Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:53, курсовая работа
Целью работы является изучение возможностей воображения дошкольников.
Объектом исследования является развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности развития творческого воображения у дошкольников.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику воображения детей дошкольного возраста;
3. Определить возможные пути развития воображения у детей дошкольного возраста;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Определение и сущность воображения 5
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов 7
1.3. Особенности воображения у детей дошкольного возраста 11
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1 Констатирующий эксперимент 16
2.2 Формирующий эксперимент 18
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 22
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
Ребенок в дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное "Я" ребенка отдаляется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство "Я сам", "Я хочу", "Я могу". Характерно то, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение "я" (до этого они говорили о себе в третьем лице).
Собственное "Я" ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому "Я", отличному от его собственного. Отделение и отдаление себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и делания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное "Я" ребенка. С отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его "Я" занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
В развитии личности ребенка можно выделить две стороны. Во-первых, ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Это, в свою очередь, порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Во-вторых, происходит развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Дошкольный возраст играет особую
роль в психическом развитии ребенка:
в этот период жизни начинают формироваться
новые психологические
Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе5.
В дошкольном возрасте в содержание представлений о себе у ребенка входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование образа самого себя посредством установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Для формирования самостоятельности в поведении (и в рассуждениях) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: в частности, обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.
Необходимо отметить, что творческое воображение зависит от многих факторов:
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. При этом интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества8.
Следовательно, воображение играет важную роль в жизни человека. По мнению ряда исследователей именно благодаря воображению люди способны создавать новое потому, как только в процессе воображения человек не может заранее рассчитывать на результат, который надеется получить.
Таким образом, многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно – манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Существуют различные
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО «Центр развития ребенка – д/с №345», общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития творческого воображения, логического мышления и памяти у детей дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры"9.
Тест креативности.
Цель: определить, насколько высок уровень развития творческого воображения у детей исследуемой группы.
Оборудование: бланк N1 (см. Приложение 1)
Ход занятия:
Детям было предложено следующее задание.
Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Обработка результатов (см. Приложение 1): Все работы детей можно поделить на 4 подгруппы:
1 подгруппа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 подгруппа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 подгруппа – оригинальные изображения в одном случае.
4 подгруппа – нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по каждой группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Вывод:
Полученные результаты показали, что в экспериментальной группе присутствуют работы в основном 3, 4 подгруппы. Оригинальных изображений выполнено мало (2 рисунка). В контрольной группе детей также мало оригинальных изображений (3 рисунка).
Наиболее часто встречаются в созданных детьми обеих групп изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек.
Методика "Домик" используется для определения развития произвольности внимания у детей шестилетнего возраста (см. Приложение 2).
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.
В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла.
Тест: "Лишний предмет" направлен на оценку образно-логического мышления (см. Приложение 3).
Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках – это хороший уровень развития образно-логического мышления10.
Итак, рассмотрев организацию и методы исследования перейдем к анализу результатов экспериментального исследования.
Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого использовались следующие методики:
Упражнение "Три краски"11.
Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей.
Оборудование: краски и бумага.
Ход занятия:
Ребенку предлагали взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. Потом ответить на вопросы:
На что похож рисунок?
Какое название вы дали бы своей картине?
Обработка результатов отражена в таблице 1.
Таблица 1. Результаты проведения методики "Три краски"
И. Ф. ребенка |
Названия картин |
Количество названий |
1. Юля К. |
Лес, жаркий день |
2 |
2. Илюша Л. |
Полка, пляж |
2 |
3. Кристина М. |
Бумага цветная |
1 |
4. Дима С. |
Торт, разные конфеты |
2 |
5. Сережа Л. |
Водопад, летний день |
2 |
6. Ира П. |
Разноцветные ленты |
1 |
7 Влад Г. |
Лес, жаркий день, пляж |
3 |
8. Оля С. |
Канавы, пасмурный день |
2 |
9. Слава К. |
Луна, ночь, ракета в небе |
3 |
10. Илюша Ф. |
Самолет в небе |
1 |
11. Данил М. |
Парк, листопад, осень |
3 |
12. Алена С. |
Поле цветов |
1 |
13. Дима П. |
Трактор в поле |
1 |
14. Вадик К. |
Лес, занавес, овраг, закат |
4 |
15. Саша З. |
Разноцветные мелки |
1 |
Всего: |
29 |
Информация о работе Особенности воображения в дошкольном возрасте