Основные труды по проблемам самовоспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но есть что-то вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по трудному пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души.

Содержание

1. Введение

Основные труды по проблемам самовоспитания

3. Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

4. От воспитания к самовоспитанию.

5. Самосознания как определенный уровень развития личности.

6. Заключение

7. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат!!!!.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение

 

  1. Основные труды по проблемам самовоспитания

 

 3. Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

 

 4. От воспитания к самовоспитанию.

 

 5. Самосознания как определенный уровень развития личности.

 

6. Заключение

 

7. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 Заповедь. Р.Киплинг.

 

 

 Владей собой среди толпы смятенной,  

 Тебя клянущей за смятения всех,

 Верь  сам в себя наперекор вселенной,

 И маловерным отпусти их грех;

 Пусть  час не пробил, жди не уставая,

 Пусть  лгут лжецы не снисходи до них;

 Умей  прощать и не кажись прощая

 Великодушней и мудрей других.

 

 Останься прост, беседуя с царями,

 Останься честен, говоря с толпой,

 Будь  прям и тверд с врагами и друзьями,

 Пусть  все в свой час считаются с тобой;

 Наполни смыслом каждое мгновенье,

 Часов  и дней неумолимый бег, -

 Тогда  весь мир ты примешь во владение,

 Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!

 

 

 

Введение

 

 

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но есть что-то вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по трудному пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души.

 

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные качества личности как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные труды по проблемам самовоспитания.

 

Среди значительных работ по самовоспитанию можно отметить труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой.

В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует много научных работ и популярной литературы по этой теме.

 

 

Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

 

 Когда появляется на свет  новорожденный, мы говорим: “Родился  человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс  развития тесно сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое понятие - “личность”.

 

 

 О личности мы судим по  следующим признакам:

 

 1. Определенные сформированные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким  уровнем  развития, который позволяет  ей управлять собственным поведением  и деятельностью.

 

 Способность обдумывать свои  поступки и отвечать за них - существенный и главный признак  личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От воспитания к самовоспитанию.

 

Воспитание — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе .В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением.

Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

 В процессе нравственного  воспитания широко применяются  такие методы, как убеждение и  личный пример, совет, пожелание  и одобрительный отзыв, положительная  оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

Но воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание.

 

Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие, так и самовоспитание личности.

.

 Сложность воспитательного  процесса состоит в том, что  его результаты не так ощутимы  и не так быстро обнаруживают  себя. По сути, воспитательный процесс длится всю жизнь.

 

 

Считаю, что школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.

 Православное воспитание и  образование испытано многовековым  опытом русского народа, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.

 Нравственная жизнь невозможна  без пробуждения совести и  присущего душе человеческой  чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.

 

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса

 

 

В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пять “надо”:

 

1. Всегда помогать родителям.

 

2. Выполнять требования учителей  учиться добросовестно.

 

3. Быть честным.

 

4. Подчинять личные интересы  коллективным.

 

5. Всегда и всюду проявлять  добросовестность.

 

 

 

Пять “можно”:

 

1. Веселиться и играть, когда  работа сделана на “отлично”.

 

2. Забывать обиды, но помнить, кого  и за что ты обидел сам.

 

3. Не унывать при неудачах; если  упорен, все равно получится !

 

4. Учиться у других, если они  лучше тебя трудятся.

 

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

 

 

 

Это нужно тебе самому!

 

1. Быть честным! Сила человека  в правде, слабость его - ложь.

 

2. Быть трудолюбивым! Не бояться  неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

 

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо  относишься.

 

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной  водой каждый день, следи за  чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

 

5. Быть внимательным, тренировать  внимание! Хорошее внимание оберегает  от ошибок в учении и неудач  в игре, труде, спорте.

 

 

 

 

 

 

 

Этого делать нельзя!

 

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

 

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

 

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

 

4. Проходить мимо, когда рядом  обижают малыша, издеваются над  товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

 

5. Критиковать других, если сам  страдаешь подобным же недостатком.

 

 

 

Пять “хорошо”:

 

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из  себя по пустякам)

 

2. Планировать каждый свой день.

 

3. Оценивать свои поступки.

 

4. Сначала думать, а потом делать.

 

5. Браться вначале за самые  трудные дела.

 

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самосознания  как определенный уровень развития личности.

 

 

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом.

 

 Самовоспитание - деятельность  человека, направленная на изменение  своей личности в соответствии  с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека .

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

 

Что дает человеку знание самого себя?

 

1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения  жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно  выбрать профессию.

4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности  в себе, а не в других.

 

Пути самопознания

 

1. Судите о себе по делам. Успех  в работе - это показатель ваших  достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а  с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь к критике в  свой адрес:

· если критикует один - задумайтесь,

· если два - проанализируйте свое поведение,

· если три - переделывайте себя.

4. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Следует выделить основные этапы процесса самовоспитания.

1. Первый этап - принятие решения. Все начинается с принятия  твердого решения о необходимости  самосовершенствования. Без этого  важного элемента невозможно  осуществление самовоспитания. Важным  элементом первого этапа выступает  выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать.

Информация о работе Основные труды по проблемам самовоспитания