Основные подходы к классификациям методов психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:59, контрольная работа

Краткое описание

Явления, изучаемые в психологии, настолько сложны и своеобразны, в такой степени трудны для научного исследования, что на протяжении всей истории существования психологии как науки ученые постоянно не были удовлетворены имеющимися в их распоряжении методами исследования. Они были озабочены поиском методов, которые бы позволили получить объективные, надежные и достоверные знания о психических явлениях.
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения.

Содержание

Введение 3
Классификация С.Л. Рубинштейна. 3
Классификация Б.Г. Ананьева. 4 Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского. 4
Классификация Дружинина. 5
Классификация Г. Пирьова. 6
Классификация Нурковой, Березанской. 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

контр раб.docx

— 35.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ  НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 
ФИЛИАЛ «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО - СОЦИАЛЬНЫЙ

 

УНИВЕРСИТЕТ» В Г.КАНСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

Факультет «Психология»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ВВЕДЕНИЮ В ПСИХОЛОГИЮ

 

Тема: «Основные подходы  к классификациям методов психологии»

 

 

 

 

 

 

 

                                      Выполнил студент 13/45/БПЗ- 3,5с-1

                              Дементьева Татьяна Николаевна

 

                                                     Проверил

                                                      Преподаватель: Гусева Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. КАНСК

 

План

 

Введение                                                                                                     3

Классификация С.Л. Рубинштейна.                                                         3 

Классификация Б.Г. Ананьева.                                                                 4                                                            Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского.                                 4

Классификация Дружинина.                                                                     5

Классификация Г. Пирьова.                                                                      6

Классификация Нурковой, Березанской.                                                8

Заключение                                                                                                 11

Список использованной литературы                                                       12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Явления, изучаемые  в психологии, настолько сложны  и своеобразны, в такой степени  трудны для научного исследования, что на протяжении всей истории  существования психологии как  науки ученые постоянно не  были удовлетворены имеющимися  в их распоряжении методами  исследования. Они были озабочены  поиском методов, которые бы  позволили получить объективные,  надежные и достоверные знания  о психических явлениях.

 Психология, как и каждая  наука, пользуется целой системой  различных частных методов, или  методик. Известно несколько классификаций  методов психологии, поскольку по-разному  трактуются методы и методики, существуют различные психологические  школы, появляются дополнения, изменения. 

 

Рассмотрим следующие  классификации:

 

Классификация С.Л. Рубинштейна. 

 

2 группы методов: 

 

Основные методы:

 

 Наблюдение:

 

 а) внешнее;

 б) внутреннее.

 

 Эксперимент: 

 

 а) естественный;

 б) лабораторный;

 в) психолого-педагогический;

 г) физиологический  (или метод условных рефлексов).

 

Дополнительные методы:

 

 Приемы изучения продуктов  деятельности.

 

2.2. Беседа.

 

 Анкета.

 

 

Классификация Б.Г. Ананьева. 

 

4 группы методов выделены  на основе этапов проведения  исследования:

 

Организационные:

 

 сравнительный;

 лонгитюдный;

 комплексный. 

 

2. Эмпирические:

 

 обсервационные (наблюдение, самонаблюдение);

 эксперимент (лабораторный, полевой, естественный);

 психофизиологические;

 анализ продуктов и  процессов деятельности (праксиметрические методы);

 моделирование;

 биографический метод. 

 

3. Методы обработки данных:

 

 методы математической  статистики;

 качественного описания.

 

4. Интерпретационные методы:

 

 генетические (фило- и онто-);

 структурные (классификация, типологизация).

 

 

Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского.

 

Метод — это выражение  некоторых соотношений между  объектом и субъектом в процессе познания.

 

6 основных психологических  методов:

 

1.герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);

 

2.биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике;

 

3.наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания;

 

4.самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;

 

5.клинический — на первый план выходит задача перехода от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам;

 

6. эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

 

 

Классификация Дружинина.

 

3 класса методов: 

 

1.Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

 

2.Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования). Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно языковой, знаково-символической или пространственно-схематической:

 

  •  Дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.

 

  • Индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

 

  • Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдедукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат – модель объекта, состояния, процесса:

 

а) Структурно – функциональное – исследователь для выявления структуры отдельной системы по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании.

 

б) Функционально – структурное - исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологи и др.

 

3. Итерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

 

 

Классификация Г. Пирьова.

