Особенности копинг-поведения у студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить особенности копинг-поведения студентов психологов.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические подходы к копинг-поведению.
Отобрать методы исследования копинг-поведения.
Провести пилотажное исследования копинг-поведения у студентов-психологов.
Сделать выводы по результатам психодиагностики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие копинг-поведения в психологии
1.1. Копинг-поведение: понятие, характеристика копинг-стратегий…………5
1.2. Копинг и механизмы психологической защиты………………………...…10
Глава 2. Особенности копинг-поведения студентов-психологов
2.1 Методики исследования……………………………………………………..19
2.2. Анализ полученных результатов..………………………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………...…26
Список используемой литературы………………………………………….......28
Приложение…………………...……………………………………...……………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

Функции психологических  защит, с одной стороны, можно  рассматривать как позитивные, поскольку  они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей  информации, устраняют тревогу и  помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.

По мере нарастания отрицательной  информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита, временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  копинг-поведения  студентов-психологов

2.1     Методы исследования

 

На основе теоретического анализа по проблеме копинг-поведения, были подобраны методы исследования. Нами были взяты методика Хеймаи  методика «Индекс жизненного стиля» ( в адаптации Вассермана Л.И.), методика «Копин-поведение в стрессовых ситуациях» (в адаптации Крюковой Т.А.). Дополнительно была взята методика на выявление уровня рефлексивности А.В. Карпова.

Диагностические возможности  методик:

  1. Методика на изучение копинга Хейма (в адаптации Вассермана Л.И.).

Цель:  исследование неадаптивных форм копинг-стратегий  у лиц, находящихся в стрессовых ситуациях, для коррекции их копинг-поведения.

Оборудование: тест-опросник, карандаш.

Проведение  исследования: испытуемому предлагается ряд высказываний по трём блокам. Согласно инструкции, в каждом из блоков нужно выбрать по одному высказыванию.

  1. Методика «Индекс жизненного стиля» (в адаптации Вассермана Л.И.).

Цель: исследование уровня напряженности 8 основных психологических защит, изучение иерархии системы психологической защиты и оценка общей напряженности всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. Выявление наиболее высокого индекса напряженности каждой из защит у респондентов.

Оборудование: тест-опросник, карандаш.

Проведение  исследования: испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов для диагностики механизмов психологической защиты «Я». В соответствии с ответами заполняется бланк.

  1. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях  (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой).

Цель: определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Оборудование: тест-опросник, карандаш.

Проведение  исследования: испытуемому дается перечень заданных реакций на стрессовые ситуации. Напротив каждой из них испытуемый должен дать оценку каждой из ситуации.

4. Диагностика уровня развития рефлексии (Методика Карпова А.В.).

Цель: определение уровня развития рефлексии.

Оборудование: тест-опросник, карандаш.

Проведение  исследования: испытуемому предлагается дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов, напротив номера вопроса проставляется цифра, соответствующую варианту ответа.

Результаты эксперимента представлены в таблице (приложение 1).

Пилотажное исследования было проведено в Дальневосточном  Государственном Гуманитарном Университете на «Социально-психологическом факультете». Всего в эксперименте участвовало 46 студентов разных курсов (3, 4,5 курсы), специальности «Психология», очного и заочного отделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ полученных результатов

По  пилотажному исследованию были получены результаты, которые  мы первично обработали и составили  таблицы по сырым баллам. В итоге  были проанализированы полученные данные и сделаны выводы.

По результатам методики Э. Хейма видно, что в блоке  когнитивных копинг-стратегий большинство  испытуемых выбрало такую копинг-стратегию как «установка собственных ценностей», в блоке эмоциональных копинг-стратегий - «оптимизм», в блоке поведенческих копинг-стратегий - «сотрудничество» и «отступление». Все эти копинг-стратегии являются адаптивными, в совокупности они помогают быстрее справляться со стресогенными ситуациями, которые возникают в повседневной жизни.

На следующем этапе  эксперимента мы определяли доминирующие копинг-стрессовые поведенческие стратегии  испытуемых. В ходе тестирования были получены данные, которые мы занесли в таблицу 1 (Приложение 2).

 

 

 

 

Анализ таблицы 1 показал следующие результаты:

  • Решение задач как доминирующая копинг-стратегия зафиксирована у 34 испытуемых;
  • также у 17 испытуемых доминирующей является копинг-стратегия Избегание;
  • у 8 студентов – копинг, ориентированный на эмоции.

 

Для определения преобладающих стилей психологических защит у студентов нами был использован опросник «Индекс жизненного стиля». Результаты тестирования (выраженные в % значениях по каждому механизму у каждого испытуемого) были сведены в таблицу для облегчения дальнейшего анализа. Показатели по каждому были разделены на 3 позиции: часто (проявляется наиболее часто, от 71% и выше), иногда (используется реже, от 31% до 70%), редко (или вовсе не применяются до 30%).

(См.приложение 3, таблицу 2).

 

Проведя обследование и проанализировав результаты можно сказать, что характерной особенностью группы является яркая выраженность у большинства обследуемых таких механизмов защиты как «регрессии» (75%), «рационализация» (63,6%) и «компенсация» (66%). В меньшей степени у них проявляются «замещение» (52,3%), «отрицание»(47,7%)  и «проекция» (45,5%), в наименьшей степени встречается «интеллектуализация» (38,6%) и «подавление» (34,1%).

