Основные этапы развития взглядов на предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Есть и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и тех событий, который происходят вокруг нас. В завихрениях текущей жизни линия большой истории теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.

Содержание

Введение
1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
1.1 Взаимосвязь души и тела в представлении древних
1.2 Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
1.3 Идеалистическое понимание души в античной психологии
1.4 Итоги развития античной психологической мысли.
2. Материалистическое и идеалистическое понимание души
2.1. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения
2.2. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
2.3 Основные этапы развития психологии до середины XIX века
2.3.1 Выделение сознания как критерия психики
2.3.2 Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII века
2.3.3 Становление ассоциативной психологии
2.3.4 Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века
3. Зарождение психологии как науки
4. Зарубежная психология периода открытого кризиса
4.1 Различные направления в психологии в период ее кризиса
4.2 Гештальтпсихология
4.3 Глубинная психология
5. Современный этап в развитии психологии
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

А. Бэн в своих главных  трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое внимание уделял тем уровням  психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам.

Английский философ  и психолог Г. Спенсер (1820 – 1903) был  одним из основателей философии  позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология.

Пересматривая предмет  психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних  форм с внутренними, ассоциациями между  ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторам (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени, он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству. Таким образом, сознание не чистый лист, оно полно предуготовленных ассоциаций. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европеоида и мозгом дикаря.

Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию.

В теории немецкого психолога  и педагога И. Гербарта (1776 – 1841) соединились  основные принципы ассоцианизма с традиционными  подходами немецкой психологии –  активности души, роли бессознательного.

Концепция Гербарта –  “Теория статики и динамики представлений” сыграла большую роль в теории обучения. С его точки зрения, методика обучения должна строиться  так, чтобы новое знание сразу  же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.

Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все  живое, которому не удалось справиться с трудностями среды. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжит, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться.

Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно  и целесообразно, используя специальные  механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения.

В итоге сложилась новая  “картина организма” как устройства, которое подчиняется законам, неведомым  неорганическим телам. По–новому понимались причинность, системность и развитие. И эта новая картина стала основой понимания психических функций, которые отныне рассматривались под тем, же углом зрения, что все другие функции живых систем. На этом фундаменте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развития различных отраслей.

Триумф дарвиновского  учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые  отрасли психологии исследования –  дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие.

 

 

 

 

 

 

              4. Зарубежная психология периода открытого кризиса

          4.1 Различные направления в психологии в период ее кризиса

В начале 10–х годов психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30–х годов. Он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.

Кризис центрировался  вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки  о сознании.

Рассмотрим важнейшие  направления периода открытого кризиса.

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю  систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название от англ. behavior – поведение).

Поведение человека как  предмет бихевиоризма – это все  поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что люди делают от рождения и до смерти. Поведение  – это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Но вследствии механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. И в то же время исторической заслугой Уолтсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного  бихевиоризма Б. Скиннера. Он исключает  внутренний мир человека, его сознание из поведения.

“Я радикальный бихевиорист просто в том смысле, что я не нахожу в своих формулировках места для того, что всего лишь ментально”. Поведение – это то, что делает организм и что можно наблюдать. Столь крайняя позиция приводит Скиннера к выводу, что понятиям интеллекта, воли, эмоций, творчества, личности нет места в научном анализе поведения. Они лишь слова, которые обозначают ненаблюдаемые функции, скрывают незнание причин поведения[1].

Оценивая бихевиоризм  в целом, следует признать, что  он продолжает занимать значительное место в психологии. Была создана  наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии. Прикладной бихевиоральный анализ используется в обучении психотерапии.

 

 

 

                                         4.2 Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (от нем. – образ, структура) – одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса.

Главное понятие этой психологии – понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами.

Гештальтпсихологи выступали  с новым пониманием предмета и  метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать  переживания, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. С самого начала ученые отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения функцией.

Факты полученные учеными  при изучении восприятия, обогащают  представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые использовались во время войны.

Важную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Он исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение – потребность.

“Гештальтпсихология пыталась преодолеть схематизм атомистической теории в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Введенный ею структурный принцип в смысле нового подхода Выготский оценивал как “великое незыблемое завоевание теоретической мысли”. В этом сущность и исторический смысл гештальттеории”[1].

 

 

 

                                            4.3 Глубинная психология

 

Эта психология выдвинула  идею о независимости психики  от сознания и попыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии – психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитический психологии К. Юнга.

Психоанализ возник в начале 90-х годов XIX века из медицины психики.

Известно, что главным  регулятором человеческого поведения  служит сознание. Фрейд открыл, что  за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать и даже становиться причиной нервно–психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Психоанализ – термин употребляется в трех основных смыслах:

  1. Особый подход к исследованию тех душевных процессов, которые с точки зрения Фрейда, не могут быть адекватно изучены с помощью других методов; предполагает ряд психических приемов, имеющих целью вскрыть бессознательный смысл ошибочных действий, скрытые мысли, сновидения.
  2. Метод лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до сознания пациента бессознательных психических содержаний;
  3. Теоретическое направление в психологии, развивающее особые представления о структуре душевной жизни, взаимодействие отдельных подструктур.

Не ограничившись  изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объясняющую переживания  и поведение не только больного, но и здорового человека. “Сущность  человека составляет темное ОНО. Человек рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения человека, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма сублимированного либидо. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии”[1].

Эта теория приобрела  в странах Запада столь великую  популярность, что многие и в наши дни убеждены, что “психология  – это и есть Фрейд”. Фрейдовская  теория прочно вошла в учебники по психологии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке – социологию, педагогику, а также на искусство и литературу.

Говоря о психологии периода открытого кризиса, нельзя не упомянуть о работах А. Адлера, который стал основателем нового, социально–психологического направления. Его теория представляет целостную систему развития личности. “Не врожденные инстинкты, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная мила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер”[4].

Центральное содержание работ  К. Юнга составляет учение о бессознательном  и о процессе развития личности. Он развивает учение о двух системах бессознательного – личном и коллективном. Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания. Его содержание может пробуждаться во снах и фантазиях. Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо. Коллективное бессознательное – это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования и мифы.

В труде “Психологические типы” (1921) Юнг различает две базисные установки – экстравертированную, направленную на внешний мир и  инвертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает восемь типов индивидуальности. Эти взгляды Юнга породили большую литературу и получили дальнейшее развитие в психологии.

В период открытого кризиса  о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ В. Дильтей, основатель “философии жизни”. Мысли ученого о том, что  всякий период жизни обладает самостоятельной  ценностью, созвучны современным представлениям о непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностях, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         5. Современный этап в развитии психологии

 

В конце 50 – начале 60–ч годов большие направления, возникшие  в период открытого кризиса начинают терять популярность. Появляются новые  продуктивные направления в области  экспериментальных исследований и  теорий.

Наиболее широким, выражающим дух современной психологии течением является когнитивная психология. Она возникла в середине 60–х годов в США. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. представлений о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы.

Информация о работе Основные этапы развития взглядов на предмет психологии