Особенности личности в поздней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является, изучение зрелости личности как явления и процесс становления.
Цель работы достигается посредством решения следующих задач:
• изучение зрелости личности;
• изучение процесса становления зрелости личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Зрелость личности………………………………………………………5
1.1 Зрелость личности как явление………………………………………….......5
1.2 Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека……..6
Глава 2. Процесс становления зрелости личности……………………...….....11
2.1 Закономерности развития стадии поздней зрелости ………………...……11
2.2.Психологические особенности развития личности в период старения….17
2.3 Внутриличностное противоречие как движущая сила и индикатор личностного развития пожилого человека...……………...……….…………..
Заключение……………………………………..………..……………………...30
Список использованной литературы………………...………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Происходит психологическое старение, появление чувства старости1. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.

В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляемость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому, проявление «...отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр».

Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллекта, другие - об особой «логике» мысли. Они персонализируют мыслительную задачу, «дают ей интерпретации», «находят несколько возможных вариантов решения».

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев в своей книге «Психология развития человека»2 (2000г.) приводят качественные изменения памяти в старости, установленные Б. А. Трековым.

1. Выраженное ослабление механического  компонента памяти, т.е. резкое ослабление  воспроизведения всего того, что  должно быть воспринято путем  непосредственного запечатления, всего  того, что не вызывает возбуждения  внутренних смысловых связей.

2. Сравнительно хорошая сохранность  компонентов логически-смысловой памяти.

3. Чрезвычайно резкое ослабление  кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно  слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему  ухудшению запоминания.

По утверждению ученых, учет психологического возраста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с личностным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования:

  • неудержимое стремление к риску;
  • высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их;
  • высокий уровень развития интуитивной сферы личности3.

Все эти личностные новообразования – результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость.

А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребностям в любви и признании, выше - в самоуважении и самоутверждении, и, наконец, вершина - потребность в самоактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину4.

Старость при разумно организованном режиме, внимательном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности и заботе близких может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни.

Незанятость, по мнению американского психолога Генри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, включающего или выключающего старого человека из социальной жизни.

В. Генри делит старых людей на три группы в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии.

Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выполняя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.

Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом - хобби. Эти люди имеют тоже достаточно энергии, чтобы быть занятыми.

Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой5.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не является признаком старости как таковой.

Признание себя старым - сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возможности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мысли о старости. Правильное ощущение собственного возраста - это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда  человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными  контактами с окружающими; он  критичен в отношении к самому  себе, но полон юмора и терпимости  в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща  индивидам, проявляющим пассивность  и склонным к зависимости от  других; люди этой категории не  имеют высоких жизненных стремлений  и легко оставляют профессиональные  занятия; семейная среда обеспечивает  им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

3. Защитная установка характеризует  людей самодостаточных, обладающих  «психологической броней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.

4. Установка враждебности присуща  «разгневанным старикам», которые  агрессивны, мнительны, вспыльчивы  и имеют обыкновение предъявлять  массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, социальным институтам.

обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее. 

5. Установка враждебности, направленная  на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают Удары судьбы, неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий6.

Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главенствующими для них7.

1. Семейный тип - нацелен только на семью, ее благополучие.

2. Одинокий тип - наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип - он не обязательно должен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип - типичный пенсионер-общественник, занятый общественно-полезными делами и мероприятиями.

5. Политический тип - человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек, который  так и не смог или не захотел  компенсировать былую полноту  жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны родственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди такой направленности  заняты не столько поддержанием  собственного здоровья, сколько  наблюдением за протеканием болезни (речь идет только о здоровых людях).

Таким образом, мы рассмотрели основные психологические характеристики периода поздней зрелости человека. Охарактеризовали психологические типы личности в данный период, а также выделили особенности присущие ему.

 

2.2. Психологические особенности развития личности в период старения

 

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.

Что представляет собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма.

В современной науке существуют разные подходы к изучению старости. Во многих работах анализируются процессы психологического старения и связанные с ними вопросы, касающиеся механизмов функционирования психики в пожилом возрасте; возрастных задач старости как особого периода жизни; нормативных и индивидуальных особенностей старения; личностных и интеллектуальных изменений; представлений пожилого человека о себе, его отношений с окружающими людьми и т.д8.

Старение в целом рассматривается как заключительная стадия развития личности, однако в частных концепциях выделяются его специфические особенности. Так, Д.Б. Бромлей, определяя развитие в старости как постразвитие, подчеркивает его компенсаторный характер по отношению к возникающим возрастным изменениям. Поскольку старение обусловлено нервно-психическими, эндокринно-обменными, психосоциальными причинами, то, по словам Н.К. Корсаковой, оно сопровождается комплексом аффективных реакций, связанных с переживанием актуальной дефицитарности. Формирование «совладающего поведения», встраивание компенсаторных механизмов и устранение факторов риска, к которым относятся соматические состояния, определяют позитивную или негативную динамику изменений в этот период. Механизм компенсации может быть вполне адекватным и обеспечивать полную адаптацию к новым условиям жизни, если он включает элементы обучения новым видам и способам деятельности, новым стратегиям поведения, направленным на преодоление дефицитарности9.

В исследовании О.В. Красновой показано, что одним из механизмов жизненной активности пожилого человека в современной ситуации может стать сосредоточение на интересах узкого социального пространства – собственной семьи10. Т.Д. Марцинковская, анализируя особенности психического развития в позднем возрасте, подчеркивает, что на смену прежним механизмам регуляции поведения, таким, как интериоризация, идентификация с окружающими и эмоциональное опосредование, приходят другие – уход в болезнь, привлечение к себе внимания с целью получения привилегии и снисхождения. Автор обращает внимание на сложное и особое сочетание механизмов психического функционирования в позднем возрасте, которое требует более глубокого, специального исследования11.

По данным К. Рощака, перечень потребностей в пожилом возрасте во многом тот же самый, что и в предыдущие периоды жизни, однако изменяется структура, иерархия потребностей. Прослеживается выдвижение в центр потребностной сферы пожилого человека потребности в безопасности, в автономии и независимости, а также в проецировании на других своих психических проявлений. Потребности в творчестве, в любви, в самоактуализации и чувстве общности становятся менее значимыми12.

В исследованиях О.Н.Молчановой показано, что, наряду с общим снижением ценности Я и его отдельных аспектов, с возрастом проявляется новая тенденция, названная автором психологическим витауктом. Психологический витаукт – это факторы стабилизации и компенсации Я-концепции в позднем возрасте. К ним относится высокая реальная самооценка по ряду параметров. Она проявляется в фиксации на позитивных чертах своего характера; в снижении идеальных и достижимых целей, а также в их сближении с реальной самооценкой; в относительно высоком уровне самоотношения; в признании своей позиции удовлетворительной (даже если она не является такой); в ориентации на жизнь детей и внуков и др.13.

Информация о работе Особенности личности в поздней зрелости