Таким образом, студенты для снятия психологического напряжения используют механизм регрессии, что свидетельствует о возвращении в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения. Это может говорить нам о том, что психика либо отрицает негативные факторы, либо регрессирует в ранние состояния либидо, успокаивая себя одним из привычных комфортных способов.

Компенсация проявляется  в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого  недостатка, дефекта нестерпимого чувства  другим качеством. Учитывая тот факт, что механизмы психологической защиты, стремясь к быстрому снятию эмоционального напряжения, являются ригидными и искажающими реальность, можно добавить, что студенты чаще используют конструктивные виды психологической защиты, например, компенсация и в меньшей степени – интеллектуализия.

По показателю «рефлексивность», полученному с помощью  методики  определения уровня рефлексивности  А .  В .  Карпова , было получено  среднее  значение 4 стена (66,6%), что соответствует среднему уровню рефлексивности. У 24,4% студентов значение соответствует низкому уровню рефлексивности, что вероятно говорит о том, что испытуемым в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над последствиями.

 

Студентам, набравшим, 8,8% соответствует высокий уровень рефлексивности, им свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Они стараются планировать свою деятельность, редко бывают импульсивны и рассматривают различные варианты при принятии решения. У них редко возникают трудности  в  общении с другими людьми. (См. приложение 4).

 

Таким образом, мы получили следующие результаты:

 

  1. Копинг-поведение студентов психологов отличается следующими особенностями: 
    • большинство  студентов   используют в основном преобразующие  копинг-стратегии  такие, как решение задач и избегание;
    • в меньшей степени  студенты  предпочитают отвлечение и соц. отвлечение;
  1. Также были выявлены следующие особенности:
    • при сложных жизненных обстоятельствах студенты прилагают усилия в поиске регрессивной и компенсаторной поддержки;
    • большинству студентов свойственен средний уровень рефлексивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время актуальность копинг-поведения определяется возможностью прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, его выживаемости. Копинг-поведение связано с индивидуальными свойствами личности, является одним из процессов управления ресурсами – их мобилизации и оптимального использования.

В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты  и   копинг-механизмов.

Для достижения данной цели нами были выполнены следующие задачи:

  1. Рассмотрены проблемы изучения механизмов психологической защиты и  копинг-поведения в психологической науке;
  2. Отобраны методы по изучению механизмов психологической защиты и  копинг-поведения.
  3. Исследованы основные механизмы психологической защиты и стратегии  копинг-поведения у студентов психологов.

В соответствии с целью, гипотезой и задачами были выбраны методики:

    1. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля».
    2. Методика на изучение копинга Хейма.
    3. Методика диагностики стресс-совладающего поведения ( копинг-поведение  в стрессовых ситуациях).
  1. Диагностика уровня развития рефлексии (Методика Карпова А.В.).

Нами было проанализировано понятие копинг. Коппинг – использование различных стратегий совладания с реальностью вместо попыток исказить реальность или скрыться от нее. Это характерные паттерны защитных механизмов, к которым прибегают здоровые люди.

В результате пилотажного  исследования мы выяснили, что у студентов психологов существуют особенности  копинг-стратегий  и механизмов психологических защит.

В ходе нашего исследования у студентов психологов была выявлена следующая наиболее предпочитаемая  копинг-стратегия: решение задач. Все участники исследования в меньшей степени используют такой вид  копинг-стратегии, как социальное отвлечение. Это свидетельствует о том, что студенты в трудных жизненных ситуациях пытаются каким-либо способом урегулировать, решить их, а не прибегнуть к избеганию проблемы. Также в меньшей степени прибегают к  копинг-стратегии  – отвлечение. Показывающая исследователям, что лишь некоторая часть студентов пытаются приложить когнитивные усилия, чтобы отделиться от трудной ситуации и уменьшить ее значимость.

Таким образом, цель данной курсовой работы была достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась лишь частично. В связи с тем, что  выборка была у некоторых специальностей малочисленна.  Мы  считаем невозможным использовать полученные результаты на более широкую популяцию. Для этого необходимо дополнительное исследование.

Опираясь на теоретические  материалы и полученные данные исследования, мы можем утверждать, что в широком психологическом контексте психологическая защита срабатывает тем или иным образом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт и тревожное напряжение. Во многих современных концепциях психотерапии психологической защите отводится функция преодоления чувства неуверенности в себе, собственной неполноценности, защиты целостного сознания и поддержания стабильной самооценки. Очевидно, что психологическая защита может быть успешной или неуспешной, конструктивной или деструктивной. По своим проявлениям – это форма бессознательной психической активности, формирующейся в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с конкретно-историческим опытом развития личности в определенной социальной культуре.

Рефлексия  же является своеобразным пусковым механизмом психологической  защиты, которая может, как активизировать, так  и ограничивать деятельность механизмов  защиты  на разных уровнях активности личности: аффективном и когнитивном. С другой стороны,  рефлексия  может блокировать действие защитных механизмов, либо контролировать их успешность или неуспешность. Рефлексия, как  и    психологическая защита, является необходимым  и  обязательным элементом регуляции.

Информация о работе Особенности копинг-поведения у студентов-психологов