Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 11:57, контрольная работа
Целью работы является изучение истории становления психологии управления.
В качестве объекта исследования выступают школы управленческой деятельности.
Предметом исследования являются основоположники каждой школы, теории, входящие в основу школ.
Введение………………………………………………………………………...3-4
1.История становления психологии управления………………………...5-17
1.1. Школа научной организации труда……………………………………...5-11
1.2. Административная школа………………………………………………11-15
1.3. Школа человеческих отношений……………………………………….15-16
1.4. Школа научного управления……………………………………………16-17
2. Основные теоретические подходы психологии управления……….18-19
2.1. Системный подход………………………………………………………….18
2.2. Ситуационный подход……………………………………………………...18
2.3. Процессуальный подход……………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………..20-22
Литература………………………………
План
Введение…………………………………………………………
1.История становления психологии управления………………………...5-17
1.1. Школа научной организации труда……………………………………...5-11
1.2. Административная школа………………………………………………11-15
1.3. Школа человеческих отношений……………………………………….15-16
1.4. Школа научного управления……………
2. Основные теоретические
подходы психологии управления…
2.1. Системный подход……………………………………
2.2. Ситуационный подход……………………………
2.3. Процессуальный подход………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей.
Организованная деятельность
- это непросто совместная деятельность
людей, объединенных общими интересами
или целями, симпатиями или ценностями,
это деятельность людей, объединенных
в одну организацию,
подчиняющихся правилам
и нормам этой организации и выполняющих
заданную им совместную работу в соответствии
с экономическими, технологическими, правовыми,
организационными и корпоративными требованиями.
Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, - это управленческие отношения людей.
Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.
В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.
В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.
Целью работы является изучение истории становления психологии управления.
В качестве объекта исследования выступают школы управленческой деятельности.
Предметом исследования являются основоположники каждой школы, теории, входящие в основу школ.
Согласно цели исследования мы определяем следующие задачи:
1. На основе теоретических источников рассмотреть понятие психологии управления.
2. Изучить историю становления психологии управления.
3. Сформулировать выводы по проделанной работе.
1. История становления психологии управления
Как область исследований психология управления сформировалась в недрах психологии труда и социальной психологии в XIX в. Как самостоятельная наука она оформилась в середине XX в. с развитием общей теории управления.
В первой половине XX в. оформились четыре школы управленческой деятельности:
1. Школа научной организации труда;
2. Административная школа;
3. Школа «человеческих отношений»;
4. Школа «научного управления».
1.1. Школа научной организации труда и ее вклад в развитие теории организации
Классическая организационная теория была первой систематизированной теорией, предлагавшей механистические конструкции, использование которых должно обязательно обеспечить организации эффективное функционирование.
Основной вклад в
формирование этой теории
Основополагающие принципы
школы научного управления
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Метод исследования
Тейлора заключался в
Ф. Тейлора предложил
широкомасштабное применение
Создавая свою систему,
Тейлор не ограничивался
Функции осуществления
взаимодействия элементов
Философскую основу
системы Тейлора составила
Генри Форд продолжил
идеи Тейлора в области
Развитие учения связано с именем Анри Файоля, исследования которого в некоторых моментах близки к тектологии А. Богданова. Так, для А. Файоля процесс организации - это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с конкретными целями, что порождает необходимость придать форму всей структуре и обоснованно определить место и функции каждого из ее компонентов. Он рассматривал административную организацию как таковую лишь на самом общем уровне, т. е. не ограничивал исследование сферой производства, подчеркивая универсальность основных принципов функционирования администрации и полагая, что на одной и той же ступени развития все социальные организмы сходны между собой.
Видными популяризаторами
классической организационной
Классическая теория
механистически подходила к
Классическая организационная
теория базируется на
- функциональная иерархия;
- вертикальная и горизонтальная специализация;
- приоритет внутренних
факторов производства по
- труд и капитал - основные движущие силы в экономике.
Согласно классическим представлениям организация является отлаженной машиной. В основе такого подхода - классические теории менеджмента, развитые в первой трети XX в. Механистический подход получил определенную завершенность в принципах рациональной бюрократии М. Вебера. Организация механистического типа представляет собой надежную систему управления для обеспечения отлаженного функционирования стабильных рутинных процессов. В таком качестве организация обладает рядом присущих ей свойств, независимо от характера и статуса социально-экономической системы, в которой она существует. Эти свойства подробно исследованы специалистами по менеджменту. При этом организации с механистическими свойствами принято называть механистическими, бюрократическими, иерархическими, командными и т.д. Однако чаще всего они обозначаются как бюрократические организации.
Свойства бюрократических организаций:
- организация строится
на формальном разделении
- организация ориентируется преимущественно на внутренние факторы развития;
- общие цели организации разделяются на частные задачи, выполнение которых не зависит от решения общих задач;
- задачи задаются жестко
в терминах конкретных
- организация строится
по иерархическому принципу, когда
пре обладают вертикальные
- контроль и самая
важная информация
- выполнение всех видов работ не зависит от личных качеств работников, которые взаимозаменяемы, и предполагается формальная обезличенность должностных обязанностей;
- взаимосвязанная система
обобщенных формальных правил
и стандартов обеспечивает
Эффективность
Недостатки организации бюрократического типа:
Информация о работе Основные теоретические подходы психологии управления