Основные этапы развития взглядов на предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Есть и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и тех событий, который происходят вокруг нас. В завихрениях текущей жизни линия большой истории теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.

Содержание

Введение
1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
1.1 Взаимосвязь души и тела в представлении древних
1.2 Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
1.3 Идеалистическое понимание души в античной психологии
1.4 Итоги развития античной психологической мысли.
2. Материалистическое и идеалистическое понимание души
2.1. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения
2.2. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
2.3 Основные этапы развития психологии до середины XIX века
2.3.1 Выделение сознания как критерия психики
2.3.2 Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII века
2.3.3 Становление ассоциативной психологии
2.3.4 Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века
3. Зарождение психологии как науки
4. Зарубежная психология периода открытого кризиса
4.1 Различные направления в психологии в период ее кризиса
4.2 Гештальтпсихология
4.3 Глубинная психология
5. Современный этап в развитии психологии
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление, внимание. Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию.

Другим крупным направлением является гуманистическая психология. В качестве предмета исследования утверждается понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоисполнение. В центре становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей.

Третьим влиятельным направлением современной психологии является логотерапия. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. “Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. Она рассматривает человека как такое существо, чья основная миссия состоит в реализации смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов. Она адресуется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл”[1].

В 60 года в зарубежной психологии широко развернулись исследования по психогенетике человека. В центре находится вопрос о соотношении  генетических факторов и условий  внешней среды в формировании психики человека. Дальнейшее развитие психогенетики будет способствовать как углублению естественнонаучных основ учения и природе индивидуальных психологических особенностей человека, разрешению фундаментальной проблемы соотношения биологического и социального в человеке, так и научно обоснованной постановке самих исследовательских задач.

Проблема психического развития в онтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического  развития – традиционная тема в  психологии. Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитие познавательной деятельности ребенка – восприятия и мышления – справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений современной зарубежной психологии. Познание рассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление к среде.

Проблема психического развития в онтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического  развития – традиционная тема в  психологии. Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитие познавательной деятельности ребенка – восприятия и мышления – справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений современной зарубежной психологии. Познание рассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление к среде.

Проблема развития психики  человека, его сознания в процессе человеческой истории получила разработку в концепции современного французского антрополога Леви–Стросса. Он изучает  структуру общественного сознания традиционных обществ (индейские племена), их мифы. Он пришел к выводу, что по своим интеллектуальным операциям архаическое мышление не отличается от современного. Несмотря на подчеркивание своеобразия первобытного мышления, утверждения универсальности ментальных структур стирает качественные различия между конкретно–историческими формами сознательных образований.

В зарубежной психологии проявляется интерес и к марксистской теории, которая осознается некоторыми психологами как открывающая продуктивный подход к объяснению психологических проблем. Подход к человеку как продукту развития в исторических условиях, понимание процесса происхождения и развития человеческого сознания в ходе трудовой деятельности оценивается в их значении для конкретного исследования в психологии.

Заключая общий обзор  состояния зарубежной психологии необходимо отметить, что зарубежная наука сегодня  разрознена. Отмечается специфика в  исследованиях в Северной Америке  с одной стороны, и в европейских  странах, с другой. И в то же время в пестрой картине современной психологии, состоящей из многочисленных направлений и исследований, просматриваются характерные черты. Во–первых, выступает тенденция к интеграции различных психологических теорий и подходов в исследованиях конкретных проблем; во–вторых, наблюдается практическая ориентация психологии: прикладные разработки доминируют над фундаментальными исследованиями; в–третьих, непрерывно расширяются сферы практического применения психологических разработок в решении важных социальных задач. Так, во Франции психологи в основном работают в трех областях – педагогика, здравоохранения, сфере труда и занятости. Такое положение характерно и для других стран. Психологическая наука заняла прочное место во всех областях жизнедеятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Самые большие  тайны в истории – это тайны  человеческого сознания. Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты ходы мыслей очень часто непредсказуемы. О чем думал, умирая Петр Первый. Почему Людовик XVI за секунду до того, как нож гильотины опустился на его шею и голова скатилась в корзину, приподняв голову, спросил палача: “Что слышно об экспедиции Лаперуза”? На что надеялся и о чем думал Николай II, когда его с семьей вели ночью в подвал Ипатьевского дома?

В своей работе я попыталась проследить историю становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.

Знания основ психологии, я думаю, необходимо каждому человеку, это позволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща.

Значение знаний и умений постепенно возрастало, особенно велико стало оно в наши дни. Не случайно существует прямая связь между интересом  к психологии и уровнем социально–экономического развития стран. Самые цивилизованные страны располагают большим числом прекрасно подготовленных психологов.

Зная основы психологии, я смогу лучше понять себя, своих  учеников, своих близких, познать  человеческие отношения, объяснить поступки людей. Эти знания помогут мне справиться с жизненными проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1.   Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 1997
  2.   Немов Р.С. Психология. М., 1995
  3.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1995
  4.   Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные этапы развития взглядов на предмет психологии