Особенности исчисления и финансирования трудовых пенсий по инвалидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования настоящей работы будет являться установление понятия инвалидности и инвалида, особенности присвоения данного статуса лицу и понятие, структура и порядок назначения трудовой пенсии по инвалидности.
Задачами исследования являются:
- Определение понятия инвалидности и порядок ее признания
- рассмотрение инвалидности с точки зрения причины назначения отдельного вида трудовой пенсии
- определение структуры трудовой пенсии по инвалидности;
- определение особенностей исчисление страхового стажа при назначении пенсии по инвалидности;

Содержание

Введение 3
1. Понятие инвалидности и трудовых пенсий по инвалидности 5
1.1. Понятие инвалидности и порядок ее признания 5
1.2. Инвалидность – основание для назначения пенсии 8
2. Трудовые пенсии по инвалидности 11
2.1. Структура трудовой пенсии по инвалидности 11
2.2. Исчисление страхового стажа при назначении пенсии по инвалидности 16
3. Особенности исчисления и финансирования трудовых пенсий по инвалидности 20
3.1. Условия наступления инвалидности, имеющие значение для исчисления пенсии по инвалидности. 20
3.2. Федеральное бюджетирование трудовых пенсий по инвалидности 22
Заключение 25
Список использованных источников литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach_po_invalidnosti.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Механизм расчета страховой  части трудовой пенсии по инвалидности усложняется в связи с тем, что инвалидность может быть установлена  гражданину в любом возрасте и  на любой период. По сути дела, в Положении о порядке признания лица инвалидом определен минимальный срок, на который устанавливается инвалидность, - один год. По истечении этого времени при проведении переосвидетельствования учреждение медико-социальной экспертизы вправе его продлить. Коэффициент К, как отношение нормативной продолжительности страхового стажа к 180 месяцам, призван учесть данное обстоятельство при определении размера страховой части пенсии по инвалидности.4

Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19-ти лет составляет 12 месяцев и увеличивается на четыре месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19-ти лет, но не более чем до 180 месяцев. Максимальная величина его продолжительности равна 180 месяцам не случайно. Она соответствует шестидесятилетнему возрасту, по достижении которого мужчины приобретают право на получение трудовой пенсии по старости. Страховая часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности у гражданина пенсионного возраста равны. Это позволяет нивелировать проблему выбора одной из двух полагающихся инвалиду пенсий. Таким образом, коэффициент К не имеет никакого отношения к фактически имеющемуся у гражданина страховому стажу, определяя соотношение возраста застрахованного лица на момент установления инвалидности и пенсионного возраста.

Право на получение трудовой пенсии по старости возникает у женщин на пять лет раньше. В возрасте 55-ти лет женщине, являющейся инвалидом, выгоднее получать трудовую пенсию по инвалидности. Это подтверждают несложные  расчеты. Урегулировав данный вопрос подобным образом, законодатель поступил непоследовательно. Увязывая максимальную величину нормативной продолжительности страхового стажа с пенсионным возрастом, следовало отразить и дифференциацию пенсионного возраста в зависимости от пола гражданина.

В целом анализ формулы расчета  страховой части трудовой пенсии по инвалидности позволяет констатировать, что при равенстве расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц выше будет страховая часть  трудовой пенсии у того гражданина, который моложе, в силу наличия следующих закономерностей:

1) максимальный размер К может  быть равен 1;

2) чем меньше К, тем выше  размер страховой части пенсии;

3) чем старше гражданин, тем  выше К.

При наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части  индивидуального лицевого счета застрахованного лица, признанного инвалидом, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается ему по достижении 55(60)-ти лет. Тот факт, что накопительная часть к пенсии по инвалидности может назначаться не ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, объясняется необходимостью гарантировать достаточную продолжительность периода инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, данный период должен быть прогнозируемым, и только при соблюдении этого условия управляющие компании смогут гарантировать высокий доход.

Из этого правила есть два  исключения. Лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным  карликам и инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности  к трудовой деятельности III степени, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается по достижении возраста, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Право на такую пенсию для указанных категорий граждан закреплено в п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Строго говоря, это не является исключением в собственном смысле слова, так как продолжительность периода инвестирования, хотя и сокращается, но по-прежнему тесно связана с правом на трудовую пенсию по старости. По непонятной причине для граждан, признанных инвалидами вследствие военной травмы и имеющих право на получение трудовой пенсии по старости по достижении 55(50)-ти лет, снижение возраста назначения накопительной части к пенсии по инвалидности предусмотрено не было.5

Инвалидам с детства, имеющим ограничение  способности к трудовой деятельности III и II степени, накопительная часть  трудовой пенсии по инвалидности назначается  независимо от возраста. Представляется, что в процессе реализации этого положения Федерального закона могут возникнуть некоторые проблемы. Важнейшая из них связана с необходимостью обеспечить приемлемый размер накопительной части пенсии. Поскольку в Законе не установлен даже минимальный период, в течение которого будет осуществляться инвестирование пенсионных накоплений, сделать это непросто.

Размер накопительной части  трудовой пенсии по инвалидности определяется путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной ее части. Данный показатель пока не определен, но очевидно, что при назначении накопительной части пенсии по инвалидности он должен рассчитываться особо - с учетом состояния здоровья гражданина и тяжести инвалидности. Это обязательно следует закрепить в законе, несмотря на то, что с учетом возможного изменения степени тяжести инвалидности такие расчеты будут сложными.

Размер пенсии по инвалидности определяется законодательством дифференцировано. Критериями дифференциации размера пенсии по инвалидности являются степень утраты профессиональной трудоспособности и причиной инвалидности.

Для лиц, имеющих высокую степень  утраты профессиональной трудоспособности (1 и 2 группы) пенсия устанавливается в более высоких размерах.

Инвалидам 1 и 2 групп, причиной инвалидности которых являются общие заболевания, трудовое увечье, профессиональное заболевание, заболевание, полученное в период прохождения  военной службы, пенсия устанавливается в размере 75% среднемесячного заработка.

Минимальный размер пенсии по инвалидности для инвалидов 1 и 2 групп установлен на уровне минимальной пенсии по старости.

Инвалидам 3 группы вследствие общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания и военной травмы пенсия устанавливается в размере 30% от заработка.

Максимальный размер пенсии по инвалидности для инвалидов 3 группы вследствие указанных  причин не может превышать минимальный  размер пенсии по старости.

А минимальный размер пенсии - не может быть ниже 2/3 размера  пенсии по старости.

 

 

2.2. Исчисление страхового стажа при назначении пенсии по инвалидности

 

В страховой стаж включаются не только время работы, но и периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности.6

Для включения в страховой  стаж периодов, не сопровождавшихся уплатой  взносов, требуется соблюдение специального правила: им должны предшествовать и (или) за ними должны следовать периоды  работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 данного Закона. Следовательно, период временной нетрудоспособности работника в приведенном примере не может быть засчитан в страховой стаж, так как прежде гражданин не работал. При полном отсутствии у инвалида стажа ему должна назначаться социальная пенсия. Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения по всем видам обязательного социального страхования у застрахованного лица возникают с момента заключения трудового договора.

Из всех предусмотренных  современным законодательством  видов обязательного социального  страхования право на получение  страхового обеспечения связано  с наличием стажа только в пенсионном страховании и страховании на случай временной нетрудоспособности. В системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов страхового обеспечения, но в данном случае оно предоставляется независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.

Непрерывный трудовой стаж, которым обусловлен размер пособий  по временной нетрудоспособности, исчисляется  иначе, чем страховой. В частности, условия включения в него периодов работы и периодов получения пособий по социальному страхованию одинаковы, так как время получения пособия из периода работы по трудовому договору специально не выделяется. При этом пособие выдается, если право на него наступило в период работы. Поэтому, возвращаясь к рассматриваемому примеру, заметим, что пособие по временной нетрудоспособности будет в подобной ситуации выплачено гражданину.7

Момент заключения трудового договора и момент возникновения правоотношений по социальному страхованию совпадают. Однако нормы современного трудового законодательства позволяют разграничить эти моменты. Согласно ч. 1 ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором. Продолжительность периода времени, разделяющего подписание договора и вступление его в силу, не ограничена и может быть как незначительной (один или два дня), так и весьма существенной (несколько месяцев). В соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании в течение этого времени следует считать гражданина застрахованным лицом, но с теоретической точки зрения это не вполне обоснованно.

