Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа
Актуальность. Ограниченность возможностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает целесообразность максимальной опоры на потенциал относительно сохранного образного мышления. Резервом для этого выступают специфически детские виды продуктивной деятельности. Становление изобразительной и конструктивной деятельности у разных категорий детей с нарушением развития неоднократно изучалось отечественными психологами (Гаврилушкина О.П., Стребелева Е.А., Головина Т.Н.) Продуктивные виды деятельности, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в общий уровень психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться [16].
Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника. На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации
Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:
- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
- дошкольники познают
конструктивные свойства
- расширяется область творческих проявлений [7].
Таким образом, развитие продуктивной
деятельности нормально развивающихся
дошкольников характеризуется непосредственн
1.3. Развитие продуктивных видов деятельности у умственно отсталых детей дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного возраста у умственно отсталых детей не складываются игровые механизмы, поэтому игра не становится ведущей деятельностью и не выполняет, как в норме, развивающей функции. Недоразвитие игровой деятельности в значительной степени сказывается на характере продуктивной деятельности необученных умственно отсталых детей [10] .
Формирование различных видов деятельности у умственно отсталых детей является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы в специальных дошкольных учреждениях. При формировании (в дошкольном возрасте это игра, рисование, конструирование) происходит, как принято говорить, «очеловечивание» ребенка. Однако значение их для психического развития в разные периоды детства оказывается неодинаковым. Поэтому очень важно учитывать сензитивные периоды детства и обеспечивать максимальное соответствие, содержания обучения потребностям и возможностям развития.
Специальное обучение конструированию и рисованию в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики умственно отсталого ребенка [9].
Изобразительная деятельность
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи[18].
Рассматриваемая продуктивная деятельность возникает у ребенка в процессе становления его коммуникативной потребности и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность.
Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью [10].Как правило, к моменту поступления в дошкольные учреждения (происходит это обычно на пятом году жизни) у умственно отсталых детей не сформированы даже элементарные навыки деятельности. Многие из них не только не понимают возможности отражения окружающей жизни, но порой даже не умеют правильно обращаться с карандашом и бумагой, кубиками и пр., допуская при этом много нелепых, неадекватных действий (разбрасывают их, протыкают карандашом бумагу, кусают, постукивают по бумаге, облизывают кубики и пр.), которые сводятся к манипуляциям. изображения обычно имеют подражательный характер, чрезвычайно примитивны, можно сказать, малоузнаваемы, ими и исчерпываются, собственно, все их возможности [15].
Никогда умственно отсталые дети в этом возрасте (без специального обучения) не стремились отобразить в рисунке или постройке какой-либо фрагмент их собственной жизни. Причем крайняя незаинтересованность проявляется у них не только перед началом рисования, но и в процессе его, а также по отношению к своим готовым изображениям. Они не дорожат ими, могут порвать, смять, выбросить[9].
Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. Под влиянием правильно осуществляемого обучения совершенствуются познавательные процессы : дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят сдвиги в выполнении умственных операций. Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не только в том, чтобы научить детей изображать какие либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленно на преодоление или ослабление присущих детям недостатков [11].
На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), с другими детьми, что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.
Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка [5].
Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т. е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Рисование воспитывает у
детей эмоциональное отношение
к миру. В ходе занятий по рисованию
у детей развиваются
В целом продуктивные виды
деятельности вносят существенный вклад
в компенсацию первичных
Вместе с тем многие из перечисленных недостатков изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников можно значительно сгладить и частично преодолеть, сформировать стойкий интерес к рисованию, повысить осмысленность и общую направленность деятельности [9].
Конструктивная деятельность
Конструктивную деятельность у умственно отсталых детей необходимо формировать в ходе развития предметных действий, восприятия и подражательной способности [6]. Очень своеобразными оказываются и действия, осуществляемые умственно отсталыми детьми с конструктивными материалами. Действуя с элементами строительных наборов, дети-олигофрены чаще всего бесцельно перекладывают их с одного места на другое, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки, которые не имеют предметного содержания и никак не объясняются самими детьми. Отсутствие направленности на получение продуктивного результата свидетельствует о том, что эти действия со строительными материалами тоже еще находятся на процессуальном уровне.
