Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – изучить межличностные отношения единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников.
Объектом исследования являются единственные и неединственные в семье дети дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования являются межличностные отношения единственных и неединственных в семье детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретическое изучение межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста.
Виды отношений в группах. Методы изучения межличностных отношений………………………………………………..6
Изучение межличностных отношений в современной отечественной психологии……………………………..10
Факторы влияющие на межличностные отношения дошкольников…………………………..……………….17
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в зависимости от состава семьи.
2.1. Программа исследования…………………………………..20
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение……..23
Выводы……………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………..36
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

edinstvennye_i_needinstvennye_deti.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

Особенности межличностных отношений  единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников

                      

Содержание

Введение………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретическое изучение межличностных отношений  единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста.

    1. Виды отношений в группах. Методы изучения межличностных отношений………………………………………………..6
    2. Изучение межличностных отношений в современной отечественной психологии……………………………..10
    3. Факторы влияющие на межличностные отношения дошкольников…………………………..……………….17

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в зависимости от состава семьи.

2.1. Программа  исследования…………………………………..20

2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение……..23

Выводы……………………………………………………………35

Заключение………………………………………………………..36

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

Введение

 

В развитии личности дошкольника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками, ибо, как утверждал С.Л. Рубинштейн, личность «… не может жить, действовать, проявлять себя иначе, как в отношениях к действительности, главными из которых являются отношения к обществу, к людям» [30, С.3]. Среди многообразных видов отношений в психологии особо  выделяются межличностные отношения, как отношения симпатий – антипатий. Педагогу необходимо знать особенности формирования межличностных отношений на каждом возрастном этапе. Для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Для управления ими воспитатель должен четко представлять, знать положение каждого ребенка группы в системе межличностных отношений, степень удовлетворенности ребенка в общении, круги желаемого общения ребенка, наличие и характеристику малых групп. Применение различных методов и методик исследования межличностных отношений позволит педагогу – исследователю получить достоверную информацию.

А.Адлер  высказал мысль о важности порядка рождения в семье для понимания психологических особенностей детей. Порядок рождения в семье он считал одной из основных детерминант установок личности, появляющихся у нее на протяжении жизни. Система семейных отношений, морально-психологический климат в семье существенно меняется по взглядам А.Адлера с появлением каждого следующего ребенка. По его мнению, порядок рождения в семье (позиция) ребенка имеет решающее значение для его развития. Однако А.Адлер не абсолютизировал степени влияния порядка рождения в семье на индивидуально-психологические особенности детей. Большое значение он придавал позиции, субъективному началу самого ребенка: как он воспринимает свою позицию в семье и что делает для ее изменения, принятия или отвержения. Именно в таком подходе наиболее полно проявляются личностные особенности ребенка. Но все же А.Адлер считал необходимым отметить важность порядка рождения ребенка в семье для понимания его психологических особенностей и считал, что для детей однотипной позиции (порядка рождения) характерны общие психологичесие особенности.

По отношению к единственному ребенку в семье А.Адлер высказал мысль об уникальности его положения: у него нет братьев и сестер, с которыми бы ему надо было конкурировать. Наряду с этим А.Адлер высказал мысль близкую к классической фрейдистской теории: единственный ребенок весьма чувствителен к материнской любви, что нередко приводит его к соперничеству с отцом. Находясь длительное время под контролем, опекой матери, единственный ребенок привыкает к защите, заботе со стороны других. Главной особенностью его жизнедеятельности становится зависимость и эгоцентризм. Единственный ребенок привык быть в центре внимания, не привык бороться за такую позицию с другими, что создает для него немалые трудности при адаптации в системе межличностных отношений после выхода в своей жизнедеятельности за рамки семьи, (см.: Adler А., 1927, 1929, 1930, 1931, 1939, 1944, 1956). Эта гипотеза А.Адлера была проверена с помощью психодиагностических средств.

  О единственных детях можно услышать расхожее мнение, что они вырастают эгоистами и, в целом, отстают в социальном развитии от своих сверстников, растущих с братьями и сестрами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.