Прежде всего, необходимо помнить, что главной целью системы социального страхования является компенсация последствий ухудшения материального положения у лиц, имеющих трудовой доход. До вступления трудового договора в силу гражданин, не исполняя своих обязанностей, не получает заработной платы и поэтому не подвержен страховому риску.

До вступления в силу трудового договора нельзя осуществлять права и обязанности застрахованного  лица, установленные Федеральным  законом "Об основах обязательного  социального страхования" и законами об отдельных видах страхования. Наиболее ярко это проявляется по отношению к основным правам, например, праву на получение страхового обеспечения. Гражданин, заключивший трудовой договор, в период до вступления его в силу может заболеть, стать инвалидом или умереть. Однако даже признание этих обстоятельств страховыми случаями (хотя в системе страхования профессиональных рисков, например, это невозможно) не позволит застрахованному лицу и членам его семьи реализовать право на получение страхового обеспечения. В различных видах социального страхования это обусловлено разными факторами: отсутствием страхового стажа или тем, что гражданин не приступил к работе. Застрахованное лицо в этот период в принципе может реализовать некоторые права, предоставленные ему социально-страховым законодательством, но в большинстве случаев - нет.

Например, Федеральным  законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что застрахованные вправе получать от работодателя информацию о начисленных страховых взносах. Но с учетом того обстоятельства, что взносы начисляются на вознаграждение по трудовому договору, это будет информация о том, что взносы не начислены. Иными субъектами социального страхования в этот период также не осуществляются установленные для них законом права и обязанности в отношении данного застрахованного лица.8

Такая ситуация сложилась  в силу ряда обстоятельств. Серьезной  недоработкой пенсионного законодательства можно считать закрепление различных  условий включения в страховой стаж периодов работы и получения пособий по государственному социальному страхованию. При определении условий назначения трудовых пенсий по инвалидности это не было учтено.9

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после ее прекращения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Назначение пенсии гражданину, ставшему инвалидом до поступления на работу, невозможно в силу отсутствия у него страхового стажа. Если толковать приведенную норму буквально, придется признать, что, трудоустроившись после наступления инвалидности и проработав какое-то время, он сможет обратиться за пенсией. На самом деле это не так. Такой вывод противоречит природе страхования, поскольку оно осуществляется на случай наступления какого-либо события в будущем. Очевидно, законодатель имел в виду, что при наличии страхового стажа трудовая пенсия по инвалидности будет назначена застрахованному лицу даже в том случае, если на момент установления ему инвалидности оно не состояло в трудовых отношениях, не занималось предпринимательской деятельностью и не выполняло работы по гражданско-правовым договорам.

 

 

 

3. Особенности исчисления и финансирования  трудовых пенсий по инвалидности

 

3.1. Условия наступления инвалидности, имеющие значение для исчисления пенсии по инвалидности.

 

Пенсионное законодательство придает большое значение тому, при  каких обстоятельствах произошло  повреждение здоровья гражданина, повлекшее за собой признание его инвалидом. В случае наступления инвалидности вследствие совершения гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему назначается социальная пенсия. Схожее правило существует в гражданско-правовом страховании, при осуществлении которого, согласно ч. 1 ст. 963 ГК РФ, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умышленных действий иных субъектов страхования.

На условия пенсионного  обеспечения влияют и другие факторы, например, тяжесть инвалидности.

В новом пенсионном законодательстве для ее определения вместо группы инвалидности стала использоваться категория "ограничение способности к трудовой деятельности". Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" она применяется с 1 января 2004 г. Именно к этому моменту в учреждениях медико-социальной экспертизы закончится переосвидетельствование всех граждан, ставших инвалидами до введения в действие нового пенсионного законодательства (I группа инвалидности устанавливается на два года). Ограничению способности к трудовой деятельности III, II и I степени соответствуют I, II и III группы инвалидности. Впрочем, такой подход законодателя не вполне правомерен.

Информация о работе Особенности исчисления и финансирования трудовых пенсий по инвалидности