Особенности общения подростка со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.
Степень разработанности темы в отечественной психологической науке можно проследить в трудах Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой, Л.И.Уманского, а также А.И.Захарова.
Объектом исследования является изучение общения как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
- исследовать общую характеристику общения;
- раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
II. Глава 1 Общая характеристика общения……………………………. 5
1.1. Понятие и виды общения…………………………………………… 5
1.2. Роль общения в психическом развитии человека………………….. 8
III. Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми ……….. 12
2.1. Общение подростка со взрослыми………………………………… .12
2.2. Стили родительского общения и воспитания……………………... 17
IV. Глава 3. Особенности общения подростка со сверстниками……………………………………………………………….20
3.1. Общая характеристика общения подростка
со сверстниками………………………………………….......................... ..20
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола……………… .27
V. Заключение……………………………………………………………. 31
VI. Список использованной литературы…………………………… . . .33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лето-12 психология.docx

— 88.10 Кб (Скачать файл)

Нужно сказать, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.  У взрослых это соотношение примерно10:1, у подростков- 50:1 или даже 100:1. За каждым таким случаем стоит  личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает  страх смерти.

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием….

  Каждый день кто-то доходит  до самого страшного и неповторимого  осознания, что  больше он жить  здесь не будет. Не хочет. Или  очень хочет жить, но не знает, как…

В жизни у ребёнка, считают психологи, есть два якоря, держась за которые он живёт,- семья и школа. Но когда плохо в школе, нередко ухудшаются и отношения  с родителями. Ну  а если в семье у ребёнка конфликт, то какая учёба? А самоубийство и происходит, когда накладывается несколько проблем.

   Изучение проблемы суицида среди  молодёжи показывает, что в целом  ряде случаев подростки решались  на самоубийство в целях обратить  на себя внимание родителей, педагогов  на свои проблемы и протестовали  таким страшным образом против  бездушия, безразличия, цинизма и  жестокости взрослых. Решаются на  такой шаг, как правило, ранимые, замкнутые подростки от ощущения  одиночества, ненужности, стрессов  и утраты смысла жизни. Своевременная  психологическая поддержка, доброе  участие, оказанное подростку в  жизненной ситуации, помогли бы  избежать трагедии.

  Повод для самоубийства или  суицидальной попытки, независимо  от возраста, может быть незначительным. Всем необходимо помнить: когда  нет самого важного, всё становится  неважным, и все неважное становится  важным, и любое может стать  смертельным. Ребёнок смотрит на  себя как на какое-то опасное, ненадёжное  и незащищённое порождение  природы… словно стоит на узкой  вершине скалы, где достаточно  маленького толчка или крошечной  внутренней слабости, чтобы упасть  в пропасть….

    Если у ребенка нет контакта  с вами, если ему некуда идти, не с кем поделиться своей  болью и  эта боль нестерпима, если вы, такие важные и необходимые , недоступны, как звёзды на небе, что остаётся делать? Как бы  вы себя чувствовали, если бы  весь мир был против вас… 

   Вот таким способом и приходится  подросткам до вас достучаться, привлечь ваше внимание. В такой  момент многие подростки приходят  к выводу  о своей ненужности, несостоятельности и подобные  мысли заканчиваются трагично. Многие  не могут перенести предательства  со стороны дорогих людей ( первая  безответная любовь, измена любимого  человека и тд.) и думают, что  не стоит оставаться в этом  мире, если он так несправедлив…

  Когда же упустили и просмотрели  ребёнка, как всё это произошло? Дело в том, что потребность  в развитии и потребность жить  у многих исчерпывается раньше, чем наступает старость, и не  многие это замечают.

Какие основные причины самоубийств, среди подростков?

  • Неблагоприятные конфликтные отношения с родителями.
  • Трудности, связанные со школой.
  • Проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
  • Развод родителей.

