Особенности воображения в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение возможностей воображения дошкольников.
Объектом исследования является развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности развития творческого воображения у дошкольников.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику воображения детей дошкольного возраста;
3. Определить возможные пути развития воображения у детей дошкольного возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Определение и сущность воображения 5
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов 7
1.3. Особенности воображения у детей дошкольного возраста 11
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1 Констатирующий эксперимент 16
2.2 Формирующий эксперимент 18
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 22
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - гилева.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

 

1 человек  – 4 названия 7%

3 человека  – по 3 названия 20%

5 человек  – по 2 названия 33%

6 человек  – по 1 названию 40%

Модифицированный  тест Роршаха12.

Цель: развить у детей творческое воображение; научить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход занятия:

Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.

Обработка результатов представлена в Таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Результаты проведения модифицированного теста Роршаха

Ф. и. ребенка

Название картины

Количество названий

1. Юля К.

Фонтан, башня

2

2. Илюша Л.

Букет, дерево, мороженное

3

3. Кристина М.

Цветок, жук

2

4. Дима С.

Барышня

1

5. Сережа Л.

Бабочка, салют

2

6. Ира П.

Птица, рыба

2

7 Влад Г.

Божья коровка, жук

3

8. Оля С.

Заяц, медведь

2

9. Слава К.

Филин, лягушка

2

10. Илюша Ф.

Куст

1

11. Данил М.

Факел

1

12. Алена С.

Ракета, голубь

2

13. Дима П.

Паук

1

14. Вадик К.

Павлин

1

15. Саша З.

Перо, цыпленок, корабль, самолет

4

Всего

 

28


 

1 человек– 4 названия.

2 человека – по 3 названия.

7 человек – по 2 названия.

5 человек – 1 название.

В результате анализа ответов детей  были определены уровни развития воображения (Таблица 3).

Таблица 3. Уровни развития воображения у детей экспериментальной группы

Высокий

Средний

Низкий

20%

47%

33%


 

Упражнение "Волшебники"13

Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций.

Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников.

Ход занятия:

Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого "волшебника".

Обработка результатов представлена в таблице 4.

Таблица 4. Определение уровней  развития воображения детей согласно упражнению "Волшебники"

Уровни

Число человек

Соотношение, %

Высокий

4

32

Средний

8

54

Низкий

3

30


 

Дети попытались передать свои чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.

Таким образом, в результате формирующего эксперимента была сделана попытка развития воображения у дошкольников из экспериментальной группы через фантазию ("Три краски"), образное мышление (тест Роршаха) и эмоции ("Волшебники") посредством изобразительной деятельности.

2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента

 

 

Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить изменение уровня развития творческого воображения детей с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры"14.

Тест креативности.

Цель: определить, насколько сильно изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующих экспериментов.

Оборудование: бланк N1 (см. Приложение N1)

Ход занятия:

Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте.

Обработка результатов (см. Приложение N4).

В результате проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной  группе детей отмечается 12 оригинальных изображений, в то время, как в контрольной группе только три оригинальных изображения. Это свидетельствует о том, что после проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе показатели уровней развития воображения детей существенно изменились в сторону повышения. При этом в контрольной группе, с которой не проводилось специальных занятий по развитию воображения дошкольников, существенных изменений уровней развития воображения не произошло.

Следовательно, проведенное диагностическое задание и его анализ показали, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели – 12 оригинальных изображений, а, следовательно, уровень развития творческого воображения у детей повысился.

Результаты исследования произвольности и образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы представлены в Таблице 5.

 

Таблица 5. Результаты диагностики детей из экспериментальной группы

Порядковый номер ребенка

Баллы по Методике "Домик"

Баллы по Методике "Лишний предмет"

1

2

5

2

1

6

3

1

5

4

1

6

5

1

6

6

1

6

7

1

5

8

0

5

9

0

5

10

2

4

11

1

5

12

1

5

13

2

5

14

1

6

15

1

6


 

В результате проведенной диагностики  было выявлено, что практически  у всех детей из экспериментальной группы отмечаются хорошее развитие произвольности внимания и образно-логического мышления. Следует отметить, что при выполнении заданий практически все дети из экспериментальной группы с удовольствием отвечали на вопросы, чувствовали себя спокойно, уверенно.

В то же время один мальчик перед  выполнением методики ребенок испугался, что не справится с заданием. Благодаря  подбадриванию со стороны психолога  мальчик сразу согласился выполнить  упражнение. Во время работы у Димы проснулся интерес к тесту. Ребенок  проявлял усидчивость и точность расчетов.

Затем нами была проведена диагностика  с использованием указанных выше методик старших дошкольников из контрольной группы. Результаты этой работы представлены в Таблице 6.

Таблица 6. Результаты диагностики дошкольников из контрольной группы

Порядковый номер ребенка

Баллы по Методике "Домик"

Баллы по Методике "Лишний предмет"

1

3

4

2

1

6

3

2

5

4

1

4

5

3

5

6

1

5

7

4

5

8

2

4

9

2

3

10

3

4

11

1

4

12

4

5

13

2

4

14

3

5

15

1

3


 

В результате проведенного исследования было выявлено, что старшие дошкольники из контрольной группы показали сравнительно низкие результаты диагностики по сравнению с детьми из экспериментальной группы.

Это позволяет говорить о том, что  у детей, с которыми проводилась целенаправленная работа по развитию воображения (экспериментальная группа) лучше развито логически-образное мышление, произвольное внимание по сравнению с детьми, с которыми данная работа не проводилась (контрольная группа).

Кроме того, необходимо отметить некоторые  личностные особенности детей из контрольной группы, которые были нами выявлены в ходе проведения исследования.

В частности, одна из девочек перед выполнением задания сказала, что справится с ним без проблем. Задание выполнила быстро, но неаккуратно. Работала с интересом, спокойно, уверенно.

В связи с тем, что дошкольники  из разных групп (экспериментальная  и контрольная) показали различные  результаты при выполнении заданий, представляется целесообразным разработать  рекомендации для детей каждой из групп.

Для части детей из экспериментальной группы можно посоветовать продолжать развивать интеллектуальную сферу, а также произвольное внимание, логическое мышление, память и воображение.

Родителям отдельным из детей необходимо больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитии произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.

Для основной массы старших дошкольников из контрольной группы можно порекомендовать развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание, воображение.

Также можно порекомендовать для  коррекции воображения, смысловой памяти, образно-логического мышления, устойчивости внимания проводить с детьми фронтальные занятия на основе формирующего эксперимента, где экспериментатор выступает в роли педагога

Для тренировки зрительной памяти можно  пользоваться методикой "Запомни  рисунки". Для коррекции образно-логического  мышления можно использовать методику "Четвертый лишний". Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить ее на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.

Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: "Найди одинаковые картинки". При проведении этой методики детям раздаются таблицы с картинками и их просят найти на них определенные  фигурки  идентичные друг другу.

Для развития логического мышления можно использовать развивающие упражнения Л.Г. Петерсона15. Детям предлагаются незаконченные рисунки узоров, и предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребенок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.

Можно предложить ребенку дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.

 

 










   



 

 

 

                                      ФИГУРЫ                                                                                   

После проведения коррекционной работы целесообразно провести дополнительное обследование детей.

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

 

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе детей отмечается 12 оригинальных изображений, в то время, как в контрольной группе только три оригинальных изображения. Это свидетельствует о том, что после проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе показатели уровней развития воображения детей существенно изменились в сторону повышения. При этом в контрольной группе, с которой не проводилось специальных занятий по развитию воображения дошкольников, существенных изменений уровней развития воображения не произошло.

Для развития непосредственно воображения дошкольников можно дать следующие рекомендации.

В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

Развитие продуктивного творческого  воображения, которое характеризуется  такими качествами как богатство  продуцируемых образов и направленность.

Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления16.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей  развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком  задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.

Информация о работе Особенности воображения в дошкольном возрасте