Особенности представлений о любви в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 02:43, курсовая работа

Краткое описание

В юношеском возрасте происходит половое созревание, которое сопровождается повышенной секрецией половых гормонов (у 18 летнего юноши она выше в 8 раз, чем у 10 летнего мальчика), что вызывает повышенный интерес к противоположному полу, к гиперсексуальности, которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, бурных эротических фантазиях и т.д. В тоже время юноша или девушка начинает чувствовать потребность в высоких чувствах, в сильных эмоциональных переживаниях. Но так как опыт в данной проблеме у них отсутствует, им особо сложно пережить чувство первой любви, а особенно если чувство невзаимное.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1 глава. Период юности. Общая характеристика…………………………………….6
2 глава. Понятие любви и влюбленности разных авторов……….10
Психоанализ о любви…………………………………………………………………….……10
Морган Скотт Пек о любви………………………………………………………………....14
Типология любви…………………………………………………………………………………17
Э.Фромм «Исскуство любви»………………………………………………………………20
Медицина о любви………………………………………………………………………………26
3 глава. Психологические особенности первой любви в юношеском возрасте……………………………………………………………………………..…….28
Список использованной литературы……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый!!Курс.овиик.docx

— 65.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

1 глава. Период юности. Общая  характеристика…………………………………….6

2 глава. Понятие любви и влюбленности разных авторов……….10

   Психоанализ о любви…………………………………………………………………….……10

   Морган Скотт Пек о любви………………………………………………………………....14

   Типология любви…………………………………………………………………………………17

   Э.Фромм «Исскуство любви»………………………………………………………………20

   Медицина о любви………………………………………………………………………………26

3 глава. Психологические особенности первой любви в юношеском возрасте……………………………………………………………………………..…….28

Список использованной литературы……………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема любви и любовных отношений  одинаково актуальна для разных возрастных групп, в любом возрасте человек в ней нуждается, недаром  в пирамиде А.Маслоу потребность  в принадлежности и  любви стоит  на третьем месте, после физиологических  потребностях и  потребности в безопасности.

Если проблема любви так важна  для взрослого населения, то, что говорить о юношеском возрасте?

В юношеском возрасте происходит половое  созревание, которое сопровождается повышенной секрецией половых гормонов (у 18 летнего юноши она выше в 8 раз, чем у 10 летнего мальчика), что  вызывает повышенный интерес к противоположному полу, к гиперсексуальности, которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, бурных эротических фантазиях и т.д. В тоже время юноша или девушка начинает чувствовать потребность в высоких чувствах, в сильных эмоциональных переживаниях. Но так как опыт в данной проблеме у них отсутствует, им особо сложно пережить чувство первой любви, а особенно если чувство невзаимное.

  Для юноши или девушки  любовь - это, чаще всего, незнакомое  чувство. Они пока не знают,  как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви - высоко  значимое событие в жизни молодого  человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания.

Чувство любви рассматривается  во многих контекстах, в философском, в социологическом, в биологическом, в психологическом. И до сих пор нет определенного понятия и закономерностей для этого чувства.

 Даже в психологическом контексте  существует множество противоречий  в  подходах к данному понятию.  Морган Скотт Пек, например, в  своей книге «Непроторенная дорога любви. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития» рассматривает любовь, как волю к расширению собственного Я с тем, чтобы питать свое – или чье-то – духовное развитие. То есть любовь для него это как некий путь к самосовершенствованию и развитию не только себя, но и объекта своей любви.

 В психоанализе любовь рассматривается,  как попытка наверстать другую  любовь, упущенную в детстве, и  главными движущими силами любви  является половое влечение и  желание самоутвердиться.

 Э.Фромм же в своей работе «Искусство любить» пишет о том, что потребность в любви вызвана человеческим стремлением от избавления чувства отчуждения и одиночества, которые испытывает каждый человек. Стремление к единству с другим человеком сильнее всех других человеческих стремлений, - говорит он.

В медицине (сексологии) любовь рассматривается   как комплексный процесс импринтинга (запечатлевания), основанный на взаимодействии генетических факторов, гормонального влияния и психологического опыта, приобретенного в прежние годы. В результате возникает система подсознательных внутренних ориентиров, указывающих на привлекающие индивида особенности потенциального партнера. Данная внутренняя матрица ориентации именуется картой любви. Романтическую реакцию на другого человека могут активизировать разнообразные биохимические стимулы.

Феромоны - биохимические вещества, запах которых может привлекать других людей или влиять на их поведение

Джон Алан Ли приводит типологию любви, такие как любовь мания любовь эрос и другие. И рассматривает все разновидности любви отдельно.

Объектом данной курсовой работы является юношеский возраст.

Предметом выступает чувство первой любви в юношеском возрасте.

Целью является изучение особенностей проявления любви в юношеском  возрасте.

Проблема, рассматриваемая, в данной курсовой работе заключается в изучении определений чувства любви, и  его проявлении в юношеском возрасте.

Цель конкретизируется в следующих  задачах:

1)изучить научную литературу  по избранной теме, а именно  о психологических особенностях  юношеского возраста и чувстве  первой любви;

2)  выполнить теоретическое исследование  по избранной теме;

3)  сделать необходимые выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПЕРИОД ЮНОСТИ.

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА.

 

Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и  взрослостью.

Границы юношеского периода (старшего подросткового возраста) четко не определены. Имеется неоднозначность  толкования как нижних, так и верхних  пределов. Нередко период юности продлевается до 25 лет, что соответствует в  периодизации взрослости переходному  периоду от юности к ранней взрослости (20—25 лет). В зарубежной возрастной психологии нет разделения подростничества и юности. Л. С. Выготский в конце 1920-х годов справедливо заметил, что общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов.

Ведущий вид деятельности в позиции  деятельностного подхода — учебно-профессиональная деятельность и самоопределение. Психологические новообразования периода: чувство ответственности за свое будущее, решение проблемы идентичности в профессиональной сфере (выбор будущей профессии и обучение) и в сфере семейных отношений (выбор потенциального брачного партнера), в личностном развитии («Кто Я?», «Чего Я хочу?», «Каким Я должен быть?»).

Э. Эриксон отмечал, что проблема идентичности впервые встает перед  человеком в подростковом возрасте, а затем красной линией проходит через всю его жизнь. При этом идентичность в разных сферах жизнедеятельности  человек решает на разных этапах онтогенеза.

Процесс формирования идентичности долог  и сложен. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего, она образует единую систему координат для форм поведения  человека в различных сферах жизни. Личная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений. Внутреннее чувство идентичности помогает определить направление, цель и смысл будущей  жизни. Источники идентичности для  подростков: референтная группа (совокупность людей, идеалы и установки которых разделяет подросток), значимый другой (человек, чье мнение высоко ценится).

Джеймс Марсиа описал 4 варианта решения проблемы идентичности, которые определяются с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый «кризисом идентичности», и связал ли себя обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Варианты формирования идентичности:

предрешенность — статус идентичности тех, кто принял на себя обязательства, не проходя через кризис идентичности, то есть принял то, что предложили родители, учителя, то есть микросоциум;

диффузия — статус идентичности тех, кто не прошел кризис идентичности и не принял на себя никаких обязательств. Эти подростки избегают разговоров на означенную тему, им не хватает мотивации  и чувства направления в жизни, они составляют группу риска по развитию девиантного повеления;

мораторий — статус идентичности тех, кто находится и самом  центре кризиса, они заняты поиском  себя. Доминирующее эмоциональное состояние  этих подростков — тревога;

достижение идентичности - статус идентичности тех, кто прошел кризис и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений.

Статус идентичности меняется в  зависимости от той стороны жизни, которая рассматривается подростком. Например, старшеклассник может быть в статусе предрешенности относительно полоролевых предпочтений, в статусе моратория при выборе профессии и в статусе диффузии относительно политических предпочтений.

