Особенности памяти взрослого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 18:21, реферат

Краткое описание

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Работе механизмов памяти, различным эффектам ее функционирования посвящено огромное количество психологической литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

память курсовая.docx

— 142.99 Кб (Скачать файл)

1. «Аналоговый» подход  делает акцент на сходстве  между предметами. Аналогия –  это сходство, устанавливаемое нашим  воображением между двумя или несколькими объектами, в чем-то далеко не идентичными. Вот пример: «Она напоминает мне Кристину, потому что у обеих голубые глаза».

2. В «дифференциальном»  подходе подчеркиваются различия  между сравниваемыми объектами  вплоть до выявления противоположностей. Пример: «Мне запомнилась фамилия господина Черных, потому что у него самого совсем белые волосы».

3. «Категориальный» подход, или метод группировки, основан  на подразделении предметов или идей на ряд категорий. Разбиение множества на группы – вполне естественный способ организации своих мыслей; проще всего при этом составлять пары – хорошо сочетаются, например, чулки и носки, глаза и очки, стаканы и бутылки.

4. Ассоциации приводят к извлечению информации из памяти.

5. Поиск специфических ассоциаций, сходств, различий и способов группировки помогает процессам запоминания и воспроизведения.

6. Мысленное объединение зрительных образов (зрительное воображение, визуализация) способствует обработке информации «в уме».

7. Воображение делает обработку более тонкой и вносит в запоминаемый материал личную составляющую, облегчая тем самым его воспроизведение.

Чтобы помнить названия цветов, улиц, книг и прочих вещей, нужно придерживаться следующих принципов:

1. Анализировать  название и находить в нем опору для построения осмысленного конкретного образа.

2. Разглядывая предмет, повторять  про себя или вслух эту найденную вами смысловую подсказку.

3. Находить ассоциацию  между найденным вспомогательным образом и самим предметом, объединяющую их в одну зримую картину.

Метод, который давно известной системе запоминания, разработанной еще древними греками, авторство которой приписывают Симонеиду. Она позволяет запомнить список предметов в порядке их перечисления.4

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который хотите запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от всякого поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Прежде всего нужно зафиксировать в уме порядок расположения хорошо знакомых мест. Этот этап – «выбор маршрута» – наиболее важен и не терпит небрежности! Необходимо уделить ему достаточно времени, чтобы иметь четкую и постоянную канву, с которой можно было бы работать.

1.Представить мысленно (или  нарисовать на бумаге) план своей квартиры.  Начните с входной двери и далее переходите из комнаты в комнату в том порядке, который кажется вам наиболее естественным. Этот порядок выберите раз и навсегда (для напоминания могут служить стрелки). Во время вспоминания вы будете мысленно воспроизводить свой неизменный маршрут, переходя от одного места к другому. При использовании этой системы надо прежде всего хорошо знать все «места», чтобы их можно было четко рисовать в уме в нужной последовательности.

2.Назвать и пронумеровать  все места,  составив перечень вроде приведенного ниже:

1. Почтовый ящик,2. Входная дверь,3. Патио,4. Застекленная дверь,5. Коридор,6. Гостиная,7. Комната с телевизором,8. Кухня,9. Столовая,10. Спальня,11. Гардеробная,12. Умывальная,13. Душ,14. Кабинет,15. Комната для стирки,16. Голубая комната,17. Ванная,18. Желтая комната,19. Сад,20. Гараж

3.Теперь мысленно пройтись  по выбранному пути, пролегающему через все «места».  Воспроизвести в уме четкий образ каждого уголка и его порядковый номер. Обходить свой дом наиболее естественным путем, поэтому запоминание маршрута не должно вызвать затруднений. Поскольку все «места» постоянны и хорошо известны, при надобности без труда мысленно воспроизведете их в нужной последовательности.

Перечитывая список мест, проверьте, можете ли вы достаточно четко представить себе каждое из них. Среди них не должно быть таких, которые не оставляют в памяти ясного образа

4.Как только составите  список различных мест, вы будете  готовы к запоминанию предметов в нужном порядке

 Метод мест позволяет  легко запоминать список в  порядке перечисления предметов. Он напоминает писание мелом по черной доске, когда информация сохраняется в течение суток. Основанный на зрительных ассоциациях, этот метод состоит в мысленном объединении запоминаемого предмета с каким-нибудь знакомым вам местом. Основная идея тут та же, что и при ассоциировании имен и лиц,– связывание двух предметов в едином мысленном образе.

