Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания, изучение взаимосвязи степени эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности учителей своей профессией и влияние консультирования на снижение уровня эмоционального выгорания.

Для достижения цели исследования были определены следующие
задачи:
Путем теоретического анализа научных исследований в литературе по изучаемой теме изучить освещение проблемы эмоционального выгорания.
Выбрать и обосновать методы и методики эмпирического исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. КОСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР В
ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ПЕДАГОГОВ………….6
Особенности психологического консультирования……………...6
Понятие синдрома эмоционального «выгорания»……………….9
Педагогическая деятельность как, фактор влияющий на эмоциональное выгорание………………………………………..13

ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………………………………...............................16
2.1 Цель методов исследования и обоснование их выбора…………16
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..22
2.3 Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога……………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №3.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

Распространенность  синдрома эмоционального выгорания:  Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями[20].

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

В мировой психологии термин «burnout» (эмоциональное выгорание) был введен в 1974 году американским психиатром Фрейденбергом в США.

В России первые исследования на тему эмоционального утомления у учителей, врачей, медсестер  были предприняты еще в 20-х годах  прошлого века. Но потом эта тема долгое время была под запретом. Отечественные психологи начали открыто изучать и обсуждать «синдром эмоционального выгорания» лет 10 назад.

Синдром эмоционального выгорания за последнее время  чрезвычайно вырос. Масштаб проблемы позволяет говорить о ней как  об индивидуальной болезни, так и о болезни целого общества», — подтвердил подозрения Евгений Воронков, руководитель Центра психиатрии, психотерапии и практической психологии[19].

Синдрому «эмоционального  выгорания» подвержены не только учителя, но и люди, чьи профессии связаны с проявлением эмпатии, то есть сочувствия другим людям.

Чаще всего  синдром эмоционального выгорания  развивается к 40 годам – пику биологического состояния здоровья, когда возникает риск серьезного заболевания или несчастного  случая. Однако, что касается профессии педагога, в значительной степени риску «эмоционального выгорания» подвержены и молодые специалисты[24]. «Сгорающие» люди – это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты. Согласно наблюдениям психолога Кристины Маслач, автора книги «Сгорание – плата за сочувствие», женщины в большей степени подвержены сгоранию, чем мужчины, интроверты – больше, чем экстраверты. Одинокие люди – отдельная категория. У них риск эмоционального сгорания выше в разы по сравнению с теми, кто имеет полноценную личную жизнь[31].

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Условно можно говорить о трех стадиях:

  1. Сначала приглушение эмоций, утрата остроты чувств. Вроде бы все нормально, но скучно и пусто на душе.
  2. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать. Если на первых порах неприязнь к ученикам, больным, клиентам еще можно сдержать, то затем скрывать свое раздражение удается с трудом и периодически случаются выплески озлобленности.
  3. Заключительная стадия – психосоматические нарушения. Само присутствие другого человека вызывает реальное чувство тошноты – вплоть до рвоты, головную боль. Начинается апатия, бессонница, депрессивные состояния, отвращение к пище у одних и переедание у других. Третьи стремятся снять напряжение алкоголем.  Внешне состояние эмоционального выгорания выражается в предельной сдержанности и замкнутости – этакий человек в футляре, жаждущий полного покоя. У этих людей наблюдается высокий уровень тревожности[30].

Российские  психологи установили несколько  определений профессионального выгорания, одно из них  – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и личностных ресурсов работающего человека, ведущий к истощению его эмоционально-энергетических и личностных ресурсов[30].

Сгорание является психологическим опытом, включающим чувства, отношения, мотивы и ожидания, и негативным переживанием, подчеркивающим проблемы, дистресс, дисфункцию или их негативные последствия. C.Maslach и S.E.Jackson определяют синдром эмоционального сгорания «как синдром истощения и цинизма», включающий в себя изменения в поведении, чувствах, мышлении и состоянии здоровья [15]. Эмоциональное сгорание рассматривается как процесс, развивающийся во времени, который «начинается с чрезмерного и продолжительного стресса на работе. Этот стресс вызывает у работника напряжение (чувства напряженности, раздражительности или утомление). Процесс завершается, когда работники, используя защитные механизмы, преодолевают рабочий стресс, психологически отдаляя себя от работы, становясь апатичными, циничными или негибкими» [23, 5].

Таблица 1

Показатели  симптомов

Физические  симптомы

Поведенческие и психологические симптомы

Усталость; восприимчивость  к изменениям показателей внешней  среды; бессилие; слабость; частые головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; избыток или недостаток веса; отдышка; бессонница и т. п.

Неосознанное  беспокойство; сдвиги в мотивационной  сфере; частые обиды; ощущение невостребованности, неуверенности; раздражительность; детализация ситуации, а не взгляд целиком; подозрительность; ощущение всемогущества; неспособность принимать решения; дистанционирование от коллег, общая негативная установка на жизненные перспективы и т. п.


