Особенности детской психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследование детской психологии как науки о психическом развитии ребенка.
Задачи:
- исследовать основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка;
- рассмотреть особенности детской психологии как науки;
- проанализировать методы детской психологии.

Содержание

Введение. 3
1. Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка. 5
1.1Детская психология – наука о психическом развитии ребенка. 5
1.2Детская психология в системе наук. 7
2. Особенности детской психологии как науки. 12
2.1 Предмет детской психологии. 12
2.2 Методы детской психологии. 16
Заключение. 26
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Детская психология как наука.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

      Заключение 

     Детская психология - это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте.

     Детство - период наиболее интенсивного и эффективного развития человека.

     Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребенка, как смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого, рост ребенка является процессом количественных накоплений, то есть увеличением того же качества.

     Психическое развитие ребенка человека отличается от развития детенышей животных. Оно происходит не как развертывание врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка.

     Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой - она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.

     В настоящее время отечественная детская психология переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Вновь появилась необходимость привлечения психологов к работе в образовательных учреждениях, благодаря усилиям многих ученых, разрабатываются основы практической психологической службы. При этом серьезные проблемы, стоящие в настоящий момент перед практической детской психологией, во многом напоминают те, которые стояли перед психологической наукой в 20-е гг. прошлого века. Прежде всего, это вопросы диагностики, модификации тестов и способов их применения в школах и детских садах. Отсутствие квалифицированных кадров и низкий уровень психологической грамотности приводят к тому, что применение тестов часто необъективно, а психологическая коррекция не дает удовлетворительных результатов. Низкая квалификация практических психологов снижает отдачу и от развивающих программ обучения, которые сейчас разрабатываются учеными для различных учебных заведений.

     Создание  таких программ, так же как и программ для одаренных детей и детей с задержкой умственного развития, является одним из приоритетных направлений в отечественной практической психологии. Большое значение имеет и формирование службы психологической коррекции, которая дала бы возможность не только диагностировать причины отклонений в развитии детей, но и корректировать эти отклонения.

     Таким образом, перед детской практической психологией стоят важные задачи, которые она в состоянии разрешить, используя в том числе и  значительный материал, которые накоплен предыдущими поколениями ученых.

 

      Список использованной литературы 

     1. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001. - 658 с.

     2. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной транспективы субъекта // Психологический журнал. - 1998. -№2. -С. 7-12.

     3. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 402 с.

     4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. -№4. -С. 6-20.

     5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2003. - 492 с.

     6. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. -№2. -С. 4-6.

     7. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М.: Ноосфера, 1999. - 544 с.

     8. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1998. -№2. -С. 114-123.

     9. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие для студ. вузов.- М., 2001. - 642 с.

     10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во РОУ, 1996.  - 493 с.

     11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.  -455 с.

     12. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: МПСИ, Флинта, 1999.  - 367 с.

     13. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999. - 352 с.

     14. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2003. - 368 с.

     15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -5-е изд., стереотип. - М., 2000. - 587 с.

     16. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. - 1996. -№5. -С. 3-9.

     17. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. - 1994. -№1. -С. 14.

     18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 386 с.

     19. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1965. - 296 с.

     20. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - 256 с.

     21. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. - 384 с.

     22. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. - 672 с.

     23. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб.: Ювента, 1999. - 346 с.

     24. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. - М., 1989. - 346 с.

     25. Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 286 с.

     26. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.


Информация о работе Особенности детской психологии как науки