Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в школе-интернат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Для развития человека важен каждый возраст, и все же именно подростковый возраст представляет собой период становления личности. К началу подросткового возраста ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С., становится межличностное взаимодействие и общение.
Наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

межл.отн.подр.в шк.интн к 3 курсу курсовая.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Другой чертой является наличие негативного опыта существования в социуме, а также опыт взаимоотношений, перенятый из той социальной среды, где воспитывался ребенок до поступления в интернат.

По сравнению с интернатом семья более открыта для внешнего взаимодействия. Каждый ее участник входит в другие малые группы. В семье дети видят различные роли ее членов, воспитанники же интерната наблюдают только строго фиксированные роли сотрудников. Семья - самообеспечивающаяся система, учреждение - нет. В семье все делят социальные роли, что создает их множественность, а в учреждении роли жестко закреплены за сотрудниками, участие воспитанников сведено к минимуму. Помимо того, что взрослые общаются с сиротами в рамках определенного времени, часто воспитателями интернатов являются профессионально некомпетентные люди, относящиеся к работе формально, являющиеся лишь дисциплинирующим фактором для ребят.

Еще одной отличительной особенностью развития детей из детского дома является своеобразная идентификация их друг с другом и формирование феномена «мы». В обычных семьях всегда есть фамильное «мы» - чувство причастности к своей семье. Это важная эмоциональная и нравственная сила, которая создает эффект защищенности ребенка. Подростки, воспитывающиеся в интернате, находятся как бы среди своих «братьев и сестер»: группа сверстников является аналогом семьи. В результате складывается так называемое интернатское «мы», которое подчиняет индивидуальные мнения и стили поведения. Подростки, образуя некое «мы», становятся конформными, у них не формируются навыки общения и равноправные отношения со сверстниками. Эта позиция формируется по многим причинам, но прежде всего из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

Также можно отметить, что повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации воспитанниками интерната взаимоотношений в семье, образа семьянина. Их положительная модель в значительной мере расплывчато, не наполнена конкретными бытовыми деталями, хотя и не очень эмоционально насыщена. Одновременно существует и другой эталон - отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть, какими качествами не должны обладать муж, отец, мать, жена. Столкновение двух образов порождает конфликтную систему требований: идеализированных и неопределенных с одной стороны, и чрезвычайно низких ограниченных выполнением элементарных норм поведения - с другой. Конфликтная система требований, отнесенная к тому же только к одной стороне взаимоотношений - семейной может отрицательно повлиять на формирование адекватных представлений о феминности - маскулиности и, в конечном счете исказить нормальный процесс становления психосексуальной идентичности. Школьники из семьи оценивают мужчин и женщин более разносторонне, их представления о семье, о взаимоотношениях в ней вполне реальны и наполнены конкретным содержанием.

В подростковом возрасте становится особенно актуальной потребность в самоутверждении и самовыражении. Удовлетворяется она в большей степени в общении со взрослым, посредством получения его признания, одобрения. Этого практически не получают или получают минимально дети, воспитывающиеся в интернатах.

Итак, длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, и воспитание в «закрытом» учреждении интернатного типа препятствует, по мнению И.В.Дубровиной[27], адекватному психосоциальному развитию, способствуя фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее. Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без попечения родителей детей в интернате. В дальнейшем они должны вступить в самостоятельную жизнь, но чаще всего оказываются не готовы к переходу от постоянной опеки к самостоятельности.

 

Глава 2. Сравнительный анализ межличностных отношений в группах воспитанников детских домов, школ-интернатов и учеников средних школ

 

.1 Цель, задачи, методика  изучения межличностных отношений  у подростков

подросток интернат межличностный

В данной главе представлены ход и результаты констатирующего эксперимента, имеющего своей целью выявить специфику межличностных отношений у подростков и учащихся, воспитывающихся в школе-интернате и семье. Для достижения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:

)подобрать и апробировать  методики выявления внутригрупповых  взаимоотношений и их особенностей  у подростков.

)определить уровни развития  межличностных взаимоотношений  у подростков и учащихся, воспитывающихся  в школе-интернате и семье.

)выявить особенности  развития взаимоотношений у подростков  и учащихся, воспитывающихся в  школе-интернате и семье.

В исследовании с целью выявления особенностей отношений в малой группе у подростков использовалась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Представим краткое описание указанной методики.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Диагностическая цель: методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Опросник составлен соответственно выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили.

Инструкция: «Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».

При интерпретации показателей учитываются:

выраженность каждого типа и его интерпретационная характеристика;

преобладание одних показателей над другими, что дает возможность определения наиболее выраженного типа и соответственного ведущего типа межличностных отношений;

с целью изучения структуры «Я», внутри личностной гармонии индивида опросник применяется повторно, но выбираются те утверждения, которые соответствуют образу идеального «Я». После чего проводится анализ и сопоставление оценки испытуемым его актуального и идеального образа «Я».

База исследования: всего было исследовано 2 группы (32 чел.);одна группа воспитанников школы-интерната (15чел., из них - 7 мальчиков и 8 девочек) и одна группа учащихся средней общеобразовательной школы(17 чел., из которых 9 мальчиков и 8 девочек). Возраст всех испытуемых - 13-14 лет.

Исследование проводилось в МОУ СОШ №6 г. Северодвинска и в ГОУ «Общеобразовательная средняя школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Северодвинска.

 

.2 Особенности межличностных  отношений подростков, проживающих  в школе-интернате и учащихся, воспитывающихся в семье

 

Для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей подростков была использована методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Учащимся предлагалось прочитать перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет» и занести свои ответы в предложенный бланк. В зависимости от полученных результатов все подростки обоих выборок были разделены на группы, демонстрирующие преобладание того или иного типа межличностных отношений в поведении. Результаты эксперимента представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Распределение подростков по типу отношения к окружающим (данные представлены в процентах)

Тип отношения к окружающимКоличество детейГруппа подростков, воспитывающихся в школе-интернатеГруппа подростков, воспитывающихся в семьеАвторитарный6,6611,76Эгоистичный205,88Агрессивный26,6611,76Подозрительный13,3311,76Подчиняемый13,3311,76Зависимый6,6611,76Дружелюбный6,6617,64Альтруистический6,6617,64

Тип отношения

к окружающим

Количество детей

 
 

Группа подростков, воспитывающихся

в школе-интернате

Группа подростков, воспитывающихся в семье

 

Авторитарный

6,66

11,76

 

Эгоистичный

20

5,88

 

Агрессивный

26,66

11,76

 

Подозрительный

13,33

11,76

 

Подчиняемый

13,33

11,76

 

Зависимый

6,66

11,76

 

Дружелюбный

6,66

17,64

 

Альтруистический

6,66

17,64

 

 

 

Как видно из таблицы, в эксперименте изучались особенности отношения к окружающим людям подростков, воспитывающихся в школе-интернате и воспитывающихся в семье. Исследование было направлено на анализ и констатацию фактических данных. Можно отметить, что для данной группы детей, воспитывающихся в школе-интернате, характерно превалирование таких типов отношения к окружающим как агрессивный, эгоистичный, подозрительный, подчиняемый. Для группы детей, воспитывающихся в семье, характерно преобладание дружелюбного и альтруистического типов отношения к окружающим. При этом следует заметить, что в обоих группах подростков, данные типы отношения имеют умеренную степень выраженности данных отношений.

Данные исследования говорят о том, что условия проживания и социального окружения, а также наличие опыта построения взаимоотношений, перенесенного из семейного окружения, влияют на формирование и специфику межличностных отношений подростков, складывающихся с окружающими людьми, в частности, со сверстниками.

 

Список литературы

 

1)#"justify">)Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе / Г.М. Андреева, А.И. Донцова. М.:МГУ, 1981. - 292 с.

)Андреева Г.М. Социальная  психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -376с.

)Аникеева Н.П.Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983

)Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

)Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. // Соционика, ментология и психология личности, 1996.

)Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

)Букалов А.В. Соционика - новый подход к пониманию человека и общества. // Соционика, ментология и психология личности, 1996с.2-5

)Веккер Л.М. Психические процессы. Т.3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981, -326с.

)Выготский Л.С. Собрание  сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982.

)Дружинин В.Н. Экспериментальная  психология. - С-Пб.: Изд-во "Питер", 2000. - 320с

)Дубровина И.В. Формирование  личности старшеклассника. - М., 1989

)Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд-во Моск.университета, 1980.

)Ковалев С.В. Психология  современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208с.

)Кон И.С. Психология ранней  юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

)Коробейников И.А. Нарушения  развития и социальная адаптация. - М., 2002.

)Кузьмин, Е.С. Основы социальной  психологии / Е.С. Кузьмин. Л.: ЛГУ, 1967. - 172 с.

)Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Юрайт-М, 2001. - 464 с.

)Лазурский А.Ф. Классификация  личностей. // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

)Майерс Д. Социальная  психология. - СПб, 1998, с.357

)Малышев А.А. Психология  личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. -Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977, -447с.

)Мудрик А.В. Социальная  педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

)Мясищев В.Н. Понятие личности  в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с.197-244,с.206

)Мясищев В.Н. Понятие личности  в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с.197-244.

)Обозов Н.Н. Психология  межличностных отношений. - К.: "Лыбидь", 1990. - 192с.

)Платонов, К.К. О системе  психологии / К.К. Платонов. М.: «Мысль», 1972 - 216 с.

)Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и гармония человеческих взаимоотношений. Учебно-практ. пособие. - М.: Изд-во "Гном-Пресс", 1999. - 108с.

)Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании. - М., 1996. - 360 с.

)Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

Информация о работе Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в школе-интернат