Характеризуя конструктивные действия необученных умственно отсталых детей дошкольного возраста, нельзя не обратить внимание на наличие действий, которые не только не направлены на получение продуктивно-предметного результата, но которые по своей сущности противоречат конструктивным свойствам строительных материалов. К их числу относятся облизывание, покусывание, отбрасывание, постукивание об стол и пр.[14].
Такие не соответствующие функциональному назначению материалов действия можно наблюдать у умственно отсталых детей до конца дошкольного возраста, особенно если с ними не проводится специальной работы по обучению умению конструировать. Внешне такие действия напоминают то ознакомительное манипулирование, которое осуществляют с новыми предметами нормально развивающиеся дети раннего возраста.
Недостаточностью понимания смысла конструктивных действий можно объяснить и чрезвычайно слабый интерес умственно отсталых детей к конструированию[10]. Выполняя действия по подражанию, дети начинают совместно со взрослым создавать простейшие постройки из кубиков, палочек, играть с этими конструкциями, называя их словом. В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры [6].
В ходе целенаправленной работы у детей с нарушением интеллекта формируются элементы предметно-игровой деятельности: они овладевают некоторыми игровыми действиями и умением выполнять постройки по подражанию. Условия сюжетно-отобразительной игры способствуют развитию у детей интереса к конструктивной деятельности, а именно к процессу создания построек, к усвоению некоторых пространственных отношений между элементами конструкций и поделок. В процессе создания построек дети учитывают особенности деталей строительного материала.
Дети овладевают способами преобразования предметных отношений в процессе надстраивания, пристраивания, комбинирования предметов и элементов внутри их [5]. Таким образом, ориентировка на функциональные признаки объектов, возникая первоначально в игре, существенно совершенствуется, обогащается в процессе изобразительной и конструктивной деятельности. Если игра вырабатывает практическую ориентировку на свойства предмета, развивает глобальное его восприятие, приводит к познанию его функционального назначения в целом, то в продуктивной деятельности, в конструировании, ребенок должен не только осознанно воспринять отдельные свойства и качества объекта, но и понять, почему он такой.
Ребенок учится связывать зрительно воспринимаемые признаки с функциональными особенностями предмета. Благодаря этому у умственно отсталых детей оказывается возможным сформировать достаточно полные представления о форме, величине, расположении предметов, а также научить их осуществлять более сложные действия с опорой на эти представления [10].
В комплексе с другими учебными предметами продуктивная деятельность оказывает заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно – отсталого ребенка: влияет на его интеллектуальную, эмоциональную, и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия [13].
Таким образом, недоразвитие игровой деятельности в значительной степени сказывается на характере продуктивной деятельности необученных умственно отсталых детей. Умственно отсталые дети плохо преодолевают трудности, не понимают значимости результатов, испытывают трудности в переносе прошлого опыта в новые условия. Продуктивная деятельность оказывает коррекционно-развивающее воздействие на умственно – отсталого ребенка: влияет на его интеллектуальную, эмоциональную, и двигательную сферы, развитие личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия.
Выводы по теоретической главе
В данной работе была сделана попытка систематизировать материал по проблеме исследования. В результате анализа литературных источников нами были сформулированы следующие выводы:
1) Особенность продуктивных видов деятельности умственно отсталых дошкольников заключается в следующем
Специфичность развития продуктивных видов деятельности детей с недостатками в интеллектуальном развитии заключается в различной возрастной динамике формирования основных ее видов, которая определяется способностью принимать помощь, продуктивностью деятельности, переносом вновь усвоенного опыта, эмоциональным отношением к процессу и результатам, изменением скорости действий при выполнении заданий различной степени сложности, способностью анализировать образец.
2) Недостатками в структуре и протекании деятельности являются
- Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов деятельности.
- Трудность переноса
прошлого опыта в новые
- Узость мотивации,
возникающая вследствие
- Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом
3) Продуктивная деятельность,
организуемая с умственно
Информация о работе Особенности продуктивных видов деятельности у детей с умственной отсталостью