Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 17:59, курсовая работа
Сегодняшняя жизнь с её бурным информационным потоком требует от человека хорошо развитой памяти. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память является важнейшей психической функцией человека, основа нашего сознания. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятельность требует хорошо развитой памяти.
Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых
видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.
Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
- преобладает непроизвольная образная память;
- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
1.3.Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти.
Память - один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком :чтение, письмо, занятия физической культурой, спортом, трудовая деятельность- основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Память - это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. И.М. Сеченов указывал,что без памяти наши ощущения и восприятия,исчезая бесследно по мере их возникновения,оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на два основных виде : непроизвольную и произвольную. Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели. Главное , что характеризует качественное изменение в памяти ребенка - это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам. Произвольная память обязательно предполагает использования определенных способов запоминания. Подготовка детей к развитию у них произвольной памяти начинается очень рано.
Первые занятия по развитию памяти проводятся с детьми в возрасте от 1 года до 1 года 6 мес.Детей учат самостоятельно прятать игрушки в мешочек и после этого сразу же воспроизводить их названия; с детьми второго года жизни организуются поиски спрятанных игрушек , что также способствует лучшему запоминанию. С возрастом дети уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания. Но это происходит только в том случае , когда ребенку создаются условия, требующие от него активного запоминания.. Запоминание должно быть чем - то мотивировано.Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти является игровая деятельность и выполнения ребенком поручения взрослого.
С чего следует начинать?
1. Развивать их непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения (важно, чтобы было чем пользоваться, что вспоминать)
На данном этапе это игры с картинками. Картинка - важное средство развития речи , мышления, памяти, воображения. Организуя игры детей с картинками , мы обеспечиваем возможность непроизвольного запоминания тех предметов, которые на них изображены. Сколько предметов смогут запомнить непроизвольно дети , зависит от того , какую деятельность с картинками они будут осуществлять.
В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки(раскладывают их на столе, перекладывая с места на место, складывая их стопкой), не отыскивая в них сходства и различия, не группируя их на основании общих существенных признаков , они запоминают значительно небольшое количество картинок. Запоминание значительно возрастает если дети сравнивают картинки между собой, находят в изображениях на них общие признаки и на этой основе объединяют их. Для того, чтобы дети быстрее овладели этим приемом запоминания используются дидактические игры.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранение эмоционально положительного отношения к заданию.
2. Побуждать ребенка к воспроизведению вначале при выполнении им практических поручений и в игре, в дальнейшем и в процессе учебной деятельности.
Для этого необходимо обучить детей приему классификации. Классификация - это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществляя на этой основе обобщения, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове - названии группы общих признаков. Классификация содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение. Используем классификацию как способ развития памяти :вначале дети овладевают простой ориентировкой . Ее можно назвать предварительной. Ее цель - поочередно выделить и обозначить каждый объект, предмет, картинку, каждый элемент какого - либо целого. Чтобы дети беспорядочно не называли картинки , необходимо постоянно побуждать их к деятельности ставя вопрос»А что это?» Совершенствуя операции обобщения формируем у детей познавательное действие. Прежде всего ребенок анализирует единичный предмет, выделяя в нем свойства. Важно, чтобы ребенок при этом использовал обобщающее слово. Создавая группы предметов , нужно чтобы ребенок также пользовался обобщающим словом. В практике формирования познавательного действия мы используем дидактические игры «Чудесный мешочек « Это очень распространенная игра. Организуя игру « Чудесный мешочек «, воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка, различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда и т. д.)Вынимая по одному их них , воспитатель использует игровой сюжет, например, говорит детям о том, что пришла к ним в гости кошка , а за ней другие животные. Далее , выясняется , какие животные пришли к детям .Во время игры часто употребляется обобщающее слово для лучшего запоминания. Можно использовать и другие дидактические игры, например, «Что в коробочке?», « Кто в домике живет?», «Посмотри, что у нас есть .», «Магазин ,»- где дети создают различные отделы, группируя предметы мебели, игрушек, посуды, одежды, и др.
3. Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя в запоминании, тренируя их память в игровой деятельности.