  Больше всего самоубийств регистрируется  весной, когда человеческое несчастье  контрастирует с цветение природы. Тусклые краски зимы  в какой-то  мере гармонируют с душевной  подавленностью, но между мрачным  переживанием « Я » и яркими красками весны очень явный контраст. Исторически неврозы весной отожествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождающимися весельем и радостью. Резкое несоответствие радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот:

« апрель - самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле  на 120% выше, чем среднегодовой.

  Суициды учащаются во время  рождественских праздников. Опечаленные  распавшимися семьями, смертями, непереносимым  одиночеством, социальными или экономическими  неудачами люди обнаруживают, что  « счастливый сезон» не приносит  ожидаемой радости. В отчаянии  они могут решить покончить  с собой.

  Для некоторых людей акт суицида  может быть попыткой повторного  рождения. «Американский журнал  пасторской психологии» посвятил  целый номер теме « Рождество  и суицид ». В нем один из  психиатров проанализировал, как  некоторые из его суицидальных  пациентов отожествляли себя  с младенцем Иисусом и Христом  спасителем, который умер для  того, чтобы верующие могли иметь  вечную жизнь. В силу этого  Рождество является прекрасной  возможностью проявления особого  « праздничного синдрома», для  которого характерно желание  воскресения, нового рождения, как  это случилось с Иисусом, и  чудесного разрешения жизненных  проблем.

  Различают  несколько типов суицидального  поведения.

 При демонстративном  поведении способы суицидального  поведения  чаще всего проявляются  в виде порезов вен, отравлении  неядовитыми лекарствами, изображение  повешения. При аффективном суицидальном  поведении  чаще прибегают к  попыткам повешения, отравлению  токсичными и сильнодействующими  препаратами. При истинном суицидальном  поведении   чаще всего прибегают  к повешению. Необходимо отметить , что не существует одной причины  для самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид  следует относиться со всей  серьезностью. С особой бдительностью  следует принять во внимание  сочетание опасных сигналов , если  они сохраняются  в течение  определённого времени. Не может  быть никаких сомнений  в том, что крик о помощи нуждается  в ответной реакции помогающего  человека, обладающего возможностью  вмешаться в кризис одиночества.

Как же заметить надвигающийся суицид?

Суицидально опасные группы:

  • молодые люди с нарушением межличностных отношений, «одиночки»,злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным (отклоняющимся) или криминальным поведением;
  • сверхкритичные к себе. К этой группе относятся лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат; подростки, сильно расстроенные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

 
Признаками эмоциональных нарушений являются:

 

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

  Почти  каждый, кто всерьез думает о  самоубийстве, так или иначе дает  понять окружающим о своем  намерении. Самоубийства часто не  возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо  или неизбежно. Они являются последней  каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.

  Такие  люди испытывают безнадежность  и в то же самое время  надеются на спасение. Часто все  «за» и «против» суицида настолько  уравновешенны, что если близкие  в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то  весы могут накрениться в сторону  выбора жизни.

Как же бороться с суицидом, постараться его предотвратить?

 «Почему  он устремил свою силу и  ум на разрушение этой силы  и этого ума?» Этот вопрос  задают почти все, кто был знаком  с жертвой самоубийства. Диагностика  предсуицидального синдрома имеет важное профилактическое значение. Лица, находящиеся в предсуицидальном периоде, нуждаются в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства.

 Многие  из черт, свидетельствующих о  суициде, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Больные постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или работы. Если человека постигает утрата, то это, естественно, порождает не только депрессию, но и гнев. Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

   Социологи  рассматривают самоубийство как  барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, в учебе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

«Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» - восклицает родственник. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении.

Что можно сделать для того, чтобы помочь подростку?

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ваша помощь должна состоять не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание может спасти его жизнь. Делясь с другими, вы способны разрушить 
мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

2. Примите его как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо 
может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей - всех возрастов, рас и социальных групп - совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной ситуации суицида. Если вы полагаете, что угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3.  Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия такого подростка. Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний,тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося подростка.

Информация о работе Особенности общения подростка со сверстниками