Читать с большей эффективностью означает читать с целью запомнить побольше на возможно более долгий срок. Для этого необходимо придать своей мысли структуру.  Это можно сделать разными способами. Метод визуализации очень. При чтении зримо воспроизводите в уме образы, подсказываемые текстом. Это позволит восстановить текст по тем элементам, которые произведут на вас наибольшее впечатление или окажутся вам ближе всего. Мысленные образы служат подпоркой идеям. Делайте комментарии к ним. При изучении текста переходите от общего к частностям,  чтобы запомнить самое существенное. Подмечайте основные идеи и структуру их изложения, делайте свои личные комментарии по поводу интересных для вас деталей. Тотчас же по прочтении повторно просматривайте текст, при возможности делясь своими соображениями с другими людьми.

Как вспомнить ускользнувшую от вас мысль? Ответ прост: восстановить в уме различные этапы беседы или объяснения и поискать визуальные подсказки. Если вы в данный момент что-то читаете, перечитайте предыдущую страницу. Рутина уменьшает потребность во внимании. Но при каком-либо стрессе, беспокойстве, усталости автоматические реакции могут приводить к гибельным последствиям. Ошибки восприятия особенно часты, когда мы находимся в состоянии стресса или утомлены. Чтобы побороть рассеянность, можно прибегнуть к различным упражнениям, призванным научить делать паузы, осознавать запоминаемое и обращаться к ассоциациям образов.

 Каковы средства от  рассеянности?

1. Будьте последовательны  в мыслях; делайте одновременно  только одно дело.

2. Отыскивайте ассоциации  между мыслями (а также между  образами).

3. Прибегайте к визуальным  подсказкам (ваша «карманная» память).

4. Кладите вещи на определенные  места (свое место для каждой  вещи, каждая вещь на своем месте).

5.давайте отдых уму.

Понимание природы рассеянности

1. «Привычка притупляет  сознательное внимание».

2. Не доверяйте себе: при автоматических действиях; при стрессе; при усталости; при наличии помех (отвлекающих факторов); в привычной обстановке; в условиях, когда возможны ошибки восприятия.

3. Важные вещи проверяйте  лучше не один, а два раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Само функционирование памяти уже не представляется нам загадочным механизмом, и мы в состоянии отличить недостаток внимания от плохой работы собственно памяти. Вряд кто-то станет пенять на память, когда в действительности нам не хватает внимания. Необходимо для повышения концентрации и избирательности внимания создавать себе стимулы к умственной активности, использовать внутренние резервы, прибегать к расслаблению. Достаточно поупражняться в использовании различных чувств для создания четких мысленных образов всякого рода вещей с целью их запоминания; это неразрывно связано с развитием наблюдательности и способности анализировать элементы, которые хотелось бы удержать в памяти. Использование ассоциаций как внутренней подсказки, облегчает запоминание лиц, имен, перечней, цифр и всего прочего. Сводя воедино свои сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные ресурсы, можно добиться контроля над своей памятью.

Единственной страховкой от забывания служит активное участие сознания как в момент запоминания, так и при вспоминании чего-либо.Для хорошей работы памяти очень важна умственная активность. Если активизировать мнемические процессы в своей голове, то обязательно будет результат. Применение соответствующих мысленных стратегий запоминания улучшает функцию памяти, как это бывает и с любыми другими навыками – в спорте, играх, искусстве или хобби.

Список использованной литературы

 

  1. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память: Питер Серия: Мастера психологии, 2011.- 560с.
  2. Блонский П.П. Память и мышление: СПб,2001-288с.
  3. Веин А.М., Наменецкая Б.И. – Память человека: «НАУКА» Москва, 1973-113с.
  4. Даниэль Лапп Улучшаем память – в любом возрасте:Редакция литературы по биологии- перевод на русский язык, М.С.Фанченко, 1993 1987 by Danielle С. Lapp Bordas, Paris, 1989.-320с.
  5. Лук А.Н.Память и кибернетика. М.: Наука, 1966. – 136с
  6. .Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.:Питер,2010.-583с.
  7. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. — С.318.
  8. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

 

 

 

1 Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. — С. 318. 230стр.

2 Веин А.М., Наменецкая Б.И. – Память человека ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва 1973-113с., 78с.

3. Даниэль Лапп Улучшаем память – в любом возрасте:Редакция литературы по биологии- перевод на русский язык, М.С.Фанченко, 1993 1987 by Danielle С. Lapp Bordas, Paris, 1989.247с

4 А.Баддли, М.Айзенк, М.Андерсон Память Издательство: Питер Серия: Мастера психологии Год: 2011 Страниц: 560с,501с.

 


Информация о работе Особенности памяти взрослого человека