Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:01, курсовая работа
Цель нашего исследования – изучить межличностные отношения единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников.
Объектом исследования являются единственные и неединственные в семье дети дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования являются межличностные отношения единственных и неединственных в семье детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретическое изучение межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста.
Виды отношений в группах. Методы изучения межличностных отношений………………………………………………..6
Изучение межличностных отношений в современной отечественной психологии……………………………..10
Факторы влияющие на межличностные отношения дошкольников…………………………..……………….17
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в зависимости от состава семьи.
2.1. Программа исследования…………………………………..20
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение……..23
Выводы……………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………..36
Литература
Когда ребёнок не умеет поступить в пользу другого, когда он не хочет делиться, не уступает совсем или уступает, но только для собственной выгоды, не помогает и не обращает внимания на беспомощность товарища, когда сконцентрирован только на своём задании - это может свидетельствовать о приоритетности собственных переживаний и о направленности действий на самого себя.
Таким образом, нами в параметре просоциальности поведения выделяется 2 показателя:
1 - направленность действий на сверстника (приоритет действий и
переживаний товарища);
2 -направленность действий на себя (приоритет своих действий и
переживаний).
Полученные результаты по двум видам направленности представлены на рис.6. (Приложение 11)
Таким образом, мы имеем в первой группе большую выраженность числа направленности действий на себя, тогда как во второй группе повышение наблюдается по показателю направленности действий на сверстника. Это может говорить о том, для единственных в семье детей более значима собственная деятельность и переживания, а для детей, имеющих брата или сестру,- деятельность и переживания товарища.
Вывод
Таким образом,
после сравнения результатов
на констатирующем этапе,
- среди сверстников наибольшей популярностью пользуются дети, которые являются единственным ребенком в семье, а именно - в первой группе 25% предпочитаемых детей, а во второй - всего 6,3% , количество принятых детей одинаково в обеих группах, т.е. по 43,7%, количество непринятых детей во второй группе на 12,5% больше, чем в первой..
- выборы детей, имеющих брата или сестру более устойчивы и взаимны, количество взаимных выборов во второй группе на 25% больше, чем в первой.
- дети, являющиеся единственным ребенком в семье, при выборе партнеров по общению основным критерием выделяют дружеские отношения, в то время как, дети, имеющие брата или сестру ориентируются на положительные качества сверстников: внешность, успешность выполнения той или иной деятельности и такие нравственные качества, как умение дружно играть, не драться, не ссориться, делиться игрушками.
- Во взаимоотношениях детей являющихся, единственным ребенком в семье преобладает низкая степень эмоциональной вовлеченности, а у детей, имеющих брата или сестру - в равной степени высокая и средняя степень эмоционального отношения к сверстнику.
- Дети первой группы чаще расстраивались из-за успеха другого, соглашались с отрицательной оценкой деятельности товариша, иронизировали, смеялись над его неудачами, хвастались, сравнивая, превозносили себя. Дети второй группы, напротив, чаще защищали своего товариша при порицании взрослого, радовались успеху другого, поддерживали его.
- И в первой, и во второй группе преобладает конкурентный характер отношения к сверстнику, это значит, что дети чаще демонстрировали неадекватные реакции на похвалу и порицание другого, неоказание помощи и т.д. просоциальные действия подчас оказывались из-за опасения, что товарищ окажется успешнее (быстрее соберет). Однако во второй группе процент расхождения между характерами отношений достаточно невелик, из чего следует, что дети, имеющие брата или сестру, проявили способность к сопереживанию и сорадованию, выступали не столько, как соперники, сколько как партнеры.
- Для единственных в семье детей более значима собственная деятельность и переживания, а для детей, имеющих брата или сестру,- деятельность и переживания товарища.
Заключение
Гипотезой нашей курсовой работы являлось предположение, о том, что: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста обусловлены количеством детей в семье, а именно:
- единственные
дети в семье наиболее
- дети, имеющие брата или сестру более склонны к проявлению сочувствия и сопереживания, способности уступить, поделиться со сверстником тем, что нужно ему самому, в отличие от детей, являющихся единственным ребенком в семье;
Таким образом, цель нашего исследования - изучить межличностные отношения единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников - достигнута, задачи реализованы. Наша гипотеза подтверждена, так как первое предположение о том, единственные дети в семье наиболее популярны в группе сверстников, нежели дошкольники, имеющие брата или сестру – верно – это соответствует полученным данным. Что обязывает нас внимательнее изучить межличностные отношения в группах, проявить повышенное внимание к «непринятым», «отвергнутым» и «изолированным» детям, к их поведению и выяснить причины затруднений во взаимоотношениях со сверстниками. Также изучить лидеров групп: качества личности, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе в целом или в отдельной группировке детей; качества, формированию которых способствует положение лидера; причины лидерства в разных видах деятельности. Следовательно, можно предположить, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий, например по изодеятельности позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.
Второе предположение, что дети, имеющие брата или сестру более склонны к проявлению сочувствия и сопереживания, способности уступить, поделиться со сверстником тем, что нужно ему самому, в отличие от детей, являющихся единственным ребенком в семье – тоже верно, в соответствии с полученными данными. В связи с этим предлагаем некоторые рекомендации родителям единственных детей.
Рекомендации:
- Детский сад становится для единственных в семье детей первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми.
- Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам. В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками. Приглашайте в гости двоюродных братьев и сестер, друзей с детьми, посещайте спортивные и другие секции, группы кратковременного пребывания. Очень важно при этом, чтобы ребенок общался с другими детьми не под постоянным надзором родителей, важно давать ему возможность самому разрешать сложные ситуации, выстраивать отношения.
- Обязательно отделяйте взрослую жизнь от забот вашего ребенка. Если он недоволен тем, что его не включают во взрослые дела, напомните, как ему повезло, что у него любящие друг друга, испытывающие радость от общения друг с другом родители.
- Не допускайте, чтобы один из родителей вовлекал ребенка в порочащий другого родителя «доверительный» разговор.
- Не ощущайте чувства вины при виде вашего ребенка, играющего в одиночестве. Это воспитывает у него независимость и воображение. Объясните ему, что он может сам выбрать себе занятие, и что вы планируете использовать это время в ваших собственных интересах, для своих дел. Самостоятельные занятия со временем окажутся весьма полезными сами по себе.
- Имеет смысл
и контролировать уровень
- Нужно учить ребенка быть самостоятельным, мало того - заботиться о других. Даже если вам совсем не сложно убрать за ребенком игрушки или налить себе воды, попросите об этом малыша. Приучайте ребенка делать к праздникам подарки родным.
- Играйте во все ролевые игры, которые предлагает ребенок.
-Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба - это дружба особая.
Ну и напоследок хочется еще раз напомнить, что главное для развития ребенка все же не количество братьев и сестер, а любящие и разумные родители!