Основные стили воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является полное раскрытие темы «Основные стили воспитания детей». Так же нужно будет решить несколько задач, которые преследуют главную цель:
Более подробно разобрать понятие: стиль, тип, и что такое семейное воспитание; рассмотреть сами стили воспитание детей, и какие из них наиболее важны.
Стиль – приемы, способы, методы, какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Типичная стратегия поведения родителей с ребенком.

Вложенные файлы: 1 файл

контроша по психологии.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

- Искренне следует объяснить, что родитель чувствует, когда расстроен, но не вспоминать старых, давнишних грехов, а говорить о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давить, не наказывать физически, не унижать.

- Следует стать терпимее к недостаткам подростков. Замечать как можно чаще в ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

Попустительский стиль:

Особенности

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка  «свободу», самостоятельность и  раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает  никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает  никакого участия в становлении личности.

Попустительский стиль общения  предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная  обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При попустительском стиле  воспитания возможны следующие варианты развития личности:

 

1 вариант – свободный,  но безучастный:

- самостоятельность 

- неспособность к близости  и привязанности;

- безучастность в отношении  близких («это не мои проблемы, мне все равно»)

- отсутствие желания позаботится  о ком-то, помочь, поддержать;

- мало «душевного тепла».

 

2 вариант – личность  «без тормозов» и «без запретов»:

- хамство и вседозволенность;

- воровство, враньё, распущенность;

- безответственность, не  умение «держать слова».

Рекомендации

- Следует поменять тактику общения и отношение к своему ребенку. Постараться восстановить взаимное доверие и уважение.

- Установить систему запретов  и включиться самим в жизнь подростка.

- Рекомендуется помочь ему участвовать в жизни семьи, четко обозначая, функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.

- Нужно создать семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

- Следует проявить «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивать его важность для вас и исключительность, беседовать с ним и интересоваться его мнением.

- Так же нужно помнить,  что ребенку необходимо искреннее участие в его жизни!

 

Гиперопека:

Особенности

В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.

В отличие от авторитарного  и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная  близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку  свободу для полноценного развития, становления личности.

В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного  стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.

Последствия

При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:

 

1 вариант – «домашний  деспот»: 

- требовательность и нетерпимость  к желаниям других;

- избалованность и капризность,  эгоизм;

- манипулирование окружающими;

- высокомерие и надменность;

- своенравность.

2 вариант – зависимая  личность:

- безынициативность, беспомощность;

- пасует перед трудностями;

- зависит от мнения  родителей, не в состоянии принять  собственное решение;

- с трудом контактируют со сверстниками.

 

Рекомендации

- Не нужно отказываться от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но следует свести опеку к минимуму.

- Не требовать от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, нужно его принять таким, какой он есть.

- Помогать, но не стараться решать за него все проблемы;

- Стимулировать общение со сверстниками.

- следует дозироваться  опеку,  свободу, похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

- необходимо предоставить ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

Демократический стиль:

Особенности

При таком стиле общения  родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается  как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля  воспитания этот процесс не пущен  на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

Основные  характеристики этого стиля:

- взаимоприятие;

- взаимоориентация.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

- активно-положительное  отношение к ребенку; 

- адекватная оценка его  возможностей, успехов и неудач;

- им свойственны глубокое  понимание ребенка, целей и  мотивов его поведения; 

- умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При демократическом стиле  воспитания происходит наиболее гармоничное  и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных  в подобных семьях, характерны:

- Умение самостоятельно  принимать решения и отвечать  за свои поступки.

- Инициативность и целеустремленность.

- Умение строить близкие  и доброжелательные отношения  с окружающими.

- Способность договариваться, находить компромиссные решения.

- Наличие собственного  мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Далеко не всегда эти стили  проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут  применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а  в «мирное время», наоборот –  допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая  непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его  потребности и возможности [8. c. 448].

Следует помнить, что дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями. В силах родителей научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у них с родителями.

И главное помнить, что для ребенка самое главное – это любовь и уважение родителей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В повседневной жизни воспитателю  и родителям постоянно приходится сталкиваться с проявлениями негативных эмоциональных всплесков у детей, которые нередко порождаются  именными перепетилиями - конфликтами между родителями и ребенком.

Эти проблемы дети не в состоянии  решить самостоятельно, поэтому отклонение в поведении детей актуализируют  проблему современной диагностики  их причин, планирование адекватных приемов  психолого – педагогической коррекции, усиленной при необходимости врачебной помощи.

Путей коррекции на сегодняшний  день очень много. Например наиболее важным считается уважать право ребенка быть таким, каков он есть. Е. В. Титова уверена, что детей нельзя оберегать даже от самых тяжелых испытаний, этим и доказывая свою любовь к ним. Д. Ч. Добеон считает необходимым, прежде всего установление четких правил и строго их соблюдать.

Ш. Сузуки основным направлением выделяет заинтересованность ребенка деятельностью. М. И. Бука утверждает, что ни в коем случае нельзя высмеивать ребенка, напротив нужно повышать его самооценку. Рон Кемпбелл и Ч. Л. Лендрет особенно важным считают установление контакта с ребенком, а затем воспитание дисциплины.

М. И. Буянов утверждает, что  воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований: во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку, во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности, в-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств, для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки  ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему  завершить задуманное и помочь  оценить действия и его результат в целом, а не  одергивать по ходу дела, так как в том случае  он не накапливает  достаточного опыта  самооценки и к тому же  оказывается склонным к  импульсивным  мотивированным поступкам [3, с. 1136 с].

 Таким образом, все  задачи, поставленные в начале, выполнены  и цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Бачинин,  В.  А.    Психология:  энцикл.  слов /  В.  А.  Бачинин.  -  СПб.: Михайлов, 2005. – 271 с.
  2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 304 с.
  3. Выготский,    Л  .  С .    Психология      развития      человека    /  Л.  С. Выготский. –    М .: Изд-во Смысл; Изд-во  Эксмо, 2005. – 1136 с
  4. Еникеев,  М.  И.  Психологический энциклопедический  словарь  /  М.  И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. – 558с.
  5. Мананикова,   Е.   Н.   Психология   личности:   учеб.   пособие   /   Е.   Н. Мананикова. –     2-е изд. – М. : Дашков и К°, 2009. – 217 с.
  6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. - 464 с.
  7. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - М.: Независимая фирма "Класс", 2001. - 208 с.
  8. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии / Перевод с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.

 


Информация о работе Основные стили воспитания детей