После определенного количества дидактических игр , в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, можно начинать играть в дидактические словесные игры: «Назови , что знаешь.», «Кто больше назовет?»,» Что вам нужно?», «Нужно- не нужно.»,» Что вы задумали ?» и др.
Известно , что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель но не употреблять их в своей речи. Наиболее трудными оказываются для детей обобщающие слова : насекомые, инструменты, транспорт, деревья , мебель. Для запоминания этих слов, необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению их, что мы и делаем играя в дидактические игры. Игровые ситуации активизируют детей и процесс запоминания происходит значительно быстрее.
Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие , следует переходить к играм , где дети будут пользоваться классификацией для запоминания и воспроизведения. Для этой цели подходят дидактические игры : « Чего не стало?», « Что изменилось?», « Наведи порядок.» и др.
Однако, некоторые дети при выполнение заданий, требующих самостоятельности находят не все картинки, и даже правильно произведя классификацию они не могут назвать группы при воспроизведении. Эти трудности возникают в результате того, что дети не умеют пользоваться повторением, чтобы лучше запомнить. Поэтому нужно специально обучать и такому способу запоминания. Для этого подойдут такие игры: «Угадай, что в мешочке?», « Назови одним словом.», « Подбери пару.», «Кто быстрее разделит на группы.» и др. В основе этих дидактических игр лежит принцип многократного повторения.
4. Обучать детей различным способам запоминания.
Прочность и полнота запоминаний зависит от организации повторений. Успех запоминания не от количества повторений , а от того как они распределены по времени. Распределенное повторение ( с перерывом в несколько часов или даже через день ) более продуктивно , чем сплошное без перерыва. При разнообразии повторений повышается интерес детей , а в связи с этим мнемическая деятельность осуществляется более успешно. Повторение как мнемический прием выступает у детей в разнообразных формах: это и повторное восприятие предметов, и повторное их называние, это повторение слов в процессе их восприятия, а также воспроизводящие повторение, которое осуществляется после восприятия всего материала. Повторение имеет двоякое значение: оно необходимо для того, что бы материал запечатлен , выучен , и для того , чтобы сохранился в памяти, не был забыт.
1.4.Анализ педагогического опыта по проблеме развития памяти дошкольника с помощью игры.
Педагогический опыт2
Развитие внимания и памяти у детей с ОНР.
1. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелой речевой патологией. Большинство детей, поступающих в школу, недостаточно владеют навыками связной речи, их словарь небогат. Кроме того у детей с речевой патологией идет отставание в развитии и формировании других психических процессов(внимание, памяти, мышления, воображения)
2.Наличие интеллекта, т.е способности познавать внешний мир с помощью памяти, воображения, мышления, а так же речь-это важнейшие показатели развития личности человека. Роль памяти в развитии ребенка огромна систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной.
3.Наиболее чувствительным периодом для формирования произвольной, осмысленной памяти считаются дошкольное детство и младший школьный возраст. Важно не упустить этот момент.
Работая долгое время с детьми с ОНР, мы задумались над важностью поиска наиболее эффективных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы.
В результате поисков, мы пришли к выводу о необходимости создания системы дидактических игр и упражнений, позволяющих наиболее эффективно способствовать развитию внимания и памяти, поскольку игра является основным видом деятельности дошкольника. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.
Многообразие занимательного дидактического материала, его яркость, красочность, доступность и возможность активного оперирования увлекает детей. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.
Целью нашей работы стало создание системы дидактических игр и упражнений и исследование влияния этой системы на развитие внимания и памяти у детей с ОНР.Исходя из обозначенной цели, можно выделить следующие задачи:
1.Теоретический анализ литературы.
2.Проведение диагностики.
3.Исследование влияния системы дидактических игр и упражнений в НОД на развитие зрительной памяти детей.
Исходя из обозначенной цели и задач, мы выдвинули следующую гипотезу: Мы предполагаем, что посредством дидактических игр и упражнений в НОД можно способствовать развитию зрительной памяти у детей.
Объект и предмет исследования:
Влияние системы дидактических игр и упражнений в НОД на развитие зрительной памяти у детей старшей- подготовительной группы логопедического детского сада №6 в количестве 15 человек(9 мальчиков и 6 девочек).
Информация о работе Особенности памяти у детей дошкольного возраста