Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:56, реферат

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является изучение нравственного сознания умственно отсталого школьника подросткового возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень нравственного сознания связан с умственным развитием

Содержание

Введение……………………………………………………. с.2



2. Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка………………………………………………………… с.3



3. Психолого-медико-социальный статус умственно отсталых детей, воспитывающихся в Уруссинской специальной (коррекционной общеобразовательной школе-интернат……………………………………………………….. с.10



4. Заключение………………………………………………. с.12



5. Использованная литература…………………………… с.13

Вложенные файлы: 1 файл

osobennosti_nravstvennogo_soznaniya_umstvenno_otstalogo_shkolnika.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла  к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Зарубежные дефектологи , наблюдая за их жизнью в специальных больницах и приютах, за их повседневной деятельностью, анализируя многочисленные факты, подчеркивали грубую недостаточность нравственного развития этих детей и делали вывод о том, что именно эта особенность  характеризует сущность умственной отсталости. Это мнение отражено в литературных  источниках, написанных ведущими психологами, занимавшимися данной проблемой.

В вопросах, относящихся к формированию нравственности ребенка, учитывая то, что нравственность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т.е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова. Умственно отсталые дети со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носит довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной  конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Рассмотрим причины этого. В некоторых странах обучение умственно отсталых детей не является обязательным. В других оно может быть реализовано лишь состоятельными родителями. В этих условиях дебилы, лишенные обучения и трудовой подготовки, нередко составляют основной процент правонарушителей. Преступные элементы, пользуясь умственной и личностной незрелостью умственно отсталых детей, превращают их в исполнителей своих преступных замыслов. Такого рода преступные организации, которые используют в своих целей детей и калек были  описаны еще Ч.Диккенсом и Б. Брехтом. Хотя авторы не подчеркивали умственной неполноценности втянутых в эти организации детей, очевидно, что они составляют там большой процент.

Постепенно накапливался сопоставимый материал, характеризующий становление нравственного поведения у нормально развивающихся и умственно отсталых детей. Было показано, что у нормально развивающегося ребенка совершенствование нравственности происходит в ходе ведущей для него деятельности - предметно-практической, выполняемой совместно со взрослым,  и в процессе игры. Большое значение при этом имеет речевая регуляция поведения. У умственно отсталых детей словесная регуляция производимых действий формируется значительно позднее и с существенными отклонениями. Им требуется направляющая помощь взрослого. 

Для умственно отсталых школьников характерными можно считать такие проявления,  как безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Эти черты личности  проявляются  в учебной и  трудовой деятельности. Нередко они действуют в соответствии с внезапно возникающими желаниями. О том, что большее количество умственно отсталых и вообще  психически неполноценных детей оказывается в числе правонарушителей, можно узнать и из сухих сводок, которые публикуются в СМИ.

Из таких фактов некоторые авторы делали неправильные выводы об особой моральной дефективности части умственно отсталых детей, т.е. об их врожденной склонности к антисоциальному поведению. Это совершенно неправильные взгляды. Никакие мозговые заболевания не могут быть причиной возникновения антисоциальных склонностей. Ребенок, который под влиянием тяжелой болезни нарушает правила общественного порядка, действует так либо потому, что болезнь заставляет его действовать именно вопреки правилам общественного порядка. Не болезнь является причиной  антисоциальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок.

Умственно отсталые дети , которые живут и воспитываются в специальных интернатах получают необходимое общее образование и подготовку к трудовой деятельности. Результатом этого являются положительное развитие личности подавляющего большинства  умственно отсталых детей. Эти дети воспитывающиеся во вспомогательных школах, после их окончания, оказываются  в основном моральном отношении положительно развитыми людьми. Не следует, однако, думать, что это происходит само собой, потому что дети становятся старше и разумнее.

   Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагоги могут добиться того, чтобы убеждать учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам общественной морали.

Недоразвитие или неправильное развитие моральных качеств характера и других высших психических функций,  как указывал Л С Выготский, довольно часто, но необязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Следовательно, для того, чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести кропотливую специальную работу. Адекватное развитие личности учащихся, их моральных установок в вспомогательных школах является результатом напряженного и вдумчивого педагогического труда педагогов и психологов этих школ.

       Одна  из  трудных, но важных задач -  развитие  у умственно отсталых  детей высших культурных потребностей. Надо сказать, что эта задача  встает и при воспитании психически  полноценных детей. Для того, чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали подлинными, прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника. При формировании  личности, усвоения моральных установок нормальных школьников многое может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях. Воспитывать, формировать нравственные установки умственно отсталого ребенка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности  их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.

         При нормальном развитии личности здорового ребенка  его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются и все более «очеловечиваются»  элементарные органические потребности, но формируются и усложняются культурные специфические человеческие потребности. Наиболее сложными человеческими потребностями, формируемыми в коррекционных школах, являются такие, как потребность в положительной общественной оценке, в уважении со стороны коллектива, в полезном обществу труде, самоуважении, т.е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам. Сложная иерархия потребностей нормально развивающегося ребенка представлена в исследовании психолога Л И Божович.