 

 

1.3 Педагогическая  деятельность как фактор влияющий на эмоциональное выгорание

 

«Эмоциональное  выгорание» педагогов наиболее опасно для общества. Люди, страдающие от «эмоционального  выгорания», не в состоянии устанавливать  нормальный контакт с другими  людьми. Они относятся к ним, как  к вещам. Синдром выгорания резко сказывается не только на поведении учителя, но и на стиле обучения. Страдающий этим синдромом учитель, как правило, холоден, нетактичен, авторитарен в отношениях с детьми, позволяет себе игнорировать их права, срывать на них свою злость. Эта модель отношений может впоследствии повлиять на склонность детей к такого же рода эмоциональному сгоранию. Если в раннем школьном возрасте ребенку не дать почувствовать себя личностью и не научить любить себя, то есть опасность, что личностью он не почувствует себя никогда[21].

В течение последних  трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном  учреждении стала особенно острой.

В связи с  переходом современной школы  на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Oт учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической  техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями т.д. Такая ситуация потенциально содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы  образования.  
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости[21].

В педагогической деятельности присутствует профессиональная деформация. В узком смысле профессиональная деформация — это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности педагога. Самое большое влияние на возникновение психической деформации, как утверждают специалисты, оказывают специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности.

Учителя и в  обычной жизни занимаются своим  любимым делом — они учат. Как  правило, у педагогов завышенная самооценка, не зависящая от их статуса. «Учителя тяжело перестраиваются, —  говорит Денис Чистяков. — Большинство  из них — не хочу обобщать — когда-то выучили определенный список тем и теперь преподают зазубренный курс, не отклоняясь от него ни на шаг». Они привыкли навязывать свою точку зрения окружающим и не умеют подчиняться другому человеку, отсюда авторитарное поведение и властность. Они упорно стремятся доказать окружающим свое лидерство и получить признание[34]. 
«Учитесь подчиняться, — советует Денис Чистяков. — Если вы сменили сферу деятельности, то должны понять законы иерархии в компании. Постарайтесь изменить свою роль, скажите себе: „Сейчас я ученик и обучаюсь новому делу“. В семье надо быть мудрее. Одно дело — поправить ученика на уроке, другое — высказать претензии супругу. В данном случае происходит замещение роли взрослого ролью ребенка, но ваш супруг или супруга не дитя, и это нужно хорошенько осознать»[34].

Попробуйте  встать на место своего собеседника  или сознательно примерьте на себя роль подчиненного. Создайте ситуацию — на отдыхе, на курсах изучения чего-то нового, на познавательной экскурсии, где вы были бы ведомым и априори находились в положении «снизу». Быть может, испытав всю прелесть приказов и распоряжений на себе, вы начнете осторожнее командовать другими людьми. Постоянное саморазвитие и терпимость — такой совет дают психологи.

При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

При крайней  степени профессиональной деформации, которую называют профессиональной деградацией, личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной[23].

Так как личность человека достаточно целостная и  устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома — это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание — это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы[15].

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

 

Меня заинтересовало, что при схожих условиях жизни, в  одной и той же школе одни педагоги выгорают, а другие нет и не всегда это связано с возрастом. Почему? Ответ прост и сложен одновременно - потому что все мы разные. Захотелось найти те личностные особенности, которые образуют защиту личности от выгорания и способны, подобно иммунитету, противостоять факторам его вызывающим.

Анализ теоретических  аспектов проблем профессионального  выгорания позволил нам ввести следующее  понимание ресурсов преодоления: это сложная система внутренних (личностных) и внешних ресурсов, имеющая индивидуальный и изменчивый профиль, которая самоорганизуется при взаимодействии факторов выгорания и личности.

 

2.1 Цель  методов исследования и обоснование  их выбора

 

Цель  исследования заключается в исследовании   синдрома  эмоционального выгорания, изучение взаимосвязи степени эмоционального выгорания педагогов с уровнем удовлетворенности учителей своей профессией и влияние консультирования на снижение уровня эмоционального выгорания.

Методики  исследования:

  1. Методика Бойко В.В. «Диагностика уровня эмоционального выгорания».
  2. Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой».
  3. Методы математической обработки полученных данных.

Работа проводиться в несколько этапов:

- изучается  теоретический материал;

- производим подбор испытуемых  и инструментария;

- разрабатывается коррекционная  программа;

- проводится эмпирическое  исследование и его анализ.

Анализ литературы позволил определить сущность особенностей теоретических аспектов проблемы эмоционального выгорания педагогов в современной науке и особенности его взаимосвязи с особенностями проявления.

1.В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Эмоциональное сгорание, с динамической точки зрения, включает в себя: фазу напряжения (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия); фазу резистенции (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей); фазу истощения (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность или деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения) [26]. Каждая фаза вмещает в себя четыре фактора, интенсивность проявления которых фактически знаменуют конец формирования фазы. Необходимо подчеркнуть, что сгорание - это естественное, но не нормальное состояние, в которое попадает время от времени каждый педагог. Однако не устранять его, не пытаться минимизировать его последствия безответственно по отношению к себе и к тем, кто вынужден испытывать давление «выгоревшего» педагога.

Информация о работе Особенности коррекционной программы в консультационной работе психолога