Особенности внимания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности внимания младших школьников.
В соответствии определены задачи:
1. Изучить особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе:
2. Изучить данный вопрос на практике.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
Глава 2. Практическое изучение особенностей внимания младших школьников
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экспериментальной психологии (Особенности внимания младших школьников).docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа по экспериментальной психологии

на тему:

«Особенности внимания младших школьников»

 

Выполнила: Уварова О.В

Ст-ка группы П-42

Проверила: Шахова И.П.

 

г. Пенза

2007г.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе

Глава 2. Практическое изучение особенностей внимания младших школьников

Заключение

Литература

Введение

 

Каждый родитель стремится  сделать все возможное, чтобы  обучение ребёнка было более успешным, чтобы он в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Часто взрослые считают, что  самое главное – научить ребёнка  читать, писать и считать до поступления  в школу. Но это ещё не гарантирует  успешного обучения. Нередко бывает так, что читающий считающий и  пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно  слушает учителя, испытывает затруднения  при выполнении заданий. Все говорит  о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в младшем школьном возрасте гораздо важнее развивать  у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенный признаки предметов, развивать познавательную активность.

Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит, может  ли ребёнок достаточно быстро перейти  от одной деятельности к другой, как долго он может работать с  одним и тем же материалом, насколько  четко ему удается вычленять  объект и рассматривать, изучать  его достаточно длительное время. Следствием недостаточного развития внимания и  памяти могут быть следующие трудности: пропуск букв в письменных работах, непонимание объяснения учителя  с первого раза, грязь в тетради, плохое знание таблицы умножения (сложения), постоянное переспрашивание учителя  и т.д.

Поэтому развитие внимания у младших школьников должно быть первостепенной задачей.

В связи с актуальностью  данного вопроса была определена тема курсовой работы: «Особенности внимания младших школьников».

Цель работы: изучить особенности внимания младших школьников.

В соответствии определены задачи:

1. Изучить особенности  внимания младших школьников  в психолого-педагогической литературе:

2. Изучить данный вопрос  на практике.

В качестве гипотезы выдвинута идея о том, что внимание младших школьников обладает особенностями: относительно низкой устойчивостью и продуктивностью.

Объект исследования: внимание младших школьников.

Предмет: особенности внимания младших школьников.

База исследования: 3 класс школы №30 г. Пенза.

Глава 1. Особенности  внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе

 

Проблема внимания является одной из старейших психологических  проблем.

Внимание – важное и  необходимое условие эффективности  всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.

Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни  – в быту, в общении с другими  людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий  успешной организации учебно-воспитательного  процесса.

Чрезвычайно важную роль вниманию отводит грузинская школа установки (Д.Н. Узнадзе). Внимание - необходимая  предпосылка возникновения и  развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти [4 ].

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи.

Внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные  психические процессы, выступает  как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать  в «чистом» виде не представляется возможным. С явлением внимания мы имеем  лишь дело тогда, когда рассматривается  динамика познавательных процессов  и особенности различных психических  состояний человека.

Внимание человека характеризуется  основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется  в способности в течение длительного  времени сохранять состояние  внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь, не ослабляя внимание.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта  на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика проявляется  в скорости, с которой он может  переводить свое внимание с одного объекта на другой.

С переключаемостью внимания связаны два разнонаправленных  процесса: включение отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как  человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается  на нем, второй тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Распределение внимания –  состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько  видов деятельности или совершать  несколько различных действий.

Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере  повышенного внимания человека. Численная  характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации.

По характеру происхождения  и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Произвольно внимание – это сознательно  направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольно внимание развивается  на основе непроизвольного.

Еще может быть выделен  особый вид внимания – послепроизвольное.

Если целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми  становятся содержание и сам процесс  деятельности, а не только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

При организации учебно-воспитательного  процесса в школе необходимо учитывать  особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению.

В современной психологической  науке существуют исследования, посвященные  изучению взаимосвязи между уровнем  развития свойств внимания и успеваемостью  школьников.

Важнейшим условием развития внимания считают осознание школьником значения его собственной учебной  работы, необходимости изучения основ  наук для дальнейшего обучения и  будущей деятельности. При рассмотрении проблемы воспитания внимания у детей  рекомендуют формировать чувство  ответственности, интересы, дисциплинированность и т.п.

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества  всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим  видом внимания младшего школьника  в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок: не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Внимание младшего школьника  тесно связано с мыслительной деятельностью – учащиеся не могут  сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает  лишь на пике волевого усилия, когда  ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или  по собственному побуждению. В обычной  обстановке ему еще трудно так  организовать свою психическую деятельность.

Возрастная особенность  младших школьников – сравнительная  слабость произвольного внимания. Значительно  лучше развито у них непроизвольное внимание. Все неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания произвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если неинтересная и однообразная, их внимание легко отвлекается. Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. К 6-7 годам время возрастает до 1,5-3 часов. Также долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к деятельности. Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к деятельности, которая ему не нравится.

Объем внимания младших школьников меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания – слабее.

Внимание младшего школьника  отличается большой неустойчивостью. Неустойчивость внимания объясняется  тем, что у младшего школьника  преобладает возбуждение над  торможением. Внимание может отвлекаться  по разным причинам, например из-за новизны  обстановки, в силу действия ориентировочного рефлекса, при неправильном использовании  наглядных пособий и т.д. Одним  и тем же видом деятельности младший  школьник может заниматься весьма непродолжительное  время в связи с быстрым  наступлением утомления, запредельного  торможения.

И.В. Страховым установлено [10], что у одних учащихся внимание может быть не стойким, отличаться детской  непосредственностью и эмоциональностью проявлений; у других – устойчивым, волевым, сознательно сосредоточенным, позволяющим школьнику справляться  с отвлекающими побуждениями; у третьих  – внимание может выступать в кажущаяся внимательность и действительная невнимательность.

Одной из особенностей внимания, которую также необходимо знать  и учитывать педагогу, является то, что младшие школьники не умеют  быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно, при  правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания младших школьников: при  необходимости учащиеся свободно переходят  от одних действий к другим.

Глава 2. Исследование особенностей внимания младших школьников на практике

 

Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено  исследование.

В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников.

Задачи изучения:

1. Разработать программу  исследования (проведение организационной  работы по выбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка  стимульного материала) 

2. Выявить особенности  внимания младших школьников (продуктивность  и устойчивость).

Исследование особенностей внимания младших школьников проводилось  на базе средней школы №30 г. Пенза  Пензенской области. Школа по материально-технической  базе и условиям обучения соответствует  санитарно-гигиеническим нормам. Школа  укомплектована опытными и квалифицированными учителями. Для проведения исследования была определена группа учащихся 3 класса в количестве 10 человек (классный руководитель Котлярова Т.Л.).

Для решения поставленных задач курсовой работы я использовала методику «Корректурная проба» (тест Бурдона).

«Корректурная проба» Тест Бурдона (буквенный вариант) [12].

Цель: определение уровня мобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, устойчивости внимания.

Материал: бланк теста, на котором в случайном порядке  напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65 букв в каждом ряду, секундомер.

Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно  рассматривая каждую строчку, отыскивайте  буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Работать начинайте по моей команде. Время работы 10 минут. По прошествии каждой минуты по моему сигналу нужно ставить в тексте – там, где вы «находитесь»,– вертикальную черту».

Способ обработки: учитель  заранее заготавливает «ключ» теста, для этого подсчитывает количество букв, подлежащих вычеркиванию по каждой строчке («к» и «р»), а результат  выписывается на полях бланков. С  помощью ключа подсчитывается количество «корректур» - ошибок в каждой строчке. Ошибки, допущенные испытуемым, подсчитываются по формуле:

 

Q = S:m,

 

где Q – показатель устойчивости внимания, S – количество просмотренных  строк, m – общее количество ошибок, по результатам строится график устойчивости внимания.

 

Протокол исследования устойчивости внимания

Дата _____________________-

Класс _____________________

Учащийся _________________

Возраст _____________________

Пол ________________________

 

Показатели 

Результаты 

Количество просмотренных  за 10 минут букв

 

Количество правильно  вычеркнутых букв

 

Количество букв, которые  необходимо было вычеркнуть

 

Точность выполнения задания, %

 

Оценка точности, баллы 

 

Оценка продуктивности, баллы 

 

Оценка устойчивости, мобилизуемости, баллы

 

Информация о работе Особенности внимания младших школьников