Организация социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

При рассмотрении социальной работы с молодежью сегодня необходимо учитывать нарастающий демографический кризис. Член-корреспондент РАН (ИСЭПН РАН, г. Москва Н.М. Римашевская в своем докладе «Демографический кризис: причины, характер и региональный аспект» говорит следующее: «Средняя плотность населения в стране – 8,5 человек на 1 кв. км., но с запада на восток она интенсивно снижается. Центр характеризуется плотностью равной 56,5 человек, а Дальний Восток – 1,1 человек, т.е. в 50 раз ниже. В Центральном округе проживает 25% населения, а Дальневосточном – 5%... Качество населения отражается в следующих 3-х характеристиках:
- физическое, психическое и социальное здоровье;
- образовательно-профессиональный и интеллектуальных потенциал;

Содержание

Введение
1. Необходимость государственной молодежной политики
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
1.2 Структура государственной молодежной политики
2. Организационные основы социальной работы с молодежью
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Организация социальной работы с молодежью.docx

— 27.28 Кб (Скачать файл)

Организация социальной работы с молодежью

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Необходимость государственной  молодежной политики

1.1 Социальная работа с  молодежью в школе

1.2 Структура государственной  молодежной политики

2. Организационные основы  социальной работы с молодежью

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При рассмотрении социальной работы с молодежью сегодня необходимо учитывать нарастающий демографический кризис. Член-корреспондент РАН (ИСЭПН РАН, г. Москва Н.М. Римашевская в своем докладе «Демографический кризис: причины, характер и региональный аспект» говорит следующее: «Средняя плотность населения в стране – 8,5 человек на 1 кв. км., но с запада на восток она интенсивно снижается. Центр характеризуется плотностью равной 56,5 человек, а Дальний Восток – 1,1 человек, т.е. в 50 раз ниже. В Центральном округе проживает 25% населения, а Дальневосточном – 5%... Качество населения отражается в следующих 3-х характеристиках:

- физическое, психическое  и социальное здоровье;

- образовательно-профессиональный  и интеллектуальных потенциал;

- духовно-нравственные и  культурные изменения.

По этим трем векторам наблюдается негативная динамика, которая устойчиво ведет к деградации российского генофонда. Об этом свидетельствуют следующие факты:

- ежегодно возрастает  доля детей, рождающийся уже больными. На 2006 год это около 40%;

- повышается социальное  нездоровье среди молодежи –  алкоголизм, наркомания, криминальность;

- более 3 млн. детей школьного  возраста не может получить  регламентного образования по  причине низкого уровня здоровья;

- все меньшее значение  население придает культурно-нравственным  ценностям, заменяя их денежным  чистоганом…

Индикаторы, находящиеся в явном противостоянии:

- Россия занимает 10 место  по объему ВВП и 64-е – по  уровню душевого дохода;

- Россия находится на  первом месте но территории  и на восьмом – по численности  населения;

Россия занимает 17-е место по числу рождений и четвертое по числу смертей…

Прогноз: в 2015 г. в России будет проживать 134 млн. человек, в 2020 – 130 млн. человек, в 2050 – в пределах 100 млн. человек» /5, с.17 – 19/.

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80 – 90-х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля 1991 г.). С распадом СССР данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.

Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.

 

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1 Социальная работа с молодежью  в школе

 

Составители Доклада о положении молодежи приходят к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводят к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики.

С принятием нового Закона Российской Федерации «Об образовании» уменьшилось количество обучающихся, дошкольная система воспитания с переходом яслей и детских садов на платную хозрасчетную основу становится в силу финансовых причин недоступной для многих семей. Да и сама школа во многом утрачивает свою воспитательную функцию – многие учителя становятся простыми урокодателями, прекратил свое действие такой институт, как вожатые и классные руководители, практически на нет сведена работа с детьми во внешкольное время и по месту жительства.

Институциализация социальной работы с различными категориями и социальными группами, в том числе с семьей, детьми и молодежью, является одной из попыток решения проблем и конфликтов — на индивидуальном или групповом уровне, по месту жительства или в условиях трудового коллектива. Становление социальной работы, и в первую очередь работы с молодежью затруднено по причине ограниченности материальных ресурсов распада довольно мощной сферы соцкультбыта, прекращения деятельности пионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря на справедливую критику имела и позитивные стороны — организация свободного времени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое и интернациональное воспитание.

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции: выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива; охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд; создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям; налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью; изучает общественное мнение в школьном коллективе; организует социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей; разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями; организует работу школьного телефона доверия; способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.

Основными принципами деятельности социальной службы являются: многофункциональность – выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога; объективность – учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию; коммуникативность – организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи; интеграция – полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов; оперативность – быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности; автономность – социальная служба должна быть независимой от администрации школы, органов управления образованием и других властных структур; репрезентативность – представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов; адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

 

1.2 Структура государственной молодежной  политики

 

Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Цели государственной молодежной политики: содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу; создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

- принцип участия: привлечение  молодых граждан к непосредственному  участию в формировании и реализации  политики и программ, касающихся  молодежи и гражданского общества  в целом;

- принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной  защищенности молодых граждан, необходимой  для восполнения обусловленной  возрастом ограниченности их  социального статуса;

- принцип гарантий: предоставление  молодому гражданину гарантированного  государством минимума социальных  услуг по обучению, воспитанию, духовному  и физическому развитию, охране  здоровья, профессиональной подготовке  и трудоустройству, объем, виды и  качество которых должны обеспечивать  необходимое развитие личности  и подготовку к самостоятельной  жизни;

- принцип приоритета: оказание  предпочтения общественным инициативам  по сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий в области молодежной  политики.

Основными направлениями осуществления государственной молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

 

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы.

Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим – социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).

То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле.

Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений (последние в повседневной жизни часто называют «службами»). Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.

Деятельность социальной службы в общих чертах регламентируется Положениями, разработанными в рамках действующего законодательства. К сожалению, до сих пор в России отсутствуют государственные социальные службы в системе социальной защиты населения, специально направленные на поддержку и защиту молодежи как социально-демографической группы. В настоящее время существует ряд служб в структуре общественных организаций, оказывающих различные услуги молодым людям. Однако, несмотря на особенности объектов поддержки (дети, подростки, семья и др.), в Положениях различных социальных служб существуют базовые блоки, которые необходимо учитывать при разработке Положения о социальной службе, направленной на социальную поддержку молодежи. На основе Положения формируется штатное расписание, определяется объем и характер работы социальных работников. Сотрудники социальной службы должны обладать умениями и навыками работы с клиентами (отдельными гражданами, различными группами и т.д.), быть способными решать проблемы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.

В начале XXI в. наиболее существенным нововведением в управленческих структурах разного уровня стало реформирование источников и практики финансирования социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время в программах социальной защиты:

- государственная централизованная  помощь планируется главным образом  только слабозащищенным слоям  населения (за счет бюджетных  средств);

- обеспечение, поддержка  всех нетрудоспособных граждан  и семей с детьми в денежной  форме (пенсии, пособия) осуществляется  из внебюджетных фондов за  счет взносов на социальное  страхование, вносимых предпринимателями  и наемными работниками, а также  путем создания основной (государственной) и дополнительных (частных, профессионально-групповых) систем социального страхования;

Информация о работе Организация социальной работы с молодежью