Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:48, контрольная работа
Рассматриваемый мною в данной работе вопрос восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В своей работе, я хочу показать, как через восприятие художественной литературы закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, сказки, детские произведения, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1.Сущность понятия восприятия, художественного восприятия………… 4
2.Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста …………………………………………………7
3.Возрастные особенности восприятия……………………………………………………………………...9
4.Сказка как средство развития восприятия
детьми дошкольного возраста………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 17
По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте
дети начинают осознавать события, которых
не было в их личном опыте, их интересуют
не только поступки героя, но и мотивы
поступков, переживания, чувства. Они
способны иногда улавливать подтекст.
Эмоциональное отношение к
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Процесс развития художественного
восприятия очень заметен в дошкольном
возрасте. Понять, что художественное
произведение отражает типичные черты
явлений, ребенок может уже в 4—5
лет. Исследователи отмечают такую
особенность художественного
Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Умение воспринимать литературное
произведение, осознавать наряду с
содержанием и особенности
Поскольку художественный текст
допускает возможность
Таким образом, дошкольный период должен расматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
4. Сказка как средство развития восприятия
детьми дошкольного возраста
В дошкольном возрасте
деятельностью становятся
Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой ндивидуальности, часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.д. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком, особенно если волшебные сказки начинаются со слов: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...
Восприятие маленького
ребенка отличается от
Живую душу художественного
восприятия составляет
У детей среднего дошкольного возраста появляется способность «чтения» модели, которую можно охарактеризовать как умение «расшифровывать» ее в конкретное содержание. Это заключалось в том, что сначала дети выделяли отдельные эпизоды из сказки, каждый из которых отражал противоречивую ситуацию с одним типом отношений. Затем строили общую модель, представляющую собой совокупность моделей отдельных эпизодов сказки. Например, из работы по сказке «Царевна-лягушка»:
Педагог: «Когда Иван-царевич
встретил на болоте лягушку,
она была царевной или
Мнение детей разделилось. Одни утверждали, что царевной.
Педагог: «Почему тогда Иван-царевич огорчился?»
Другие думали, что лягушкой.
Педагог: «Как лягушка
разговаривала?» Третьи
У маленьких детей
понимание имеются тогда,
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве» и ребенок уже «покидает» реальный мир и уносится в мир фантазии. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Он еще не умеет мыслить логически и сказка не утруждает ребенка, каким - то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, т.к. это для него более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. Сказка очень близка ребенку, эмоционально по мироощущению, т.к. ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, и она вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни не может замечать.
Ребенок рождается
с желанием познавать, и он
с первого же дня должен
учиться - учиться всему. И,
единственное что должны
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Заключение
Художественная литература
Художественная литература