Основные принципы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 11:38, реферат

Краткое описание

Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления, а также новые подходы к осуществлению управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике менеджмента.
Целью работы является изучение теоретических основ принципов менеджмента для их применения в управлении современной российской организацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность менеджмента как типа управления коммерческой организацией……………………………………………………………………..3
2.Понятие о принципах менеджмента, их классификация……………………4
3.Характеристика общих принципов менеджмента…………………………...5
4.Характеристика частных принципов менеджмента – принципов достижения успеха……………………………………………………………………………..7
5.Использование принципов менеджмента в управлении современной российской организацией……………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованных источников…………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Домашняя работа по дисциплине Социология и психология управления.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

“Московский государственный университет приборостроения  и информатики”

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

Основные принципы управления

 

 

 

 

          Специальность 080505 Управление персоналом

          Дисциплина  Социология и психология управления                                         

Руководитель  Денисов А.М.

Студент  Бурцева А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Сущность менеджмента как типа управления коммерческой организацией……………………………………………………………………..3

2.Понятие о принципах менеджмента, их классификация……………………4

3.Характеристика общих принципов менеджмента…………………………...5

4.Характеристика частных принципов менеджмента – принципов достижения успеха……………………………………………………………………………..7

5.Использование принципов менеджмента в управлении современной российской организацией……………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованных источников…………………………………………..20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления  неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой  менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами  управленческой мысли новые идеи в области управления, а также новые подходы к осуществлению управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике менеджмента.

Целью работы является изучение  теоретических основ принципов  менеджмента для их применения в управлении современной российской организацией.

 

1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА,  КАК ТИПА УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ  ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Менеджмент- тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. Менеджмент - аналог термина "управление". Это его синоним, однако, не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях).Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации (коммерческой фирмы) в рыночных условиях. Экономический механизм менеджмента состоит' из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом. Успехи и неудачи предприятия - это, в первую очередь, успехи и неудачи менеджмента. А если исходить из утверждения, что предприятие - это прежде всего люди, то менеджмент - это организация деятельности работников. Персонал - важнейший элемент производственного процесса на предприятии.

 

2. ПОНЯТИЕ О ПРИНЦИПАХ МЕНЕДЖМЕНТА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.

Классификация принципов  менеджмента.

В литературе нет единого  подхода к классификации принципов  управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Классификация принципов  должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных  сторон отношений управления. :

-общие принципы управления  имеют универсальный характер  и распространяют свое действие  на все сферы управления и  отрасли экономики.

-частные принципы  управления имеют локальный характер  и регулируют лишь отдельные  управленческие процессы, отрасли,  организации и подразделения. 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ  ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Любая деятельность имеет  свои законы, закономерности и принципы, которые устанавливают границы, приемлемые в той или иной области.

К числу основных принципов  управления могут быть отнесены:

1) научность;

2) системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Принцип научности.

Этот принцип требует  построения системы управления и  ее деятельности на строго научных  основаниях. Другое важное противоречие принципа научности — единство и  противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления.

Принцип системности  и комплексности.

Этот принцип требует  одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтому системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям.

Принцип единоначалия в  управлении и коллегиальности в  выработке решений.

Любое принимаемое решение  должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т.д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ.

Принцип демократического централизма.

Этот принцип означает необходимость разумного, рационального  сочетания централизованного и  децентрализованного начал в  управлении. На уровне государства  это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладает централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим.

Принцип единства отраслевого  и территориального управления.

Развитие общества тесно  связано с прогрессом отраслевого  и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость  углубления специализаций, повышения  концентрации производства. Территориальное  же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все — региональные проблемы. Интересы фирмы должны быть тесно увязаны с интересами местных властей жителей региона, где она собирается проявлять свою деловую активность — строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т.д.

 

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТНЫХ  ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА – ПРИНЦИПОВ  ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

 

В группе частных принципов  управления можно условно выделить две подгруппы.

Первая подгруппа включает в себя принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления. Сюда входят принципы планирования, организации, учета, контроля, принципы проведения маркетинговых исследований мероприятий и т.п.

Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например социальной, экономической, организационно-технической т.д., а также с уровнями управления (структурное подразделение, организация, отрасль, национальная экономика).

Для характеристики первой подгруппы используем в качестве примера принципы организации и учета. Среди принципов организации выделяют принципы приоритета, принципы соответствия и принципы формирования процесса opгaнизации.

В состав принципов приоритета входят принципы приоритета цели, приоритета функций над структурой при создании организаций, приоритета структур над функциями действующих организациях, приоритета субъекта управления над объектом управления при создании структурного подразделения, приоритета объекта управления над субъектом управления для действующих организаций.

К принципам соответствия относятся: принцип соответствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип ее соответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.

Построение процесса организации должно осуществляться на основании следующих принципов:

  • преимущественная направленность на достижение поставленной цели, а не на устранение внутренних и внешних возмущающих воздействий;
  • комплексный подход к изучению управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс организации;
  • обеспечение объективности протекания процесса;
  • наиболее оптимальное и полное информационное обеспечение процесса;
  • жесткая регламентация операций и процедур всех этапов проектируемого процесса;
  • соответствие свойств процесса техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам организации.

К принципам организации и осуществления управленческого учета относятся:

  • непрерывность деятельности предприятия;
  • использование единых для планирования и учета единиц измерения;
  • оценка результатов деятельности как предприятия в целом, так и каждого его структурного подразделения в отдельности;
  • преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;
  • формирование системы показателей внутренней отчетности организации как основы коммуникационных связей между разными уровнями управления и отдельными структурными подразделениями, находящимися на одном уровне управления;
  • применение бюджетного (сметного) метода управления затратами и запасами;
  • полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;
  • периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.

Для характеристики второй группы частных принципов управления рассмотрим принципы кадровой политики. В системе принципов организации  и осуществления кадровой политики можно выделить несколько различных групп. Наиболее показательными из них являются группа принципов построения системы управления персоналом и группа принципов подбора кадров.

Формирование системы  управления персоналом организации  осуществляется на основании следующих принципов адекватности функций управления персоналом целям функционирования, первичности функций управления персоналом оптимального соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом, оперативного реагирования на изменения специфики функционирования организации, потенциальных имитаций.

Информация о работе Основные принципы управления