Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в школе-интернат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Для развития человека важен каждый возраст, и все же именно подростковый возраст представляет собой период становления личности. К началу подросткового возраста ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С., становится межличностное взаимодействие и общение.
Наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

межл.отн.подр.в шк.интн к 3 курсу курсовая.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Гораздо больший интерес представляет прогностическая модель совместимости американских психологов Р. Акоффа и Ф. Эмери, приведенную С.В. Ковалевым [14], выделяющих 4 основных типа людей в зависимости от их характера. В этом случае межличностные отношения (10 разновидностей) рассматриваются в зависимости от принадлежности "субъектов" к определенному типу.

В отечественной социальной психологии содержание термина общение принято рассматривать в понятийном словаре теории деятельности. При этом, в общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. Кроме того, традиционно принято "характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной... Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниям, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания"[3; 82].

В отечественной психологии взаимоотношения детей в основном рассматривались в работы российских ученых И.А. Каирова, И.В. Страхова, Р.Г. Селивановой, И.Э. Стрелковой и др., которые были посвященны дружбе между школьниками.

Но изучение дружбы и товарищества далеко не исчерпывают проблему взаимоотношений детей, т.к. при этом уходят из поля внимания отрицательные, невзаимные и неустойчивые взаимоотношения.

То, что система личных взаимоотношений долгое время по существу ускользала из поля зрения исследователей и только сравнительно недавно стала предметом специальных изысканий. Существенный сдвиг в изучении проблемы личных взаимоотношений произошел в большой степени благодаря освоению исследователями экспериментальных методов, которые позволяют не только описывать, но и измерять различные параметры взаимоотношений.

Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой деятельности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, трансактном анализе и т.д.

В работах Л.С. Выготского[10] и его последователей отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение.

Исключение составляют работы М.И. Лисиной, в которых предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого. Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И. Лисиной была не только и не столько внешняя, поведенческая картина общения, сколько его внутренний, психологический пласт, т.е. потребности и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношение к другим.

В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л. Лазурским[19;179] и В.Н. Мясищевым [24]. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности.

Также можно выделить соционический подход, рассматривающей человека как психоинформационную систему [8],а межличностные отношения рассматривающий в контексте общения как информационного взаимодействия. А. Аугустинавичюте выделяет информационную структуру взаимоотношений, рассмотренную в "Теории интертипных отношений" [6]. А. Аугустинавичюте отмечает, что "именно такой подход дал возможность применить аналитические методы при изучении человеческих взаимоотношений"[6;32]. В данном подходе выделяется [6] шестнадцать форм интертипных отношений (т.е. типов взаимоотношений, складывающихся между разными типами личности человека) - как симметричных, так и несимметричных. В.А. Ляшкявичюс разработал таблицу интертипных отношений. Введение таблицы интертипных отношений внесло объективные критерии в науку о межличностных отношениях. По данной «таблице интертипных отношений можно предсказать для каждого человека, с какими типами людей его взаимоотношения будут сказываться легко, а с какими - напряженно...»[8;33].

Мы в своем исследовании, основываясь на всем вышесказанном, будем придерживаться следующего определения понятия взаимоотношений:

Взаимоотношения - это система документально незафиксированных, субъективно переживаемых взаимосвязей, межличностных установок, ориентаций и ожиданий между людьми, формирующихся в течение продолжительного времени, которые объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых друг на друга в процессе общения и взаимодействия.

 

1.2 Особенности взаимоотношений  подростков

 

Анализ подросткового возраста - одна из наиболее дискуссионных проблем возрастной психологии. Сроки его начала и окончания, психологическое содержание ведущей деятельности, перечень новообразований - эти аспекты неоднозначно трактуются отечественными и зарубежными психологами. Единство мнений существует только в том, что этот период наиболее интенсивного личностного развития [30].

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Вместе с тем мы будем придерживаться следующих возрастных границ данного возраста, которые указывают отечественные психологи - от 11 до 15-17 лет.

Подробный анализ зарубежных концепций причин и проявления кризиса подросткового возраста осуществил Фельдштейн.

С. Холл предложил концепцию, определил круг проблем, которые стали связывать с подростковым возрастом. Этот период обозначается Холлом как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» (этот период «буря и натиск»). Благодаря теории Г. Салливена психология подросткового возраста обогатилась важной проблемой, как генезис общения. В отечественных концепциях анализ психологического содержания подросткового возраста разрабатывался Л.С. Выготским, Элькониным, Божович, Фельдштейном. Анализируя кризис подросткового возраста (самый длительный сложный из всех кризисов) Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а на второй фазе (15-17 лет) - осознанием своего места в будущем. Центральным моментом кризиса Божович считала развитие самосознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей стороны самооценки - это сложный и длительный процесс, сопровождающийся целой гаммой специфических переживаний. В концепции Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Концепция Фельдштейна относительно содержания, роли и значения подросткового возраста как этапа психического развития основана на анализе логики психического развития, связи этого развития с окружающей средой. От того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

. Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.

. В качестве ведущего  типа деятельности подростка  выступает общественно-полезная  деятельность, в процессе которой  происходит дальнейшее освоение  различных форм взаимоотношений  со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как при общение подростков к обществу".

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно - личную, стихийно - групповую, социально - ориентированную

Интимно - личностное общение - взаимодействие, основанное наличных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно - личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, симпатией. Высшими формами интимно - личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно - групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно - групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если неорганизованна общественно - полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно - группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т. д.

Социально - ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно - важных дел - "я" и "общество". Социально- ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т. д.

Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков имеет общение со сверстниками, указывая, что одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Мудрик А.В. отмечает [22], что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А. В., по своей специфике, является коллективно - групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет следующими положениями:

.Общение со сверстниками  является каналом информации, которая  не сообщается в полной мере  взрослыми;

.Поведение подростков  имеет специфический вид механических  отношений. Групповая игра и другие  виды совместной деятельности  вырабатывают необходимые навыки  социального взаимодействия, умение  подчиняться коллективной дисциплине  и в тоже время отстаивать  свои права.

.Поведение подростков  имеет специфический вид эмоционального  контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи  даёт подростку чувство благополучия  и устойчивости.

Божович Л.И.[7] отмечает, что у подростков привлекательность занятий, интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает не малое место в жизни, у других - ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной.

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

Содержание совместной деятельности, собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

В подростковом возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.

Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдери, М. Халлинен) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в тоже время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.

Кон И. О. [15] считает, что психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т. е. потребности в принадлежности, включённости в какую - то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых.

В то же время чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком - то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков.

Недостаточная способность к восприятию себя членом коллектива, общества сказывается преимущественно в подростковом возрасте именно потому, что у подростков происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения, создаются условия для измения взаимоотношений с окружающими. Подростком движет стремление занять престижное положение в группе сверстников. Престижность группы, как известно, сплошь и рядом ставится подростком выше авторитета родителей и учителей. В подростковых группах возникают своеобразные социально - психологические феномены: психическая индукция, комформизм, внушаемость, мнение, слухи, подражание и т. д.

Информация о работе Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в школе-интернат