Особенности агрессивного компонента и стиля поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать агрессивный компонент и стили поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по иссле-дуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков.
3.Сформулировать рекомендации по воспитательной и психокоррекцион-ной работе с конфликтными подростками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения………………….
1.2. Психологические особенности подросткового возраста…………..
1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста………………………………………………………………………..
Глава II. Исследование конфликтного поведения у подростков
2.1. Исследование конфликтности у подростков и анализ результатов исследования……………………………………………………………..
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессии у подростков………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

агрессивность подростков.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Подростковый возраст  отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды агрессивного поведения, а также уровень агрессивности и враждебности, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что у них наблюдаются высокие уровни вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков предпочитают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о  том, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность, доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 1.Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996. 317 стр.

2. Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Конфликтология. Издательство: Питер, 2008 г. 496 стр.   

3.Андреев В.И. Основы  педагогической конфликтологии. - М., 1996. 250 стр.

4.Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005. 235 стр.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003. 258 стр.

6. Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965. 385 стр.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1999. 352 стр.

8. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М., 1996.

9. Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.

10.Конфликтология / Под ред. А.С. Карилина – СПб., 1999. 315 стр.

11. Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000. 464 стр.

12.Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков : учебное пособие / Ю.Б. Можгинский. - М.: МЕДпресс, 2006. 320 стр.

13. Савина, В.С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста : учебное пособие / В.С. Савина. - СПб.: Речь, 2004. 230 стр.

14. Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.464 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Исследование уровня агрессии старших школьников 9 «А» класса по методике А. Басса – А. Дарки.

Таблица № 1.

Код

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражи

тельность

Негативизм

Обида

Подозритель

ность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс враждебности

Индекс

агрессивности

1

Б.А

3

6

8

2

4

7

10

4

11

21

2

Б.А

5

7

4

1

2

4

9

7

6

18

3

Б.К

2

5

5

2

3

5

9

4

8

16

4

Б.О

6

1

6

3

3

4

5

5

7

17

5

В.О

3

2

1

2

3

1

5

5

4

9

6

В.М

3

3

7

2

4

5

6

6

9

15

7

Г.Д

7

5

6

1

6

4

7

5

10

20

8

Г.Д

8

6

6

2

3

4

8

6

7

22

9

Г.О

8

5

5

4

3

7

6

3

10

19

10

Г.А

2

3

4

1

3

4

7

6

7

14

11

Е.С

2

5

4

5

4

4

7

5

8

14

12

К.Ю

2

6

7

3

1

7

8

6

8

17

13

К.Л

1

4

4

2

5

3

6

3

8

11

14

Л.Н

2

4

6

3

3

4

8

6

7

16

15

М.Н

2

6

2

1

3

4

4

5

7

8

16

Н.Н

3

3

3

2

7

4

8

6

12

14

17

Н.А

11

4

4

2

3

8

5

7

11

20

18

Н.Д

8

4

8

1

5

5

7

7

10

23

19

П.И

9

2

7

2

7

2

6

4

9

22

20

С.С

7

5

8

4

3

6

8

4

9

23

21

С.М

4

4

5

2

4

6

8

4

10

17

22

С.А

6

3

4

3

4

5

11

8

9

21

23

С.С

4

6

5

5

5

5

6

4

10

15

24

Т.К

7

3

6

3

4

6

11

2

10

24

25

Т.Т

6

2

6

3

4

5

6

7

9

18

26

Т.Д

8

5

6

2

3

8

5

7

11

19

27

Т.А

4

2

6

2

4

6

8

7

10

18

28

У.К

6

5

6

2

5

4

6

9

9

18

29

Ф.Д

4

4

3

2

4

5

7

4

9

14

30

Ф.В

4

5

5

2

3

5

7

4

8

16

Среднее

4,9

4,5

5,2

2,4

3,8

4,9

7,1

5,3

8,8

17,3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Представленность агрессивных  детей по методике А. Басса – А. Дарки

 

 

Таблица 2.

Уровень агрессивности

Представленность у  младших школьников

Кол-во чел

%

1

Не агрессивные

5

10

2

Нормальный уровень  агрессии

30

60

3

Агрессивные

15

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

Стратегии поведения  в конфликтных ситуациях у старших школьников по К. Томасу в 9 «А» классе.

Таблица № 3.

Код

Стратегии поведения  в конфликтных ситуациях

Преобладающая стратегия

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

Б.А

4

5

5

7

1

избегание

2

Б.А

6

7

8

2

4

компромисс

3

Б.К.

8

4

5

6

7

соперничество

4

Б.О

6

7

6

6

5

сотрудничество

5

В.О

2

3

7

10

8

избегание

6

В.М

8

9

4

6

3

сотрудничество

7

Г.Д

6

6

3

7

8

приспособление

8

Г.Д

9

8

7

2

4

соперничество

9

Г.О

8

5

5

6

6

соперничество

10

Г.А

7

6

6

6

5

соперничество

11

Е.С

8

4

9

3

6

компромисс

12

К.Ю

8

5

7

3

7

соперничество

13

К.Л.

7

6

8

4

5

компромисс

14

Л.Н

7

6

5

4

8

приспособление

15

М.Н

4

8

4

6

7

сотрудничество

16

Н.Н

3

6

5

11

3

избегание

17

Н.А

8

4

9

2

7

компромисс

18

Н.Д

7

9

7

3

5

сотрудничество

19

П.И

8

5

5

9

3

избегание

20

С.С

5

7

6

4

8

избегание

21

С.М

7

4

8

4

7

компромисс

22

С.А

4

9

5

5

7

сотрудничество

23

С.С

7

9

4

5

5

сотрудничество

24

Т.К

7

5

7

3

8

приспособление

25

Т.Т

10

6

3

3

8

соперничество

26

Т.Д

10

6

3

5

5

соперничество

27

Т.А

3

6

7

10

5

избегание

28

У.К

7

5

4

6

8

приспособление

29

Ф.Д

2

9

4

7

7

сотрудничество

30

Ф.В

9

7

4

3

7

соперничество

 

Среднее

6,5

6,2

5,6

5,5

5,9

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности агрессивного компонента и стиля поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте