Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:08, реферат
Все более активно клинические психологи привлекаются для работы в службах социальной защиты населения. Сегодня их можно встретить в центрах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи и генетических консультациях, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катаклизмов, в службах кризисных состояний и многих других.
Введение
История возникновения и развития медицинской психологии
Заключение
Самостоятельная работа по дисциплине:
«Основы медицинской психологии»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
История возникновения и развития медицинской психологии
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Современная жизнь заострила потребность в организации масштабной и активной психологической помощи всем слоям населения. Растет число лиц, страдающих разными недугами – психическими, невротическими, психосоматическими, так и лиц, нуждающихся в психологической помощи в силу своей социальной, профессиональной, бытовой неустроенности и бесперспективности. Их число пополняется и за счет армии перемещенных лиц, беженцев, участников военных действий и т.д.
Медицинская психология – довольно молодая психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплексных задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению, т.е. на оказание психологической помощи, прежде всего, тем лицам, о которых речь шла выше. Не случайно клинические психологи составляют основной отряд психологов в развитых странах мира. В США, например, 60% членов Национальной ассоциации психологов – клинические психологи, – это около 100 000 специалистов. У нас на сегодняшний день всего, приблизительно, 2500 специалистов, хотя по подсчетам только Минздрава на сегодняшний день требуется не менее 40–50 тыс. таких специалистов.
В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология также понимается достаточно широко, в число ее задач включаются диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль эффективности психокоррекции и психотерапии.
В нашей стране К.К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену.
В области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с психиатрических и наркологических, затем онкологических, кардиологических, хирургических, вплоть до стоматологических, где требуется помощь психолога в связи с «устрашающим» эффектом врачебного кабинета.
Клинические психологи активно включаются в решение широкого круга задач охраны психического здоровья подрастающего поколения, работая в детских дошкольных заведениях, в школах, в детских и молодежных санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в центрах лечебной и коррекционной педагогики, в службах семьи и детства и т.д.
Все более активно клинические психологи привлекаются для работы в службах социальной защиты населения. Сегодня их можно встретить в центрах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи и генетических консультациях, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катаклизмов, в службах кризисных состояний и многих других.
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI - IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др. Уже тогда многие считали, что мозг является «седалищем души» (Алкмеон из Кротона), «средоточием психической деятельности» (Пифагор), а психические болезни — результатом нарушения работы мозга (Гиппократ, Гален).
Но уже в то время натуралистической точке зрения противопоставил свои взгляды Платон (427—347 гг. до н.э.), выступивший с метафизическим учением о душе как идеальной сущности. Его ученику, Аристотелю (384—322 гг. до н.э.), критиковавшему своего учителя, хотя и не ставшему последовательным материалистом, принадлежит первый известный истории труд по вопросам психологии — трактат «О душе».
Аристотель полагал, что у всего, что растет и развивается, есть душа (от греч. рsусhе — психе). Она включает три части: душу растительную (ведает функциями питания, размножения), душу чувствующую, животную (чувство осязания, боли, удовольствия) и душу разумную. Следовательно, у растений имеется только растительная душа, у животных — растительная и чувствующая, а у человека — все три ее разновидности. Аристотель не отрицал, что разнообразные изменения разумной души всегда влекут за собой соответствующие сдвиги в душе животной. Разумная душа, по мнению Аристотеля, — это регулирующий принцип речи, поведения человека, вообще всех жизненных процессов.
Платон и Аристотель считали, что душа может существовать вне всякой связи с телом, ибо имеет божественное происхождение, следовательно, познать ее нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей.
Аристотель в своих работах пользовался, в частности, такими понятиями, как ощущение, память, мышление, чувства, произвольные и непроизвольные движения и пр. Однако специального выделения этих психологических категорий с целью изучения их в рамках отдельной научной дисциплины ни у него, ни у его последователей не было. Как и раньше, их продолжали трактовать в свете философских проблем.
Несколько иную трактовку «высшему движущему началу» давала древняя индийская философия, предполагая существование «самосветящегося света сознания».
Взгляды Платона длительное время господствовали в науке вообще и в вопросах изучения душевной деятельности человека в частности. Объясняется это тем, что воззрения философов-идеалистов древности были приняты официальной христианской религией, пользовавшейся неограниченным господством вплоть до XVII – XVIII века. Но ученые и мыслители, в частности врачи, неоднократно делали попытки установить связи между душой и телом и даже говорили об особой науке «пнеуматологии», хотя уже с Х века иногда употребляли термин «психология».
В дальнейшем все более пристальное внимание стали уделять изучению отдельных свойств и качеств психической деятельности. Исследования человеческого рассудка, памяти, ощущений, ассоциаций и т.д. опирались в основном на метод самонаблюдения. Тем не менее некоторые ученые высказывали довольно верные предположения и мысли. Так, Абу Али Хуссейн Ибн Сина из Бухары, более известный под именем Авиценны (980—1037), писал: «Воспринятые памятью явления принимаются воображением, докладываются мышлению, а мышление по обязанности устанавливает правильность или неправильность запечатленного явления и оставляет его в памяти для того, чтобы в нужный момент обращаться к нему». Развитие науки, техники и искусств в эпоху Возрождения, естественно, привело к появлению новых веяний и в учении о душе и теле. Все чаще и чаще высказывались мысли о том, что «мышление есть свойство материи». Эволюционное учение, развитое Чарлзом Дарвином (1809—1882), оказало положительное влияние в отношении становления и развития науки о психике — психологии (этот термин стал общеупотребительным со второй половины XVIII века после работ Христиана Вольфа). Подробно изучались психика животных, «примитивных народов», детская психика, психика при умственном недоразвитии. Пожалуй, самое большое достижение этого периода заключалось в том, что перестали, наконец, игнорировать среду, окружающую человека.
На первых порах к этому подходили довольно механистически. Например, в большом ходу было сравнение человеческой психики и окружающего мира с двумя вплотную вставленными одна в другую чашками. Ни о каком взаимодействии речи не было.
Возражал исследователям, которые не в состоянии были окончательно порвать с дуализмом, Герберт Спенсер (1820—1903) утверждал, что «психическая деятельность соотносительная и заключается в непрерывном приспособлении организмом внутренних его отношений к внешним» и что психические явления нельзя изучать в отрыве от окружающего мира. Томас Гексли (1825—1895), другой последователь Дарвина, подводя итог
уровню науки, говорил: «В наши дни никто из стоящих на высоте современной науки не усомнится в том, что основы психологии надо искать в физиологии нервной системы.
Но тем не менее взгляды философов - идеалистов продолжали замедлять темпы развития психологии. Например, такой крупнейший философ - идеалист, как Иммануил Кант (1724—1804), писал, что к изучению психических процессов «естественнонаучные методы применены быть не могут». И все же поиски той причины, которая лежит в основе психической деятельности, продолжались. Появились тенденции точно локализовать некоторые психические процессы в определенных местах головного мозга (психоморфологизм). В других исследованиях отстаивалось положение о ведущей роли и всеподчиняющем значении воли и т.д.
Было начато подробное изучение функций эндокринных желез, вегетативной нервной системы, электрофизиологии. Австрийским врачом Францем Галлем (1738—1828) проводилась параллель между строением черепа и особенностями психики человека, его способностями и личностными свойствами. Внимание психологов, как и психиатров, привлекли в дальнейшем работы венского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939), создателя одного из основных современных направлений психологии психоанализа, который всю психическую деятельность человека объясняет направляющим влиянием бессознательного, в особенности полового влечения.
После пандемии энцефалита (1915—1920), который, поражая субкортикальные узлы, значительно изменял личность, в частности темперамент, стали более пристально и детально исследовать функции подкорковых образований головного мозга. В результате работ в некоторых областях перечисленных направлений были получены чрезвычайно ценные данные. Наука обогатилась новыми открытиями по физиологии и морфологии органов чувств, нервной системы. Но стремления выяснять истинную причину психической деятельности пока оставались бесплодными.
Много дал психологии экспериментальный метод, начало внедрения которого в психологию было положено Вильгельмом Вундгом (1832—1920). В 1874 году он выпустил книгу «Основы физиологической психологии, а в 1879 году основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Ратуя за перестройку психологической науки на основе эксперимента, Вундт прямо говорил, что подобная перестройка окажется плодотворной лишь при условии исключения понятия о душе, так как душу он понимал с позиций психофизического параллелизма, ярым защитником которого являлся.
Экспериментальные исследования позволяли достаточно подробно изучить память, внимание, восприятие, эмоционально-волевую сферу.
В России длительное время в психологии господствовали идеалистические учения, и психология в основном развивалась в русле богословия. М.В. Ломоносов, АМ. Радищев, АМ. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский внесли большой вклад в разработку философских основ материалистического понимания психического.
И.М. Сеченов, воспитанный на трудах мыслителей-гуманистов, создал свою теорию рефлекторной деятельности мозга и опубликовал в 1863 году труд «Рефлексы головного мозга». Так пришла та необходимая помощь, в которой настоятельно нуждалась психология. И.М. Сеченов особое значение придавал медицинской психологии и собирался посвятить ей свой особый труд, о котором писал как о своей «лебединой песне».
И.П. Павлов, развивая положения И.М. Сеченова, разработал оригинальную методику, пользуясь которой стало возможно проникать в сущность рефлекторной функции мозга и подвергать «тщательному анализу основные законы, управляющие всей громадно сложной работой высшего отдела центральной нервной системы». Было доказано, что психические явления — результат условно -рефлекторной деятельности мозга и что условный рефлекс одновременно является и материальным (физиологическим) и идеальным (психическим). Трудами обоих корифеев русской физиологической науки был заложен естественно - научный фундамент психологии, который ей был необходим и без которого она долгие годы не могла перейти от изучения внешнего проявления психики к познанию ее сущности.
Первая экспериментально - психологическая лаборатория в России была открыта В.М. Бехтеревым в 1885 году при медицинском факультете Казанского университета. Там, а в дальнейшем в подобной лаборатории, созданной им в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, под его руководством было выполнено более 20 клинико - психологических докторских диссертаций. В 1896 году такая же лаборатория была организована в Москве в психиатрической клинике С.С. Корсаковым. Специальный курс психологии для студентов-медиков С.С. Корсаков еще за год до открытия лаборатории поручил читать своему ассистенту А.А. Токарскому, в дальнейшем заведующему лабораторией. Почти одновременно подобные же лаборатории открылись в Одессе, Киеве и Дерпте, где экспериментальные работы по исследованию психически больных проводил В.Ф. Чиж. Во всех случаях психологические кабинеты организовывались на частные пожертвования, так как администрация относилась к этому нововведению более чем холодно. В 1904 году па заседании Российского общества невропатологов и психиатров была избрана специальная комиссия для рассмотрения и систематизации новейших клинико - психологических методов. В 1908 году А.Н. Бернштейн опубликовал первое в России руководство Клинические приемы психологического исследования душевнобольных», а в 1911 году вышел в свет «Атлас психологического исследования личности» Ф.Г. Рыбакова.