Основные этапы развития взглядов на предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Есть и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и тех событий, который происходят вокруг нас. В завихрениях текущей жизни линия большой истории теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.

Содержание

Введение
1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
1.1 Взаимосвязь души и тела в представлении древних
1.2 Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
1.3 Идеалистическое понимание души в античной психологии
1.4 Итоги развития античной психологической мысли.
2. Материалистическое и идеалистическое понимание души
2.1. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения
2.2. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
2.3 Основные этапы развития психологии до середины XIX века
2.3.1 Выделение сознания как критерия психики
2.3.2 Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII века
2.3.3 Становление ассоциативной психологии
2.3.4 Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века
3. Зарождение психологии как науки
4. Зарубежная психология периода открытого кризиса
4.1 Различные направления в психологии в период ее кризиса
4.2 Гештальтпсихология
4.3 Глубинная психология
5. Современный этап в развитии психологии
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Российский государственный  профессионально-педагогический университет

Машиностроительный институт

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                              По дисциплине : Общая психология

 

на тему: «Основные  этапы развития взглядов на предмет  психологии»

 

 

 

 

                                                                                                                   

                                                                                                                  

Работу выполнил:

студент   гр. НТ-111 СТО                                                             Бессонов Евгений 

 

Проверил:                                                                                   ________________ 

 

                                                 

                                                    

                                                             Екатеринбург                                             

                                                                    2013  

 

Содержание

 

Введение 

1. Развитие психологических  знаний в рамках учения о  душе

           1.1 Взаимосвязь души и тела в представлении древних

1.2 Основные  положения материалистического  учения о душе в античной  психологии 

1.3 Идеалистическое понимание  души в античной психологии 

1.4 Итоги развития античной  психологической мысли. 

2. Материалистическое и идеалистическое понимание души

2.1. Проблемы  психологии в Средние века  и в эпоху Возрождения 

2.2. Психология Ф. Бэкона  и завершение этапа развития  психологии в рамках учения  о душе 

2.3 Основные этапы развития  психологии до середины XIX века 

2.3.1 Выделение сознания как критерия психики

2.3.2 Оформление эмпирической  психологии в философских учениях  XVII века 

2.3.3 Становление ассоциативной  психологии 

2.3.4 Становление эмпирического  направления во французской психологии XVIII века 

3. Зарождение психологии как науки

4. Зарубежная психология  периода открытого кризиса 

4.1 Различные направления  в психологии в период ее  кризиса 

4.2 Гештальтпсихология

4.3 Глубинная психология 

5. Современный этап  в развитии психологии 

Заключение 

Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История, как известно, многолика. Гранитом, бронзой, другими  долговечными материалами, глазами  музейным портретов, письменами пергаментов, строчками книг и листков календарей смотрит на нас прошлое.

Древнегреческая муза истории  Клио — серьезная, сосредоточенная дама; на папирусном свитке ведет она учет человеческих деяний.

Есть и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и тех событий, который  происходят вокруг нас. В завихрениях  текущей жизни линия большой  истории теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.

Человек не может столько  ждать, он говорит: представление, беспорядок, игра, карнавал, трагедия. Это — описание переживания индивидом исторического существования. В масштабе человека происходящее вокруг невозвратимо и уникально, как жизнь.

За толкованием индивидуальных мер человека принято обращаться к психологии, обязанной именем другой гречанке — Психее.

Что же является предметом  психологии? В самом общем определении  — психики живых существ во всем многообразии ее проявлений.

В истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представление о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.

“Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. История более полезна, она полна мудрости, — писал итальянский философ – гуманист XV века Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины”[1].

Источниками истории  психологии являются все материалы, которые отражают исторический процесс  накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.

Важными источниками  развития психологических знаний является медицина, обучение и воспитание, юридическая  практика.

Источниками психологических  знаний являются также другие науки — естествознание, этнография и др.

“Перечислим главные задачи истории психологии как особой отрасли знания:

  1. Изучить закономерности развития знаний о психике.
  2. Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.
  3. Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний, т.е. от запросов общества.
  4. Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки”[2].

 

 

 

1. Развитие  психологических знаний в рамках учения о душе

               1.1   Взаимосвязь души и тела в представлении древних

 

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и  предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникли в системе  первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как “зверек в животном, человек внутри человека”. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти объясняется ее отсутствием.

Самые первые научные представления  о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней  философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых  начали развиваться психологические  представления.

В родовом обществе господствовало мифологическое представление о  душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником  — душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (от лат. “анима” – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ.

Сдвиг в понимании природы  и человека, совершившийся в VI в. до н.э., стали поворотным пунктом  в истории представлений о  психологической деятельности.

“Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира — гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениках мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождающегося от мифологии миропонимания.

 

 

1.2 Основные  положения материалистического  учения о душе в античной  психологии

 

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). “Основа этой теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц — атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа”.

Характерно, что отличая  душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит  признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом.

Эпикур, Лукреций, а также  стоики продолжили разработку представлений  Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеют только те существа, которые  могут ощущать.

Школа стоиков (получила свое название по имени того места в Афинах – “стоя” – портик храма), где ее основатель – Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – "пневмы", стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души.

 

 

              1.3 Идеалистическое понимание души в античной психологии

 

По замечанию  Энгельса, при всем наивно–материалистическом  характере мировоззрения в целом, уже у древних греков имеется  зерно позднейшего раскола. Уже  у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу), у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Сократ впервые рассматривает душу, прежде всего, как источник нравственности человека. Он говорил, что душа — психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа — Платоном, ставшего основоположником объективного идеализма. Составной частью философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

“Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и поэтому может властвовать над ним. По Платону есть три начала человеческой души. Первое и низшее общо ему вместе с животными и растениями. Это вожделеющее неразумное начало. Другое – разумное – начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало – яростный дух. Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека”[1].

Учение Платона о  судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа. Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен.

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель – автор трактата “о душе”, первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе причина – основа – всех проявлений живого тела; рост, дыхание, чувствование, мышление обусловлены ею. Тело и все его органы и части являются инструментами на службе у души. Аристотель считал правильным понимание, согласно которому переживает, мыслит, учиться не душа, а целостный организм. “Сказать, что душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома”.

Душа мыслилась Аристотелем  как способ организации живого тела. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям). Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Аристотель, верно чувствуя качественное отличие человека от животных и растений, идеалистически объясняет его источник.

 

                 1.4Итоги развития античной психологической мысли.

 

В трудах древнегреческих  мыслителей открыты многие великие  проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей.

Первым направлением стало  объяснение психики исходя из законов  движения и развития материального  мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей.

Второе направление, созданное Аристотелем, ориентировалось на живую природу. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющее пространственные параметры и способную покидать организм; а способ организации поведения живых систем.

Третье направление  ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они  впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.

Информация о работе Основные этапы развития взглядов на предмет психологии