Обостряется способность к эмпатии, к сопереживанию другим людям и различным произведениям искусства: литературным, музыкальным, изобразительным. Происходит идентификация не только с людьми, но и с природой, искусством. В результате сфера чувствований молодого человека становится тоньше, богаче. Одновременно с выраженной потребностью к идентификации с другими обостряется потребность в обособлении, без которого невозможно адекватное решение вопроса идентичности. На этом фоне интенсивно идет развитие рефлексивных процессов, что выводит молодого человека за пределы внутреннего мира и позволяет занять собственную позицию в мире. Построение и переоценка ценностей, которая начинается в подростничестве, интенсивно продолжается в юности. Основная цель этого процесса переоценки - взглянуть на мир иными глазами и построить систему ценностей, отличную от родительской. Переоценка является центральным моментом нравственного роста. На основе указанных процессов в юности происходит окончательное оформление такого психологического новообразования, как мировоззрение. (Из книги: Избранные вопросы клинической психологии. – Т. 2. – Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии / Н.А.Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. – Владивосток : Медицина ДВ, 2008. – 272 с.)

Юношеский возраст по сравнению  с подростковым характеризуется  большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая подростковая сензитивность — чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием» (Лычко Л. Е. Подростковая психиатрия.—Л.: Медицина, 1979.— С. 17—18).

Так называемые немотивированные поступки, частые в юношеском возрасте, вовсе  не беспричинны. Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются  логическому анализу. Чтобы понять их, «следует четко разграничивать напряженность, а нередко — и внутреннюю конфликтность психики подростка и социальную конфликтность поведения» (Исаев Д. Н., Наган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей.— Л.: Медицина, 1979.— С. 154). Многие внутренние и внешние конфликты, традиционно относимые на счет юношеской гиперсексуальности, обусловлены прежде всего тем, что сексуальное влечение и поведение подростков не находят признания и символизации в культуре и потому кажутся опасными и разрушительными.

Старшим часто кажутся иррациональными  многие юношеские увлечения. Даже если их предмет вполне невинен и положителен, взрослых смущает и раздражает юношеская одержимость, страстность («Ну можно ли сходить с ума из-за каких-то марок или дисков?») и односторонность: увлекаясь чем-то одним, юноша за частую запускает другие, более важные с точки зрения старших дела.

Такие претензии часто безосновательны  и психологически наивны. Говоря по правде, на учителей и родителей невозможно угодить. Если подросток чем-то увлекается, его упрекают в односторонности. Если он ничем не увлекается, что характерно для большинства подростков, ибо далеко не все люди способны страстно увлекаться,— его упрекают в пассивности и равнодушии. Когда увлечения подростка изменчивы и краткосрочны, его обвиняют в поверхностности и легкомыслии, если же они устойчивы и глубоки, но не совпадают с родительскими представлениями о желательном и должном,— его всячески стараются отвлечь или оторвать от них.

Не давая себе труда вникнуть в то, какие глубинные психологические  потребности личности удовлетворяет  то или другое хобби, старшие бездумно и яростно возлагают ответственность  за все действительные и мнимые опасности  и издержки подростковых увлечений  на их предмет, будь то рок-музыка или  мотоцикл. Но главное — не предмет  увлечения, а его психологические  функции, значение для субъекта. Эмоции, как и мыслительные процессы, нельзя понять без учета самосознания личности. (И.Кон – Психология развития )

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие любви и влюбленности разных авторов

 

В любви, несомненно, нуждается каждый человек, недаром о любви спето  столько песен, написано столько  книг, снято столько фильмов. Любовь толкает людей на самоотверженные поступки, на подвиги, но в тоже время из-за несчастной любви люди решаются и на самоубийства и на предательства. Но что такое любовь? В чём её природа? Как она появляется?

Но всё же что такое любовь? Какова её природа? Как рассматривают  её различные психологи и психоаналитики?

На эти вопросы, по сей день, нет  однозначного ответа

 Морган Стокк Пекк говорит в своей работе «Непроторенная дорога любви» «Пытаясь исследовать любовь, мы заигрываем с великой тайной. В полном смысле слова мы собираемся изучать не изучаемое, познавать непостижимое. Любовь слишком огромна и глубока, чтобы ее можно было правильно понять, измерить или установить пределы, пользуясь словами».

И действительно, литературы по данному  вопросу не так уж много. В данной работе будет  рассмотрено несколько  разных подходов.

 

Психоанализ о любви.

Информация о работе Особенности представлений о любви в юношеском возрасте