Иначе обстоит дело с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей. Один из классиков  олигофренопедагогики – Э Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом он придавал главное значение последнему, т.е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся  беда в этой слабости побуждений. Характеризуя облик умственно отсталых школьников , профессор Л В Занков также обращает  внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномерна. Элементарные органические потребности  у большинства совершенно адекватны, их побудительная сила с годами все увеличивается. Более того, в следствии слабости корковой деятельности либо чрезмерной возбудимости подкорковых образований головного мозга ряда детей, обучающихся во вспомогательных школах, наблюдаются повышенная расторможенность влечений. Их аппетит или жажда отличаются неумеренностью и безудержностью; также безудержны могут быть развивавшиеся при неблагоприятных условиях преждевременно сексуальные стремления.

Как бы то ни было, формирование нравственных убеждений ребенка при таком соотношении его познавательных интересов и потребностей, с одной стороны, элементарных органических побуждений – с другой, представляется делом исключительной трудности. Даже если не наблюдается расторможенности влечений , а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей. Именно эта дисгармоничность представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития  нравственных установок умственно отсталого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Психолого-медико-социальный статус  умственно отсталых детей, воспитывающихся  в Уруссинской специальной коррекционной  общеобразовательной школе-интернат. 

 

 

Уруссинская специальная коррекционная школа-интернат (УСКШИ) – школа VIII вида является образовательным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в специализированном обучении и воспитании. Всего в РТ 30 школ данного вида.

В 2002/2003 учебном году в школе обучалось  102 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет, из всего количества детей – мальчики составляли 69,5 %. УСКОШИ расположена в центре поселка Уруссу.

Совместная медико-педагогическая работа с умственно отсталыми детьми основывается на проведении комплекса коррекционно-адаптивных мероприятий, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка с учетом его возраста, степени интеллектуального недоразвития, особенностей психолого-патологической картины и физического состояния.

Воспитание, обучение , привитие трудовых навыков осуществляется по специальному учебному плану, разработанному МО РФ.

Учебно-воспитательный процесс предусматривает привитие ученикам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучение элементарной грамоте, счету, развития простейших представлений и понятий. Основная доля учебных часов отводится урокам трудового обучения.  По окончании УСКОШИ  умственно осталым детям решением  государственной аттестационной комисии присваиваются следующие рабочие специальности: штукатур- маляр, швея-мотористка, столяр.

Трудовое обучение умственно отсталых детей начинается с момента поступления и проводится в два этапа:

1 этап – возраст от 7 до 10 лет. Основные  задачи:

  • расширение и закрепление самообслуживания. По мере овладения навыками привлекаются к дежурствам по спальне, столовой, классу, проводятся уроки ручного труда.

2 этап – возраст от 11 до 17 лет.

  • приобщение учеников к ОППТ , воспитание чувства ответственности, развитие умения работать в коллективе, бригаде. На данном этапе дети обучаются рабочим специальностям.

Паралельно с данными этапами трудового обучения организованы уроки социально-бытовой ориентации (СБО), предусмотренный школьной программой. На этих уроках дети учатся навыкам бытового самообслуживания ( приготовление пищи, стирка белья, глажение, сезонные уборки жилища, правила пользования бытовыми электрическими приборами, культура застолья), правилам заполнения деловых бумаг, основам ведения домашнего хозяйства и семейного бюджета, профориентационная работа.

Принимая во внимание степень интеллектуального недоразвития ребенка, особенность психопатологической картины, физического состояния и его возраст, соблюдая рациональные формы и методы медико-педагогической работы и широкое проведение комплекса коррекционно-адаптивных мероприятий, можно добиться успехов в социальной и трудовой реабилитации детей, страдающих умственной отсталостью

Большее количество детей (56,8  % ) обучающихся в УСКОШИ из Бавлинского района, остальные  (43,2 %) из Ютазинского района РТ.

Изучение социального статуса родителей детей показало, что эти дети рождены матерями в возрасте

     -от 16 до 18 лет – 15,1 %.    

  • от 18 до 25 лет – 35,8 %
  • от 25 до 35 лет – 29,3 %
  • от 35 до 45 лет - 19,8 %

Анализ данных вывел, что большая часть детей-инвалидов происходит из неполных материнских семей – 35 %. У некоторых детей нет данных об отцах. Причины неполных семей кроются от недостатка знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов, возникающих вследствии различного типа реагирования, а соответственно и поведения родителей в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Большинство детей (85,6 %) воспитываются в неблагополучных семьях. Основная часть родителей детей, обучающихся в УСКОШИ, являются выпускниками этой школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проблема формирования нравственности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Это мнение отражено в литературных источниках, написанных ведущими психологами, занимавшимися данной проблемой.

Нравственные проявления подтягивают к социальным образцам  и вносят вклад в процесс саморегуляции и адаптации деятельности ребенка-олигофрена. Современная и адекватная их диагностика дает возможность эффективно осуществлять профилактику нарушений и  социальной реабилитации детей. Анализ нравственных проявлений в процессе развития ребенка обнаруживает взаимосвязь функционирования мотивов, потребностей, ценностных установок, которые обусловлены возрастом и успешностью формирования личности в целом.

Информация о работе Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка