Особенности детской психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследование детской психологии как науки о психическом развитии ребенка.
Задачи:
- исследовать основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка;
- рассмотреть особенности детской психологии как науки;
- проанализировать методы детской психологии.

Содержание

Введение. 3
1. Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка. 5
1.1Детская психология – наука о психическом развитии ребенка. 5
1.2Детская психология в системе наук. 7
2. Особенности детской психологии как науки. 12
2.1 Предмет детской психологии. 12
2.2 Методы детской психологии. 16
Заключение. 26
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Детская психология как наука.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

     Детская психология является самостоятельной  фундаментальной наукой, дающей научную  основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология и  педагогика. Предметом педагогической психологии являются разработка и обоснование  методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей. Вместе с тем педагогическая психология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей [6, c. 4].

     Знание  основ детской психологии необходимо для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, детском саду, различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать адекватные для них формы общения и обучения.

     В последнее время в нашей стране все более широкое распространение  получает профессия практического  детского психолога. В задачу этого  специалиста входят диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями. Необходимой основой для этой профессии является знание детской психологии. Только понимание возрастных норм и закономерностей психического развития позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной норме, диагностировать отклонения в психическом развитии отдельных детей и выбирать адекватные и эффективные методы коррекции.

     Детская психология - это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребенка, смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого рост ребенка является процессом количественных накоплений, т.е. увеличением того же качества.

     Психическое развитие ребенка осуществляется другим путем, чем развитие животных. Оно происходит не как развертывание врожденных биологических задатков или накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта, превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка [7, c. 132].

     Детская психология как самостоятельная, фундаментальная наука имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой – она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии. 

 

      Глава 2 Особенности детской психологии как науки

     2.1 Предмет детской  психологии 

     Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка», В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX в. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического (Хотя строго говоря и сейчас есть и скрытые, и явные сторонники этой идеи...). Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии [3, c. 201].

     Объективные условия становления детской  психологии, которые сложились к концу XIX в., связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания - появились более демократические семьи. Задача понимания ребенка стала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно – только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

     Детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет  дело с особыми единицами анализа - это возраст или период развития. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л.С. Выготского, - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях «эпохи», равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возраста не совпадают. Хронологический, или паспортный возраст - лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности [8, c. 114].

     В отличие от генетической, детская  психология - учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому, вслед за Л.С. Выготским об этой области психологии правильнее говорить: детская, возрастная психология. Типично детскими психологами были Л.С. Выготский, А. Валлон, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин. Как образно говорил Д.Б. Эльконин, общая психология - это химия психики, а детская психология - скорее физика, так как она имеет дело с более крупными и определенным образом организованными «телами» психики. Когда материалы детской психологии используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и ничего не говорят о ребенке [9, c. 252].

     Разграничение генетической и детской психологии свидетельствует о том, что сам  предмет детской психологии исторически  менялся. В настоящее время предмет детской психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Продвижение в решении теоретических задач детской психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.

     Итак, детская психология изучает ребенка. Детскую психологию интересует, как  ребенок становится взрослым человеком, умеющим общаться с другими людьми, трудиться, делать открытия и т.д.

     Человеческий  младенец рождается беспомощным  существом, и эта беспомощность  является величайшим приобретением человеческого рода. Становление беспомощного существа в субъекта многообразной человеческой деятельности как раз и есть предмет детской психологии [2, c. 8].

     Дети  разного возраста с точки зрения их психического развития различаются  между собой по доступным и  характерным для них видам деятельности. Так, если годовалый ребенок в основном манипулирует предметами - стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник занимается конструированием, возводя сложные здания из кубиков, рисует, лепит и т.д.

     Важную  сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей - восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведением.

     Например, дети 2-3 года жизни еще не в состоянии  наметить в уме план своих действий. Возникающие задачи дети решают в процессе самого манипулирования предметами. Через 2-3 года дети могут уже заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет игры, распределить роли, игровой материал. Все это говорит о переходе от мышления в действии к мышлению в уме, которое начинает направлять и регулировать практические действия. Наконец, ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка [10, c. 163].

     В сферу действительности, составляющий предмет детской психологии, принадлежит определенный круг явлений. В частности, следующие.

     1. Психическое развитие ребенка  на разных этапах ее индивидуальной  жизни. Линии психического развития  - это, во-первых, возникновение и совершенствование психических процессов (познавательных и эмоционально-волевых); во-вторых, становление личности (характера, направленности, мотивации); в-третьих, развитие различных видов деятельности личности.

     2. Важной проблемой детской психологии  является периодизация психического  и личностного развития человеческого индивида. Рассматриваются динамические (характеристики процесса изменений) и содержанию (новообразование личности, анализ психики на каждом возрастном этапе) закономерности психического и личностного развития ребенка.

     3. Психическое развитие во всех его основных линиях неразрывно связан с нацеленными развивающими воздействиями на подрастающего личность со стороны окружающих людей - прежде всего, родителей, педагогов. В таком случае развитие принято называть формированием психических качеств подрастающей личности, что также входит в явления, которые изучает детская психология.

     4. Учитывая, что развитие психики  и личности ребенка тесно связано  с биологическими и социальными  условиями, детская психология  исследует соотношение в этом  процессе природных (наследственности, созревание организма) и общественных факторов на разных этапах онтогенеза, а также в историческом контексте [11, c. 201].

     Исходя  из вышесказанного, предметом детской  психологии является изучение условий  и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игр, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей. 

     2.2 Методы детской психологии 

     Метод (от греческого «путь к чему-либо») - это общий подход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения и общими представлениями о нем. Например, если ученый исследует психическое развитие ребенка и при этом исходит из представления о том, что это развитие определяется природными, биологическими факторами, его главным методом будет максимально возможное устранение всех влияющих извне социальных воздействий на предмет изучения. Если же он, напротив, полагает, что это развитие определяется влияниями социальной среды, он будет специально организовывать эти внешние воздействия и анализировать характер их влияния на особенности психики ребенка. Таким образом, разные взгляды на предмет порождают разные стратегии исследования, или разные методы [12, c. 174].

     Нужно различать методы и методики исследования. В отличие от метода, методика - это частный, тактический способ получения фактов, который зависит от конкретных условий работы ученого, особенностей его объекта (например, от возраста детей), изобретательности самого исследователя и пр. Исследовательских методик в детской психологии великое множество. Методов всего два - наблюдение и эксперимент. Правда, каждый из них имеет несколько вариантов.

     Метод наблюдения

     Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача состояла в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась соответственно в наблюдении за процессами развития. Эти наблюдения обычно имели вид дневниковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. В 1881 г. именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45-46-й день жизни, привязанности ко взрослому в конце 5-го месяца жизни и много других важных фактов [13, c. 87].

Информация о работе Особенности детской психологии как науки