, в том числе легко  протекающих и особенно так называемых пограничных состояний.

Установлению распространенности психических болезней способствует доступность и приближенность сети психоневрологических учреждений к  населению и их контакт с неврологическими и другими медицинскими учреждениями. Для осуществления исследования распространенности психических болезней МЗ РФ разработаны и утверждены клинические критерии учета. Соответствующие документы адаптированы к Международной классификации болезней, составленной ВОЗ. На основе учетных данных и результатов клинико-статистических исследований, проводимых научными и практическими учреждениями, получают достоверные сведения о показателях распространенности психических болезней, их структуре и динамике. Приказ № 245 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Основывается на конституции РФ и правах человека. Лечение проводится при согласии больного, при этом необходимым условием является заполнение двух важных документов: согласие на госпитализацию и согласие на лечение.

Принудительная  госпитализация осуществляется только если:

1. Есть угроза  или непосредственная опасность  деяний больного для него самого  или окружающих.

2. Если психическое  нарушение обуславливает его  неспособность самостоятельно удовлетворять  свои жизненные потребности.

3. Если оставление  лица без психиатрической помощи  может нанести вред его здоровью  вследствие его психического  состояния.

Подобные больные  подлежат обязательному врачебному освидетельствованию комиссией  врачей-психиатров в течение 48 часов, которая принимает решение об обоснованности госпитализации и заполняет соответствующую документацию. В случае необходимости госпитализации в суточный срок решение комиссии должно быть направлено в территориальный суд по месту нахождения психиатрического стационара. Суд обязан рассмотреть данное заявление в течение не более 5 суток и вправе отклонить или удовлетворить решение о госпитализации, санкция на пребывание пациента в стационаре и его срок дается судьей на срок, необходимый для рассмотрения заявления. Решение суда может быть обжаловано родителями (опекунами) в 10-дневный срок. Подобные больные подлежат ежемесячному переосвидетельствованию комиссией врачей-психиатров, решающей вопрос о продлении госпитализации или выписке больного.

Основными звеньями психиатрической помощи являются психоневрологический диспансер и психиатрическая  больница, как правило, прикрепленная  к диспансеру по территориальному признаку. Они оказывают психиатрической  помощи населению, проживающему в определенном районе. При этом больница обслуживает  больных нескольких диспансеров. Деятельность диспансеров построена по участково-территориальному принципу (участковый психиатр и его помощники оказывают психиатрическую помощь жителям определенной территории - участка).

Структура психоневрологического  диспансера:

а) лечебно-профилактическое отделение;

б) экспертное отделение;

в) отделение социально-трудовой помощи;

г) лечебно-трудовые мастерские;

д) дневной стационар;

е) учетно-статистический кабинет;

ж) детское и подростковое отделения;

з) логопедический кабинет.

Детский психиатр осуществляет динамическое наблюдение за детьми и  подростками от 5 до 15 лет. Он посещает детские сады и школы, выявляя  нервных детей, детей с нарушенным поведением и умственно отсталых. Детский психиатр назначает им лечение, решает вопрос о типе школы, направляет при необходимости в больницу. Он ведет профилактическую и санитарно-просветительную  работу среди родителей, педагогов  и школьников. В специализированных (вспомогательных) школах для умственно  отсталых детей обучаются дети со сниженным интеллектом.

Обучение ведется  педагогами-дефектологами по облегченной  программе и по специальным учебникам. Учеба сочетается с производственным обучением. В эти учебные заведения  больных направляет специальная  комиссия в составе представителей отдела народного образования, педагогов-дефектологов и детского врача-психиатра.

Лечебно-трудовые мастерские - это одно из важных звеньев в  структуре психиатрических учреждений. Они имеют не только непосредственно  лечебное значение (трудотерапия), но и  являются этапом широкой реабилитационных мероприятий, которым в последние  годы уделяется все большее внимание. Усложняющаяся система трудовых заданий позволяет значительно  повысить уровень реадаптации больного.

Дневной стационар - новая форма амбулаторного лечения  психически больных. В дневном стационаре находятся больные с не резко  выраженными психическими нарушениями  и пограничными состояниями. В течение  дня больные получают лечение, питание, отдыхают, а вечером возвращаются в семью. Лечение больных без  отрыва от обычной социальной среды способствует предупреждению социальной дезадаптации и явлений госпитализма.

Скорая психиатрическая  помощь. Медицинский персонал скорой и неотложной психиатрической помощи круглосуточно выезжает по вызовам  учреждений, предприятий и отделений  милиции, а в часы, когда не работают диспансеры - по всем вызовам, которые  обычно адресуются участковым псцхиатрам. Врач-психиатр, приехавший на вызов, решает вопрос о необходимости госпитализации в зависимости от состояния больного и конкретной обстановки. Главная задача медицинского работника при оказании помощи возбужденному больному до прибытия специализированной помощи состоит в обеспечении безопасности самого больного и окружающих его людей (изолирование в отдельное помещение, удерживание или принудительная иммобилизация, тщательный осмотр вещей и т.д.)

Подчеркивается, что  необходимость организации специализированных отделений связана с особенностями  течения и лечения ряда заболеваний  или ухода за некоторыми категориями  больных или с целевой установкой. Новые принципы содержания и лечения  больных предполагают уменьшение размеров палат, выделение вспомогательных  помещений для развития самообслуживания больных, значительное расширение мест дневного пребывания и создание условий  для широкого применения социально-культурных мероприятий. Детские отделения  должны находиться в обособленных помещениях, и в них, наряду с лечебной, всегда организуется специальная педагогическая работа. Для более полного и всестороннего обслуживания и лечения больных в психиатрической больнице создаются диагностические лаборатории - психологическая, клиническая, биохимическая, генетическая, электроэнцефалографический кабинет, физиотерапевтическое, рентгенологическое отделения, постоянная высококвалифицированная консультативная помощь специалистов в области соматической медицины.

 

 

 

 

2. Методы  диагностики различных форм психологической  патологии

 

Диагностическое значение сбора жалоб, анамнезов, исследований психического статуса. Вспомогательные  методы диагностики. В клинической  психологии диагностика может служить  трем целям: отнесение какого-то индивида (шире — какой-то единицы) к какому-то классу системы классификации, объяснение трудностей и проблем, которые ставятся в конкретном случае, и подготовка терапевтического решения. Диагностика  как отнесение индивида к элементу системы классификации в научно-теоретическом  отношении представляет собой наблюдение поведения индивида в релевантных  для него ситуациях, ориентируясь при  этом на достаточные и необходимые  законы манифестации для отдельных  категориальных понятий. Если рассматривать  диагностику как объяснение, то можно  опираться на уже введенные понятия  объяснения. Объяснительный аргумент соответствует диагностической  систематизации, антецедентные условия  образуют диагноз. Когда в конкретном случае ищут диспозиционное или историко-генетическое объяснение какого-то расстройства, установление антецедентных условий всегда требует, чтобы был поставлен диагноз. А когда в конкретном случае ставится диагноз, это всегда приводит к дистанционному и/или историко-генетическому объяснению, каким бы несовершенным оно ни оказалось. Диагностика не только стремится  к идентификации и объяснению, но равным образом служит подготовке терапевтических решений. Однако, анализируя эту функцию, мы выходим за пределы сферы клинической психологии как науки и переходим в область клинической психологии как технологии и прикладной сферы. Клинико-психологическая диагностика имеет следующие функции: описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка, которые могут относиться как к отдельным индивидам, так и к межличностным системам (партнерам, семьям, группам, организациям) и имеют значение и для исследования, и для практики. В зависимости от функции и цели выбираются разные диагностические концепции и процессы, а также, не в последнюю очередь, разные методы обследования. Описание проблемы или расстройства (главные и сопутствующие признаки; степень выраженности - продолжительность, интенсивность, частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходит возникновение или обострение патологического состояния);

Формальная классификация  проблемы или расстройства (определение  типа);

Объяснение возможных  причин или условий возникновения  проблемы или расстройства;

Прогноз развития проблемы или расстройства (формулирование предположений  о развитии патологического состояния  в определенных обстоятельствах);

Общая психологическая  оценка (позволяет составить дальнейший план действий и затем оценить  их эффективность в процессе сравнения  оценки до начала и после окончания  терапевтических воздействий)

Традиционная личностная диагностика представляет собой  диагностику свойств. Ее цель — предсказать  поведение, основываясь на базовых  свойствах личности, в значительной мере определяющих поведение конкретного  человека. Гипотеза о наличии свойств, которые никак не зависят от времени  и ситуации, не нуждается в наблюдении и измерении поведения в разных жизненных ситуациях. Теоретические  рамки для диагностики свойств  есть, в частности, в моделях личности Кеттела и Айзенка; кроме того, диагностика свойств присутствует в понятии «факторы большой пятерки».

Основными задачами исследования в клинической психологии является обнаружение изменений  отдельных психических функций  и выявление (выделение) патопсихологических  синдромов. Под патопсихологическим  синдромом понимают патогенетически взаимообусловленную и взаимосвязанную общность симптомов, признаков психических расстройств, к ним также относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженную в психологических понятиях. В патопсихологическом синдроме отражаются нарушения различных уровней функционирования центральной нервной системы. На основании патопсихологических синдромов оцениваются особенности структуры и протекания психических процессов, приводящих к клиническим проявлениям — психопатологическим синдромам.

Патопсихологическая диагностика использует батарею  экспериментальных методик-тестов, с помощью которых выявляются особенности функционирования отдельных  сфер психической деятельности и  интегративных образований —  темперамента, характера, свойств личности.

Диагностический процесс в психиатрии направлен на распознавание, регистрацию и квалификацию психических и поведенческих расстройств. При этом изучаются в неразрывном единстве как простые и сложные комплексы поведения, так и все особенности речевой продукции, ее вербальные и невербальные аспекты. Речевое поведение, таким образом, является важнейшим объектом исследований, и только глубокое всестороннее его изучение позволяет приблизиться к пониманию особенностей личности больного, сущности субъективной картины психопатологических переживаний, верифицировать диагноз.

Информация о работе Организация и структура психиатрической службы