 

6 групп методов: 

 

1. Наблюдение (наблюдение  – описательный психологический  исследовательский метод, заключающийся  в целенаправленном и организованном  восприятии и регистрации поведения  изучаемого объекта):

 

    • Объективное:

 

 а) непосредственное в процессе жизненной активности:

индивидуальное и коллективное;

интенсивное и экстенсивное;

объективно – клиническое (используется в стационарах).

 

 б) опосредованное  наблюдение, которое представляет  собой некоторые анкетные методики (анкеты, опросники) либо анализ  продукта деятельности человека.

 

    •  Самонаблюдение или субъективное наблюдение:

 

 а) непосредственное  самонаблюдение или словесный  отчет человека о том, что  с ним происходило или происходит.

 б) опосредованное  самонаблюдение, построенное на  изучении дневников, писем, автобиографий,  рисунков или воспоминаний человека.

 

2. Эксперимент (эксперимент  – проводимый в специальных  условиях опыт для получения  новых научных знаний посредством  целенаправленного вмешательства  исследователя в жизнедеятельность  испытуемого):

 

    • Лабораторный (или искусственный – вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора):

 

 а) классический (метод  раздражения, метод выразительных  движений, метод реакций);

 б) метод тестов (психометрия)  – стандартизированное и измерение  тех или иных параметров.

 

    •  Естественный (естественный или полевой эксперимент – вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс):

 

 а) естественный:

в условиях труда;

в условиях учения;

в условиях игры;

 

 б) психолого – педагогический эксперимент:

констатирующий;

формирующий.

 

3. Моделирование (моделирование  – опосредованное исследование, при котором изучается не сам  интересующий исследователя объект, а некоторая созданная модель, считающаяся посредником между  объектом и исследователем):

 

 а) физическое и  математическое;

 б) имитационное и  схематическое;

 в) кибернетическое.

 

4. Психологическая харакетристика (синтетически – методический прием).

 

5. Вспомогательные методы:

 

а) физиологические, фармакологические, биохимические и т.п.;

б) математические и статистические;

в) графические.

 

6. Специальные методические подходы:

 

 а) сравнительный метод  (суть которого сводится к статистическим  способам сравнения);

 

 б) генетический метод/эволюционный (когда мы говорим о развитии  или видоизменении какого –  либо явления):

 

филогенетический;

онтогенетический;

биографический;

лонгитюдный.

 

 в) патопсихологический  метод. 

 

Классификация Нурковой, Березанской. 

 

  1. По критерию непосредственности — опосредствованности проникновения в психику субъекта методы можно разделить на:     

 

    • прямой (интроспекция);
    • косвенный.

 

Интроспекция как особый способ познания человеком своего сознания через «непосредственное» восприятие психических явлений, в течение  долгого периода являвшаяся господствующим методом в психологии, исчезла  из ее оборота, т.к. если бы закономерности психического были прямо и непосредственно  открыты сознанию исследователя, потерялся  бы смысл психологии как таковой (зачем нужна наука, когда и  так все ясно?!). Таким образом, в настоящее время все методы психологии имеют косвенный, реконструктивный характер.

 

2. По аспекту динамики:

 

    • поперечно-срезовые» методы;
    • лонгитюдные методы.

 

3. По степени генерализации  результатов исследования:

 

    • методы широко репрезентативности (например, анкетирование выборки испытуемых, представляющей структуру общества в целом);

 

    • методы узкой репрезентативности (крайней формой узко репрезентативного метода является популярный в настоящее время метод case study (исследование одного случая).

 

4. По способу «презентированности» субъекта в процессе исследования выделяются интерактивные методы:

 

    • методы, где взаимодействие с испытуемым «здесь и сейчас» (например, клиническая беседа, психоаналитическая сессия, глубинное интервью и т.д.);

 

    • методы, где материалом анализа становятся артефакты психической жизни субъекта (метод анализа продуктов деятельности, биографический метод, метод исторической реконструкции, рисуночные тесты, метод моделирования).

 

5. По степени формализованности процедуры исследования и, следовательно, предсказуемости результатов:

 

  • алгоритмизованные формальные методах (например, метод тестов-опросников, метод сбережения Г. Эббингауза);

 

  • неформальные методы (предполагают вариативность взаимодействия испытуемого и исследователя; в неформальных методах развитие экспериментальной процедуры зависит от конкретных действий или высказываний испытуемого, варианты которых практически безграничны (психотехнические методы, метод включенного наблюдения).

Информация о работе Основные подходы к классификациям методов психологии