 Невозможно предсказать, что два ребенка будут одинаковыми только потому, что они растут в одинаковых условиях. На характер хорошего ребенка огромное влияние оказывает присутствие плохого. На самом деле есть много детей, которые изначально вели себя хорошо, а затем превратились в трудных детей.

Цель нашего исследования – изучить межличностные отношения   единственных и неединственных  в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников.

Объектом  исследования являются единственные и неединственные в семье дети дошкольного возраста.

Предметом нашего исследования являются межличностные отношения единственных и неединственных в семье детей старшего дошкольного возраста.

При выборе возраста детей мы исходили из социально-психологических данных, полученных в работах Я.Л. Коломинского и Т.А.Репиной, свидетельствующих о том, что к старшему дошкольному возрасту (по сравнению с младшим и средним) взаимоотношения детей приобретают относительную устойчивость, дифференцированность и все большую роль в формировании личности ребенка начинает играть эмоциональное благополучие в системе отношений социального окружения.

 На основании анализа литературы нами была сформулирована следующая гипотеза исследования:  межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста обусловлены количеством детей в семье, а именно:

- единственные дети в семье наиболее популярны в группе сверстников, нежели дошкольники, имеющие брата или сестру;

- дети, имеющие брата или сестру более склонны к проявлению сочувствия и сопереживания, способности уступить, поделиться со сверстником тем, что нужно ему самому, в отличие от детей, являющихся единственным ребенком в семье.

Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:

1. Проанализировать  основные направления социально-психологических  и психолого-педагогических исследований  по проблеме.

2. Разработать программу эмпирического изучения межличностных отношений единственных и неединственных дошкольников в группе сверстников.

3. Выявить и исследовать характер взаимоотношений в группе дошкольников.

4. Установить зависимость взаимодействия старших дошкольников от количества детей в семье.

5. Проанализировать  результаты исследования, сформулировать  выводы, заключение.

Методы: социометрический эксперимент, наблюдение.

Методики: «Секрет»[50; С.201], «Мозаика»[49; С.20].

База исследования: ДОУ детский сад № 47, г. Сыктывкар.

В исследовании принимало участие 32 дошкольника 5-7 лет, являющиеся единственными и неединственными детьми в семье.

 

Глава 1. Теоретическое изучение межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста.

 

1.1. ВИДЫ  ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ. МЕТОДЫ  ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 

Характер межличностных  отношений в детской группе имеет немаловажное значение в формировании личности ребенка. Воспитателям, работающим с детьми, необходимо знание психологических особенностей межличностных отношений, знание приемов и способов их изучения и формирования.

Общие проблемы межличностных отношений достаточно обстоятельно изложены в психологической, социально психологической литературе, в работах таких ученых, как Петровский А.В., Бодалев А.А, Мясищев В.Н., Леонтьев А.А, Коломинский Я.Л., Ананьев Б.Г. и др.[30; С.3]

 Анализ литературы по проблеме межличностных отношений показывает, что ученые часто в качестве омонимов к понятию «межличностные отношения» используют понятия «взаимоотношения», «отношения», «общение». Во всех этих понятиях много сходного, но есть и различия. Во всех этих словах основным содержанием являются отношения между людьми.

Взаимоотношения  людей, как личностно значимое отражение  людьми друг друга, включают в себя межличностные отношения, а внутреннюю основу межличностных отношений, как  справедливо отмечает психолог Б.Г. Ананьев, составляет общение, как важнейшая социальная потребность человека. Межличностные отношения вплетаются в процесс общения; общение, в свою очередь, не может развиваться без сложившихся межличностных отношений. Определим понятие «межличностные отношения».

«Межличностные  отношения,- по определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, - это субъективно  переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере  и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения» Межличностные отношения выступают как система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга в совместно выполняемой деятельности и в общении.[30; С.5]

Указанное выше определение межличностных отношений означает, что межличностные отношения, как отношения, в основе которых лежат непосредственные отношения симпатий, антипатий, безразличия, представляют собой отношения в первую очередь оценочные, эмоциональные, во вторую очередь – действенные.

