Основные подходы к классификациям методов психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:59, контрольная работа

Краткое описание

Явления, изучаемые в психологии, настолько сложны и своеобразны, в такой степени трудны для научного исследования, что на протяжении всей истории существования психологии как науки ученые постоянно не были удовлетворены имеющимися в их распоряжении методами исследования. Они были озабочены поиском методов, которые бы позволили получить объективные, надежные и достоверные знания о психических явлениях.
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения.

Содержание

Введение 3
Классификация С.Л. Рубинштейна. 3
Классификация Б.Г. Ананьева. 4 Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского. 4
Классификация Дружинина. 5
Классификация Г. Пирьова. 6
Классификация Нурковой, Березанской. 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

контр раб.docx

— 35.69 Кб (Скачать файл)

 

6. По способу обработки  полученных данных:

 

  • методы количественного анализа (включают различные варианты статистической обработки массивов данных);

 

  • методы качественного анализа.

 

7. По критерию интервентности (от лат. interventio — вмешательство):

 

  • наблюдение; характеризуется как максимально неинтервентный метод психологического познания;
  • научное наблюдение — это целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений.

 

 Наблюдение подразделяют  на:

 

а) открытое (когда испытуемый знает, что за ним наблюдают);

 

б) скрытое (когда испытуемый не знает, что за ним наблюдают);

 

в) включенное (исследователь осуществляет деятельность вместе с испытуемым);

 

г) стороннее;

 

д) естественное и лабораторное;

 

е) периодическое и одиночное;

 

метод самонаблюдения (особый тип наблюдения, заключающийся в  своеобразной позиции исследователя: наблюдать за собой, как за другим);

 

метанаблюдение (дополнительный тип наблюдения – наблюдение за наблюдением; объектом наблюдения становится сама деятельность наблюдателя).

 

 ‘ксперимент; в ходе эксперимента осуществляется активное вмешательство в течение психической жизни испытуемого; эксперимент всегда носит характер своеобразной провокации, т.к. ставит своей целью в контролируемых условиях вызвать определенную реакцию испытуемого.

 

Эксперимент — научный  метод, предполагающий активное вмешательство  исследователя в деятельность испытуемого  с целью создания условий, в которых  выявляется влияние независимых  переменных на зависимую.

 

 Эксперимент подразделяется  на:

 

а) естественный;

б) полевой;

в) лабораторный;

г) констатирующий (выявляющий уже сложившиеся структуры);

д) формирующий (предполагающий целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств).

е ) тест (частный случай эксперимента) – стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или особенности личности.

 

Существенной характеристикой  метода тестов является наличие «норм», с которыми производится сличение полученных показателей. Тесты могут быть индивидуальными  и групповыми; вербальными и действенными. Выделяется особый тип проективных  тестов (например, Тематический апперцептивный тест – ТАТ). В проективных тестах испытуемым предъявляется неопределенный стимульный материал и по тому, каким  образом испытуемые структурируют его («На что похоже это пятно?»), делается вывод о неосознаваемых психологических факторах.

 

Моделирование (является своеобразным экспериментальным методом в  психологии). Модель представляет собой  овеществленное психологическое понятие (например, модели внимания в когнитивной  психологии). При этом в модели абстрагируются теоретически значимые параметры реальности и игнорируются другие. Компонент  моделирования является необходимой  частью любого современного исследования. Однако если в некоторых направлениях модель является и источником постановки исследовательской задачи, и результатом исследования (когнитивная психология), то в других она скорее направляет научный поиск (например, какие процессы мы имеем в виду, говоря о мышлении?) и выполняет функцию установления отношений между понятиями, отражающими части психологической реальности (например, модель личности в теории 3. Фрейда, состоящую из трех инстанций: «Я», «Оно» и «Сверх-Я»).

 

 Промежуточное положение  в классификации занимает ряд  методов, в различной степени  совмещающих в себе аспекты  эксперимента и метода наблюдения. Сюда можно отнести психотехнические  методы, метод беседы и психотерапевтические  методы. Психотехнические методы  и метод беседы при этом  тяготеют к методам наблюдения, а психотерапевтические — к  методу эксперимента.

 

 

 

 Заключение

 Успехи психологии  непосредственно зависят от качества  применяемых в ней методов  исследования. Будучи не в состоянии  придумать все методы самостоятельно, психологи обращались за помощью  к другим наукам и заимствовали  из них все то, что могло  оказаться полезным изучения  и познания психических явлений.  Со временем в психологии оказались  аккумулированными методы исследования, привлеченные из самых разных  наук: философии, истории, социологии, математики, физики, медицины и т.д.

 В связи с увеличением  количества психологических наук  и расширением сферы использования  психологических знаний в практике, психология как наука постоянно  обогащается новыми методами  исследования.

 Например, за последние  несколько десятков лет в арсенал  методов психологических исследований  вошли методы, основанные на использовании  компьютерной техники и современных  средств электронной связи. 

 

 Список использованной  литературы.

 

 

1. Немов Р. С. Психология: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. ISBN 978-5-962-0108

 

2. Саблин В. С., Слаква С. П. Психология человека. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 744 с. ISBN 5-94798-872-0на тему: «Классификация методов в психологии»

Владимир 2008

 

3.Психология/ Учебное пособие под ред. В.В. Нурковой,

Н.Б. Березанской - М: Академия, 2000. с. 33-38

 

4.Дружинин В. Н. - Экспериментальная психология » ЧАСТЬ I. Экспериментальная психология » 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ » 2.3. Классификация методов психологического исследования


Информация о работе Основные подходы к классификациям методов психологии