Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:31, дипломная работа
Цель: теоретически изучить и экспериментально проверить развитие творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
Объектом исследования является творческие способности
В качестве предмета исследования рассматривается игровая деятельность как средство развития творческих способностей.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что процесс игровой деятельности является эффективным инструментом повышения уровня творческих способностей младших школьников.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников в процессе игровой деятельности.
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.3. Роль игровой деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация экспериментального исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
2.1. Методы исследования развития творческих способностей младших школьников.
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа занятий по развитию творческих способностей младших школьников.
2.3. Анализ интерпретации результатов исследования на обобщающем этапе эксперимента.
Выводы по второй главе.
Заключение
Список используемой литературы
Игры с правилами можно разделить на три подгруппы:
На наш взгляд интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.
Так, естественные игры разделены на три рода:
1. Игры теплокровных животных и их детенышей;
Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики».
Род результативных игр имеет два основных класса:
– энергетические, которые характеризуются
«выбросом мускульной силы», например,
хоккей и лапта;
– интеллектуальные объединены в три
вида – абстрактные, символические и имитационные,
которые характеризуются большим «выбросом
умственной энергии».
Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:
– по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
– по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
– по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;
– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.
В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает
игры обучающие (дидактические,
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Дидактические игры – это
Дидактическая игра имеет
1. дидактическая задача;
Взаимоотношения
между детьми и педагогом
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:
Таким образом,
дидактическая игра – сложное,
многогранное явление. Для
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1 – игры с предметами
(игрушками, природным
2 – настольные печатные;
3 – словесные игры.
В играх с предметами
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В игре также используют
В дидактических играх широко
используются разнообразные
Игры с природным материалом
учитель применяет при
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему
признаку – классификация.
Составление разрезных