Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:49, реферат

Краткое описание

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат псих6.docx

— 44.12 Кб (Скачать файл)

 

Важно учитывать различия устной и письменной речи. Письменная - принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в процессе обучения. Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя.

 

Развитие личности младших школьников.

 

В плане личностного развития существенным является то, что младший  школьный возраст  является сензитивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.

         Эксперименты показали, что в случаях, когда удается сформировать эмоционально положительное отношение к выполнению предъявляемых требований, привычка формируется в течение одного месяца; в случаях, когда применяется наказание, не формируется ни нужной привычки, ни правильного отношения. Таким образом, формирование у детей устойчивого правильного поведения и становление на его основе качеств личности протекает успешно лишь в том случае, если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне положительного мотива, а не способом принуждения.

 

Взаимоотношения младших школьников.

 

        В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками. На первых этапах адаптации в новом коллективе у части детей проявляются в общем несвойственные им черты характера (у одних - чрезмерная застенчивость, у других - развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.

        Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются животными и т.п.).

     “Я хороший” — внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции — большие возможности для воспитания. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения — старается вести себя правильно, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны взрослых.

           Стремление “быть как все” возникает в условиях учебной деятельности из-за следующих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей.

           Конформное поведение, следование за сверстниками типично для детей младшего школьного возраста. Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они внутренне вовсе не готовы к ответу), в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях.

          Стремление “быть лучше, чем все” в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников.

 

Но если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, чего от него ожидают, это может стать  причиной его безудержных капризов. Капризными, как правило, бывают дети:

  • неуспешные в школе;
  • чрезмерно избалованные;
  • дети, на которых мало обращают внимания;
  • ослабленные, безынициативные дети.

 

Во всех случаях эти  дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание, что  в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрасте в асоциальном  поведении.

 

Эмоции младших  школьников и их развитие

 

Как и другие психические  процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Эта деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Все это  влияет на эмоции детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается  усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение  устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют  управлять своими настроениями, а  иногда даже маскировать их (в этом обнаруживается характерная черта  возраста - формирование произвольности психических процессов). Младшие  школьники более уравновешены, чем  дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые радостные и бодрые настроения. Вместе с тем у некоторых детей  наблюдаются отрицательные аффективные  состояния. Главная их причина - расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение длительно и ребенок не находит средств его преодоления или смягчения, то отрицательные переживания выливаются в злых и гневных высказываниях и поступках.

 

Г.А. Цукерман установлены эмоционально-личностные характеристики ребенка, определяющие его как субъекта учебной деятельности. Это:

 

а) появление у ребенка  наряду с познавательной направленностью  первых признаков направленности на самоизменение, способности ставить задачи самоизменения;

 

б) рефлексивная, слегка заниженная самооценка, задающая следующую формулу  детского поведения: Я не знаю, получится  ли у меня, но рискну попробовать!;

 

в) рефлексия не только в  интеллектуальной, но и в эмоциональной  сфере (понимание эмоциональных  последствий поступка), а также  в коммуникации и кооперации (развитие обращенного действия, учитывающего иную позицию партнера).

 

Таким образом, начало обучения в школе ведет к коренному  измене нию социальной ситуации развития ребенка. Он стано вится «общественным» субъектом и имеет теперь соци ально значимые обязанности, выполнение которых полу чает общественную оценку.

 

 Ведущей в младшем  школьном возрасте является учебная  деятельность. Г.А. Цукерман выделяет четыре группы учеников, по-разному включенных в учебную деятельность:

 

1). Группа прорыва —  активные субъекты учебной деятельности, это дети, наиболее ярко раскрывающиеся  на тех уроках (вне зависимости  от предмета изучения и личности  преподавателя), где ставится новая  учебная задача, лидирующие в  поиске решения. Они азартно  обмениваются мнениями, предлагают  и проверяют всевозможные догадки  и находятся в состоянии счастливого  возбуждения, пока не найдут  решения. По исходным показателям  интеллектуального развития дети  данной группы с самого начала  значимо превосходят остальных  одноклассников. Низкое интеллектуальное  развитие может оказаться серьезным  препятствием для быстрого попадания  в группу прорыва, высокое интеллектуальное  развитие является фактором, не  столько обеспечивающим, сколько  облегчающим попадание в группу прорыва.

 

2). Группа, названная резервом  группы прорыва, во многом напоминает  первую категорию, но отличается  от нее одним важным признаком.  Эти дети обнаруживают все  признаки вовлеченности и увлеченности  решением учебных задач лишь  в одном из учебных предметов.

 

3). Группа трудолюбивых  учеников проявляет наивысшую  активность и усердие не на  этапе постановки учебной задачи  и поиска способа действия, а  на этапе отработки, упражнения  в уже найденном методе.

 

4). Группа не проявивших  себя чрезвычайно разнородна, она  неустойчива и противоречива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования (произвольность, внутренний план действия и рефлексия), харак теризующие наиболее значимые достижения в развитии  и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

         Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу чения мышление выдвигается в центр сознательной дея тельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуж дающего мышления, происходящее в ходе усвоения науч ных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

          Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу - важное приобретение младшего школьного возраста. Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий.

          Память, как и все другие психические процессы, также претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка посте пенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

          Другое важное новообразование — произвольное поведение. В его основе лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и нормам.

          Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учеником.

          Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жиз ни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выраже ние в просоциальном поведении.

           Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитив ные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: «Академия», 2003.

Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М.: Знание, 1992.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: 2004.

Возрастная и педагогическая психология /Под ред.Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1973.

Мир детства: младший школьник / под ред. А.Г. Хрипковой — М.:  Педагогика, 2003.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

Психологический словарь/ под  ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. —  М.: Педагогика-Пресс, 2006.

Смирнова Е.О., Холмогорова  В.М. Межличностные отношения школьников. Диагностика, проблемы, коррекция. —  М., 2003.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2004.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.,1997.


Информация о работе Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьников