Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 17:34, контрольная работа
Теория социального научения Джулиана Роттера— это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.
Роттер сосредоточил внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте. Кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть
Теория социального научения
Джулиана Роттера— это попытка объяснить,
как научаются поведению путем взаимодействия
с другими людьми и элементами окружения.
Роттер сосредоточил внимание на том,
как научаются поведению в социальном
контексте. Кроме того, полагал, что в основном
поведение определяется нашей уникальной
способностью думать и предвидеть. По
его утверждению, предсказывая, что люди
будут делать в определенной ситуации,
мы должны принять во внимание такие когнитивные
переменные, как восприятие, ожидание
и ценности. В теории Роттера также существует
положение, что поведение человека целенаправленно,
то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым
целям. По Роттеру, поведение человека
определяется ожиданием, что данное действие
приведет, в конечном итоге, к будущим
поощрениям. Интеграция концепций ожидания
и подкрепления в рамках одной и той же
теории — уникальное свойство системы
Роттера.
В центре внимания теории социального
научения Роттера лежит прогноз поведения
человека в сложных ситуациях. Роттер
полагает, что нужно тщательно проанализировать
взаимодействие четырех переменных. Эти
переменные включают в себя потенциал
поведения, ожидание, ценность подкрепления
и психологическую ситуацию.
Потенциал поведения.
Роттер утверждает, что ключ к предсказанию
того, что человек будет делать в данной
ситуации, лежит в понимании потенциала
поведения. Под этим термином понимается
вероятность данного поведения, «встречающегося
в какой-то ситуации или ситуациях в связи
с каким-то одним подкреплением или подкреплениями».
Представим, например, что кто-то оскорбил
вас на вечеринке. Как вы отреагируете?
С точки зрения Роттера, есть несколько
ответных реакций. Вы можете сказать, что
это переходит все границы, и потребовать
извинения. Вы можете не обратить внимания
на оскорбление и перевести разговор на
другую тему. Вы можете ударить обидчика
по лицу или просто уйти. Каждая из этих
реакций имеет свой потенциал поведения.
Если вы решаете не обращать внимания
на оскорбителя, это означает, что потенциал
этой реакции сильнее, чем у любой другой
возможной реакции. Очевидно, что потенциал
каждой реакции может быть сильным в одной
ситуации и слабым в другой. Пронзительные
крики и вопли могут иметь высокий потенциал
в боксерском матче, но очень слабый —
на похоронах (по крайней мере в американской
культуре).
Ожидание.
По Роттеру, ожидание относится к субъективной
вероятности того, что определенное подкрепление
будет иметь место в результате специфического
поведения. Например, прежде чем вы решите,
идти вам на вечеринку или нет, вы, по всей
видимости, попытаетесь вычислить вероятность
того, что хорошо проведете время. Также,
решая, готовиться ли к экзамену в выходные
дни, вы, скорее всего, спросите себя, помогут
ли вам эти занятия лучше сдать экзамен.
С точки зрения Роттера, величина силы
ожидания может варьировать от 0 до 100 (от
0% до 100%) и в целом основана на предыдущем
опыте такой же или подобной ситуации.
Таким образом, если вы никогда не наслаждались
вечеринкой, ожидание, что вы получите
от нее удовольствие, очень мало. Также,
если занятия в выходные дни всегда помогали
вам лучше сдать экзамен, вероятно, у вас
будет высокое ожидание того, что вы вновь
получите хорошую отметку.
Концепция ожидания Роттера ясно говорит
о том, что если в прошлом люди за поведение
в данной ситуации получали подкрепление,
они чаще всего повторяют это поведение.
Например, если вы всегда прекрасно проводили
время на вечеринках, то, по всей вероятности,
вы согласитесь принять приглашение на
выходной день. Но как может ожидание объяснить
поведение в ситуации, с которой мы столкнулись
в первый раз? По Роттеру, в этом случае
ожидание основывается на нашем опыте
в похожей ситуации. Недавний выпускник
колледжа, получивший похвалу за то, что
в выходные дни работал над семестровой
контрольной, вероятно, ждет, что будет
поощрен, если в выходные дни закончит
доклад для своего начальника. Этот пример
показывает, как ожидание может привести
к постоянным формам поведения, независимо
от времени и ситуаций. Фактически Роттер
говорит о том, что стабильное ожидание,
генерализованное на основе прошлого
опыта, действительно объясняет стабильность
и единство личности. Однако следует заметить,
что ожидание не всегда соответствует
реальности. У некоторых людей, например,
могут быть нереально высокие ожидания
относительно своих успехов, вне зависимости
от ситуации. А другие могут быть настолько
неуверенными, что постоянно недооценивают
свои шансы на успех в данной ситуации.