В межличностных  отношениях, возникающих и развивающихся  в процессе общения, можно выделить разные виды отношений: приятельские, товарищеские, дружеские и др. Рассмотрим некоторые из них.

Приятельские  отношения – это отношения знакомства, которые определяются межличностной привлекательностью. Товарищеские отношения возникают в официальных организационных структурах, в совместной деятельности людей; в этих отношениях значительное место занимает действенный компонент.

Дружеские отношения – «вид устойчивых, индивидуально- избирательных межличностных отношений, Характеризующийся взаимной привязанностью их участников». Дружеские отношения предполагают взаимопонимание, открытость друг другу, откровенность, доверительность, взаимный интерес к делам и переживаниям другого. Нарушение какого-либо компонента в содержании дружеских отношений может привести либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо к вражде. Дружеские отношения могут быть и  на эмоциональном, и на действенном уровне.

Межличностные отношения тесно переплетены  с деловыми отношениями.

Деловые отношения  – это отношения деловой зависимости, связанные с выполнением любой  реальной группой людей трудовой, учебной, общественной деятельности. Деловые отношения детерминируются объективными условиями и связывают людей как исполнителей определенных производственных функций. Деловые отношения испытывают на себе влияние межличностных отношений, ведь любой человек избирательно  относится к другим людям: к одним с симпатией, к другим – с антипатией, к третьим – безразлично.  В сложной системе межличностных и деловых отношений наблюдается непростая взаимосвязь: возможно, их более или менее гармоничное сочетание, а возможны и противоречия.  По – разному определяется и положение самого человека  в системе деловых и межличностных отношений: если в системе деловых отношений  решающим фактором  является  исполняемая официальная роль, то положение человека  в системе межличностных отношений складывается стихийно, но в том и другом случае  нельзя отбрасывать фактор привлекательности – непривлекательности. Межличностная привлекательность может возникнуть в процессе любого общения и до обмена информацией, только при зрительном контакте, а затем, если не исчезнет, может перейти в приятельские отношения, в дружеские отношения.

К группе методов, дающих возможность изучать межличностные  отношения напрямую, относятся методы наблюдения, анкет.

Объектом наблюдения в ходе изучения межличностных отношений  являются проявления симпатий людей друг к другу в различных видах деятельности, например, можно наблюдать с кем ребенок чаще всего играет, кому чаще отдает игрушки, с кем чаще делится и т.д. Наблюдение поможет уточнить, каковы межличностные отношения детей, как дети общаются друг с другом, как эти отношения детей друг к другу проявляются в разных видах деятельности: в учебной, в игровой, в трудовой.

Метод наблюдения можно дополнить методом беседы с детьми, с воспитателем, с родителями  для  выяснения положения ребенка  в системе межличностных отношений, для уточнения того, каковы реальные взаимоотношения детей в группе, почему тот или иной ребенок попал в число «звезд» или «отверженных» (наиболее и наименее популярных).

Кроме прямых методов  изучения межличностных отношений  психологи  используют и косвенные методы, к которым относится  социометрический эксперимент. Название эксперимента происходит от названия теории  - социометрия, основателем которой является Дж. Морено, американский психолог.

Суть социометрического  эксперимента в следующем. Человек ставится в ситуацию выбора партнера в той или иной деятельности . Обычно люди выбирают тех, к кому испытывают симпатии и считают их желательными в данной ситуации.

Социометрический  статус определяется количеством полученных  в эксперименте выборов. В зависимости от количества полученных выборов Морено относит испытуемых к категориям «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», и «отверженных».[30;С.9]

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками

1.2. ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В

СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

В психологии «отношения»  обычно рассматривают в двух ипостасях: во-первых, как «связь, зависимость», а значит — как взаимоотношения, общение (т.е. отношение с ...) и, во-вторых, как «мнение, оценка» и, значит, как  социальная установка, ценностная ориентация (т.е. отношение к ...).

Информация о работе Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников