Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 18:36, курсовая работа
Целью данной работы является, изучение зрелости личности как явления и процесс становления.
Цель работы достигается посредством решения следующих задач:
• изучение зрелости личности;
• изучение процесса становления зрелости личности.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Зрелость личности………………………………………………………5
1.1 Зрелость личности как явление………………………………………….......5
1.2 Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека……..6
Глава 2. Процесс становления зрелости личности……………………...….....11
2.1 Закономерности развития стадии поздней зрелости ………………...……11
2.2.Психологические особенности развития личности в период старения….17
2.3 Внутриличностное противоречие как движущая сила и индикатор личностного развития пожилого человека...……………...……….…………..
Заключение……………………………………..………..……………………...30
Список использованной литературы………………...………………………...32
Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Происходит психологическое старение, появление чувства старости1. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.
В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляемость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому, проявление «...отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр».
Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллекта, другие - об особой «логике» мысли. Они персонализируют мыслительную задачу, «дают ей интерпретации», «находят несколько возможных вариантов решения».
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев в своей книге «Психология развития человека»2 (2000г.) приводят качественные изменения памяти в старости, установленные Б. А. Трековым.
1. Выраженное ослабление
2. Сравнительно хорошая
3. Чрезвычайно резкое ослабление
кратковременной (оперативной) памяти.
В глубокой старости
По утверждению ученых, учет психологического возраста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с личностным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.
Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования:
Все эти личностные новообразования – результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.
Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость.
А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребностям в любви и признании, выше - в самоуважении и самоутверждении, и, наконец, вершина - потребность в самоактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину4.
Старость при разумно организованном режиме, внимательном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности и заботе близких может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни.
Незанятость, по мнению американского психолога Генри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, включающего или выключающего старого человека из социальной жизни.
В. Генри делит старых людей на три группы в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии.
Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выполняя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.
Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом - хобби. Эти люди имеют тоже достаточно энергии, чтобы быть занятыми.
Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой5.
В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не является признаком старости как таковой.
Признание себя старым - сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возможности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мысли о старости. Правильное ощущение собственного возраста - это верная манера поведения и общения.
Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:
1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими; он критичен в отношении к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.
2. Установка зависимости присуща
индивидам, проявляющим пассивность
и склонным к зависимости от
других; люди этой категории не
имеют высоких жизненных
3. Защитная установка
4. Установка враждебности
обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.
5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают Удары судьбы, неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий6.
Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главенствующими для них7.
1. Семейный тип - нацелен только на семью, ее благополучие.
2. Одинокий тип - наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).
3. Творческий тип - он не обязательно должен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовывать себя и на садовом участке.
4. Социальный тип - типичный пенсионер-общественник, занятый общественно-полезными делами и мероприятиями.
5. Политический тип - человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.
6. Религиозный тип.
7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны родственников и социального работника).
8. Больной тип. Люди такой направленности
заняты не столько
Таким образом, мы рассмотрели основные психологические характеристики периода поздней зрелости человека. Охарактеризовали психологические типы личности в данный период, а также выделили особенности присущие ему.
Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.
Что представляет собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?
Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма.
В современной науке существуют разные подходы к изучению старости. Во многих работах анализируются процессы психологического старения и связанные с ними вопросы, касающиеся механизмов функционирования психики в пожилом возрасте; возрастных задач старости как особого периода жизни; нормативных и индивидуальных особенностей старения; личностных и интеллектуальных изменений; представлений пожилого человека о себе, его отношений с окружающими людьми и т.д8.
Старение в целом рассматривается как заключительная стадия развития личности, однако в частных концепциях выделяются его специфические особенности. Так, Д.Б. Бромлей, определяя развитие в старости как постразвитие, подчеркивает его компенсаторный характер по отношению к возникающим возрастным изменениям. Поскольку старение обусловлено нервно-психическими, эндокринно-обменными, психосоциальными причинами, то, по словам Н.К. Корсаковой, оно сопровождается комплексом аффективных реакций, связанных с переживанием актуальной дефицитарности. Формирование «совладающего поведения», встраивание компенсаторных механизмов и устранение факторов риска, к которым относятся соматические состояния, определяют позитивную или негативную динамику изменений в этот период. Механизм компенсации может быть вполне адекватным и обеспечивать полную адаптацию к новым условиям жизни, если он включает элементы обучения новым видам и способам деятельности, новым стратегиям поведения, направленным на преодоление дефицитарности9.
В исследовании О.В. Красновой показано, что одним из механизмов жизненной активности пожилого человека в современной ситуации может стать сосредоточение на интересах узкого социального пространства – собственной семьи10. Т.Д. Марцинковская, анализируя особенности психического развития в позднем возрасте, подчеркивает, что на смену прежним механизмам регуляции поведения, таким, как интериоризация, идентификация с окружающими и эмоциональное опосредование, приходят другие – уход в болезнь, привлечение к себе внимания с целью получения привилегии и снисхождения. Автор обращает внимание на сложное и особое сочетание механизмов психического функционирования в позднем возрасте, которое требует более глубокого, специального исследования11.
По данным К. Рощака, перечень потребностей в пожилом возрасте во многом тот же самый, что и в предыдущие периоды жизни, однако изменяется структура, иерархия потребностей. Прослеживается выдвижение в центр потребностной сферы пожилого человека потребности в безопасности, в автономии и независимости, а также в проецировании на других своих психических проявлений. Потребности в творчестве, в любви, в самоактуализации и чувстве общности становятся менее значимыми12.
В исследованиях О.Н.Молчановой показано, что, наряду с общим снижением ценности Я и его отдельных аспектов, с возрастом проявляется новая тенденция, названная автором психологическим витауктом. Психологический витаукт – это факторы стабилизации и компенсации Я-концепции в позднем возрасте. К ним относится высокая реальная самооценка по ряду параметров. Она проявляется в фиксации на позитивных чертах своего характера; в снижении идеальных и достижимых целей, а также в их сближении с реальной самооценкой; в относительно высоком уровне самоотношения; в признании своей позиции удовлетворительной (даже если она не является такой); в ориентации на жизнь детей и внуков и др.13.