В любом случае, Роттер утверждает, что
если мы хотим точно прогнозировать поведение
индивида, нам следует полагаться на его
собственную субъективную оценку успеха
и неудачи, а не на оценку кого-то другого.
Роттер делает различие между теми ожиданиями,
которые специфичны для одной ситуации,
и теми, которые являются наиболее общими
или применимыми к ряду ситуаций. Первые,
называемые специфическими ожиданиями,
отражают опыт одной конкретной ситуации
и неприменимы к прогнозу поведения. Последние,
называемые генерализованными ожиданиями,
отражают опыт различных ситуаций и очень
подходят для изучения личности в роттеровском
понимании. Позже в этом разделе мы рассмотрим
генерализованное ожидание, называемое
интернально-экстернальный локус контроля.
Ценность подкрепления.
Роттер определяет ценность подкрепления
как степень, с которой мы при равной вероятности
получения предпочитаем одно подкрепление
другому. Используя эту концепцию, он утверждает,
что люди различаются по своей оценке
важности той или иной деятельности и
ее результатов. При возможности выбора
для некоторых посмотреть баскетбол по
телевидению важнее, чем поиграть с друзьями
в бридж. Также одни любят долгие прогулки,
а другие — нет.
Как и ожидания, ценность различных подкреплений
основана на нашем предыдущем опыте. Более
того, ценность подкрепления определенной
деятельности может меняться от ситуации
к ситуации и с течением времени. Например,
социальный контакт, вероятно, будет иметь
большую ценность, если мы одиноки, и меньшую,
если мы не одиноки. Тем не менее, Роттер
утверждает, что существуют относительно
устойчивые индивидуальные различия в
нашем предпочтении одного подкрепления
другому. Некоторые люди всегда берут
бесплатные билеты в кино, а не на оперный
спектакль. Соответственно формы поведения
также можно проследить в относительно
устойчивых эмоциональных и когнитивных
реакциях на то, что составляет основную
поощряемую деятельности в жизни.
Следует подчеркнуть, что в теории Роттера
ценность подкрепления не зависит от ожидания.
Иначе говоря: то, что человек знает о ценности
отдельного подкрепления, ни в коей мере
не показывает степень ожидания этого
подкрепления. Студент, например, знает,
что хорошая успеваемость имеет высокую
ценность, и все же ожидание получить высокие
оценки может быть низким из-за отсутствия
у него инициативы или способностей. По
Роттеру, ценность подкрепления соотносится
с мотивацией, а ожидание — с познавательными
процессами.
Психологическая ситуация.
Четвертой и последней переменной, используемой
Роттером для прогноза поведения, является
психологическая ситуация с точки зрения
индивидуума. Роттер утверждает, что социальные
ситуации таковы, какими их представляет
наблюдатель. Роттер полагает, что если
данные обстоятельства окружения воспринимаются
человеком определенным образом, то для
него эта ситуация будет именно такой,
какой он ее воспринимает, независимо
от того, насколько странным покажется
его трактовка другим.
Роттер подчеркивает важную роль ситуационного
контекста и его влияние на поведение
человека. Он строит теорию о том, что совокупность
ключевых раздражителей в данной социальной
ситуации вызывает у человека ожидание
результатов поведения — подкрепления.
Так, студентка может ожидать, что она
плохо выступит на семинаре по социальной
психологии, и в результате преподаватель
поставит ей низкую оценку, а коллеги будут
насмехаться над ней. Следовательно, мы
можем прогнозировать, что она бросит
учебу или предпримет какие-то другие
действия, направленные на то, чтобы предотвратить
ожидаемый неприятный результат.
Тема взаимодействия человека со значимым
для него окружением глубоко заложена
в роттеровском видении личности. Как
интеракционист, он утверждает, что психологическую
ситуацию нужно рассматривать наряду
с ожиданиями и ценностью подкрепления,
прогнозируя возможность любого альтернативного
варианта поведения. Он присоединяется
к мнению Бандуры, что личностные факторы
и события окружения во взаимодействии
лучше всего предсказывают поведение
человека.
Для того, чтобы предсказать потенциал
данного поведения в специфической ситуации,
Роттер предлагает следующую формулу:
Потенциал поведения = ожидание + ценность
подкрепления.
Из этого уравнения видно, что, когда мы
предсказываем вероятность данного поведения
в некоей ситуации, нам следует использовать
две переменные: ожидание и ценность подкрепления.
Рассмотрим следующий пример. Перед вами
стоит выбор: идти утром в воскресенье
в компьютерный центр или остаться в общежитии
смотреть по телевизору чемпионат Национальной
футбольной лиги. Возможно, мы сумеем предсказать,
какой выбор вы сделаете, если мы знаем:
1) ценность подкреплений, связанных с
каждой возможностью; 2) ожидание того,
что каждая из возможностей приведет к
соответствующим подкреплениям. Однако
следует заметить, что основная формула
Роттера представляет собой скорее гипотетическое,
а не прагматическое средство прогноза
поведения. Фактически он предполагает,
что четыре переменные, которые мы только
что рассмотрели (потенциал поведения,
ожидание, подкрепление, психологическая
ситуация), применимы только для прогноза
поведения в условиях тщательного контроля,
например, в психологическом эксперименте.
Общая формула прогноза
Роттер считает, что его основная формула
ограничена прогнозом специфического
поведения в контролируемых ситуациях,
где подкрепления и ожидания относительно
просты. Прогноз поведения в повседневных
ситуациях, с его точки зрения, требует
более обобщенной формулы. Поэтому Роттер
предлагает следующую модель прогноза.
Потенциал потребности = свобода деятельности
+ ценность потребности.
Это уравнение показывает, что два отдельных
фактора определяют потенциал выстраивания
поведения, направленного на удовлетворение
определенных нужд. Первый фактор — свобода
деятельности человека или общее ожидание,
что данное поведение приведет к удовлетворению
потребности. Второй фактор — ценность,
которую человек придает потребности,
связанной с ожиданием или достижением
каких-то целей. Проще говоря, роттеровская
общая формула прогноза означает, что
человек склонен стремиться к целям, достижение
которых будет подкреплено, и ожидаемые
подкрепления будут иметь высокую ценность.
По мнению Роттера, при условии, что мы
знаем эти факты, возможен точный прогноз
в отношении того, как будет вести себя
человек.
Общая формула прогноза также подчеркивает
влияние генерализованного ожидания,
что подкрепление будет иметь место в
результате определенного поведения в
разных ситуациях. Роттер определил два
таких генерализованных ожидания: локус
контроля и межличностное доверие. Локус
контроля, обсуждаемый далее, это основа
интернально-экстернальной шкалы Роттера,
один из наиболее широко используемых
параметров самоотчета в исследовании
личности.
Большая часть исследований, которые
были проведены в соответствии с теорией
Роттера, сосредоточивалась на личностной
переменной, называемой локус контроля.
Являясь центральным конструктом теории
социального научения, локус контроля
представляет собой обобщенное ожидание
того, в какой степени люди контролируют
подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным
локусом контроля полагают, что их успехи
и неудачи регулируются внешними факторами,
такими как судьба, удача, счастливый случай,
влиятельные люди и непредсказуемые силы
окружения. «Экстерналы» верят в то, что
они заложники судьбы. Напротив, люди с
интернальным локусом контроля верят
в то, что удачи и неудачи определяются
их собственными действиями и способностями
(внутренние, или личностные факторы).
«Интерналы» поэтому чувствуют, что они
в большей степени влияют на подкрепления,
чем люди с экстернальной ориентацией
локуса контроля.
Хотя веру в экстернальный или интернальный
контроль можно рассматривать как черту
личности в смысле индивидуальных различий,
Роттер ясно показывает, что экстерналы
и интерналы не есть «типы», поскольку
каждый имеет характеристики не только
своей категории, но и, в небольшой степени,
другой. Конструкт следует рассматривать
как континуум, имеющий на одном конце
выраженную «экстернальность», а на другом
— «интернальность», убеждения же людей
расположены на всех точках между ними,
по большей части в середине. Иначе говоря,
какие-то люди очень экстернальны, какие-то
очень интернальны, а большинство находится
между двумя экстремумами. Учитывая это,
мы можем обратиться к измерению локуса
контроля и некоторым важным психосоциальным
характеристикам, связанным с индивидуальными
различиями по этой важной величине.
Измерение локуса контроля. Хотя существует
несколько способов измерения ориентации
контроля, применимых к детям и взрослым,
исследователями в этой области чаще всего
используется «Шкала И-Э», созданная Роттером.
Она состоит из 23 пар утверждений вынужденного
выбора, с шестью дополнительными вопросами
для того, чтобы замаскировать цели этого
теста. Результаты обрабатывались на компьютере,
и за каждый ответ, указывающий на экстернальную
ориентацию, испытуемый получал один балл,
и так по всем 23 парам. Результаты ранжируются
от нуля до 23, причем самый высокий результат
отражает высокую экстернальность. Исследователи,
использующие шкалу И-Э, обычно определяли
испытуемых, чьи результаты находились
за крайними границами распределения
(например, сверх 75 или ниже 25 процентов).
Эти испытуемые классифицировались либо
как экстерналы, либо как интерналы, а
те, чьи результаты занимали промежуточное
положение, исключались из дальнейшего
исследования. Затем исследователи продолжали
искать различия между двумя крайними
группами путем измерения других показателей
самоотчета и/или поведенческих реакций.
Когнитивное направление в теории личности
подчеркивает влияние интеллектуальных
и мыслительных процессов на поведение
человека.
Данное направление исходит из того, что
человек по существу - это исследователь,
стремящийся понять, интерпретировать,
предвидеть и контролировать мир своих
личных переживаний для того, чтобы эффективно
взаимодействовать с ним.
Джордж Келли был один из основателей
этого направления. Он придавал особое
значение когнитивным процессам и рассматривал
их как основную черту функционирования
человека. Келли рассматривал личность
не как пассивный организм, реагирующий
на раздражение, а как ученого, делающего
выводы на основе прошлого опыта и строящего
предположения о будущем.
Теория Джорджа Келли, появившаяся в 1955
году, необычайно опередила свое время.
Конструктивный альтернативизм, лежащий
в основе философии Келли, дает людям поразительное
количество возможностей для выбора альтернативы
банальному в нашей жизни.
Как доктрина конструктивный альтернативизм
доказывает, «что все наше современное
толкование мира нуждается в пересмотре
или замене». Ничто не свято и ничто не
оставляет неизгладимого следа. Все изменится,
если люди просто посмотрят на мир с другой
стороны. Келли утверждал, что не существует
такой вещи в мире, относительно которой
«не может быть двух мнений». Осознание
человеком действительности — это всегда
предмет для истолкования. По мнению Келли,
объективная реальность, конечно, существует,
но разные люди осознают ее по- разному.
Следовательно, ничто не постоянно и не
окончательно. Правда, как и красота, существует
только в сознании человека.
Поскольку факты и события (как и весь
человеческий опыт) существуют только
в сознании человека, есть различные способы
их истолкования. Для примера рассмотрим
случай, когда девочка берет деньги из
кошелька своей матери. Что это означает?
Факт прост: деньги вынуты из кошелька.
Однако, если мы попросим детского терапевта
истолковать это событие, то он может дать
детальное объяснение чувств девочки
по поводу неприятия ее матерью, которое,
возможно, возникло как результат фрустрации
матери по поводу того, что она должна
оставаться дома и растить дочь, а не делать
свою личную карьеру. Если мы спросим у
матери, та может сказать, что ее дочь «плохая»
и ей не стоит доверять. Отец девочки может
предположить, что она «недисциплинированная».
Дедушка может рассматривать этот факт
как детскую проказу. А сама девочка может
считать это ответом на нежелание родителей
давать ей достаточно денег на карманные
расходы. В то время как само событие (присвоение
денег) отрицать невозможно, его значение
открыто для альтернативного истолкования.
Следовательно, любое событие можно рассматривать
с разных сторон. Людям предоставляется
великолепный набор возможностей в интерпретации
внутреннего мира переживаний или внешнего
мира практических событий. Келли резюмировал
свою приверженность конструктивному
альтернативизму следующим образом: «...какова
бы ни была природа или чем бы в конце концов
ни обернулись поиски правды, мы сегодня
сталкиваемся с фактами, которым можно
дать столько объяснений, сколько в состоянии
придумать наш разум» (Kelly, 1970).
Интригующую природу конструктивного
альтернативизма можно оценить еще лучше,
если сравнить ее с одним из философских
принципов Аристотеля. Аристотель выдвигает
на первое место принцип идентичности:
А есть А. Вещь в себе и вне себя переживается
и интерпретируется одинаково каждым
человеком. Например, автомобиль, припаркованный
на той стороне улицы, не перестает быть
одним и тем же физическим объектом, вне
зависимости от того, кто смотрит на него.
Из этого следует, что факты социальной
реальности одинаковы для всех. Келли
же полагает, что А — это то, что индивид
объясняет как А! Реальность — это то,
что мы истолковываем как реальность,
факты всегда можно рассматривать с различных
точек зрения. Тогда, если быть последовательным,
нет истинного или валидного способа интерпретации
поведения человека. Пытаемся ли мы понять
поведение другого человека, или наше
собственное, или саму природу Вселенной,
всегда существуют «конструктивные альтернативы»,
открытые для нашего разума. Более того,
концепция конструктивного альтернативизма
предполагает, что наше поведение никогда
полностью не определено. Мы всегда свободны
до некоторой степени в пересмотре или
замене нашего толкования действительности.
Основываясь на положениях конструктивного
альтернативизма, Келли создал теорию
личностных конструктов.
При разработке модели личности Келли
основывался на аналогии человека как
исследователя. А именно, он делает предположение,
что подобно ученому, который изучает
некий феномен, любой человек выдвигает
рабочие гипотезы о реальности, с помощью
которых он пытается предвидеть и контролировать
события жизни. Келли предположил, что
все люди — ученые в том смысле, что они
формулируют гипотезы и следят за тем,
подтвердятся они или нет, вовлекая в эту
деятельность те же психические процессы,
что и ученый в ходе научного поиска. Таким
образом, в основе теории личностных конструктов
лежит предпосылка о том, что наука является
квинтэссенцией тех способов и процедур,
с помощью которых каждый из нас выдвигает
новые идеи о мире. Цель науки — предсказать,
изменить и понять события, то есть основная
цель ученого — уменьшить неопределенность.
Но не только ученые — все люди имеют такие
цели. Мы все заинтересованы в предвидении
будущего и построении планов, основанных
на ожидаемых результатах.
Келли разработал метафорическую характеристику
личности, которая описывает человеческое
существо как ученого. Ученый прибегает
к гипотезам и конструктам, чтобы спланировать
наблюдения, описать и предсказать события,
которые они наблюдают. Подобным образом
в своей жизни индивид прибегает к личностным
конструктам, чтобы спрогнозировать развитие
жизненных событий. Человек старается
разработать концепции, которые сделают
предсказуемой его жизнь, особенно в межличностной
сфере.
Личностные конструкты - это идея или мысль,
которую человек использует, чтобы осознать
или интерпретировать, объяснить или предсказать
события.
Примеры личностных конструктов: взволнованный
- спокойный, умный - глупый, мужской - женский,
хороший - плохой, дружеский - враждебный
Эти конструкты человек использует, чтобы
оценить значение явлений своей повседневной жизни.
Приведем пример. В начале семестра у студента
ведет курс новый профессор. Основываясь
на ограниченном наблюдении (2 часа лекции)
студентка может воспринять и интерпретировать
профессора как беспристрастного («истолкование»
- по Келли). Студент развивает гипотезу
о профессоре, которая помогает ему предвидеть
и контролировать события, связанные с
курсом, который ведет профессор. Если
гипотеза окажется «правильной», можно
ожидать, что профессор предложит разумный
объем литературы для чтения, даст соответствующие
контрольные работы и адекватно оценит
их. Однако, если в дальнейшем поведение
профессора будет отличаться от этих предположений,
студентке потребуется, альтернативная
гипотеза (профессор - несправедливый,
или педантичный, или зануда).
С точки зрения теории личностных конструктов
мы готовимся к событиям, которые предвидим.
Этим предвидением в определенной степени
определяются наши поступки мысли, эмоции.
Представьте, что вы думаете, что завтра
вы выиграете в лотерею, или вообразите,
что завтра наступит конец света. Поведение
в связи с этим у вас будет разное.
Человек с помощью конструктов прогнозирует
события. Если события развиваются в соответствие
с нашими ожиданиями, то это значит, что
произошла валидизация (подтверждение
того, что мы ожидали, состоялась). Далее
если, конструкт помогает точно прогнозировать
события, то человек сохраняет его. Если
прогноз не подтверждается (происходит
инвалидизация конструкта), и конструкт,
на основании которого он был сделан, подвергается
пересмотру или вообще исключается.
События - это широкое и емкое понятие.
Во-первых - это события в обычном смысле
слова. Например, фраза Новый год - веселая
пора, веселая пора - это конструкт, который
применен к событию Новый год. Во-вторых
- чаще слово событие Келли употребляет
по отношению к людям. Если, мы говорим,
что Гитлер -сумасшедший, то применяем
конструкт - сумасшедший в данном случае
к событию Гитлер.
Люди нуждаются в надежных и устойчивых
способах предвидения ситуации, влияющих
на нашу жизнь, потому что это помогает
им действовать эффективно.
Поэтому, с точки зрения Келли, люди в повседневной
жизни, подобно ученым, создают личностные
конструкты.
Информация о работе Основные принципы теории социального научения