Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 15:22, курсовая работа
Цель работы: Выявить особенности профориентации подростков с разным уровнем рефлексии.
Для решения данных проблем поставлены задачи:
1) Проанализировать особенности рефлексии у подростков;
2) Рассмотреть проблему профессионального самоопределения подростков в трудах современных исследователей
Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ "…………………………………………………… 5
1.1 Особенности рефлексии у подростков…………………………………… 5
1.2 Проблема профессионального самоопределения подростков в трудах современных исследователей……………………………………………… 8
1.3 Особенности профориентационной работы с подростками……………. 12
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ…………………………………………………….. 17
2.1 Организация и методы исследования……………………………………. 17
2.2 Анализ данных эмпирического исследования…………………………. 27
Педагогические рекомендации………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список литературы…………………………………………………………... 36
В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте тесно связана с выработкой мировоззрения, системой ясных устойчивых убеждений. В старших классах происходит их окончательное становление.
Ещё один момент, связанный с самоопределением в данном возрасте, — изменение учебной мотивации. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. [14].
Итак, решая вопросы профессионального самоопределения, выбора жизненного пути, старшеклассник исходит из формирующихся у него основных жизненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций. При этом он «примеряет» эти убеждения к своей будущей жизни и глубже осознает их. Таким образом, в старшем школьном возрасте становление мировоззрения, личностного и профессионального самоопределения осуществляется в тесной взаимосвязи. Личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального).
1.3 Особенности профориентационной работы с подростками
Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных, популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых», формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.
Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения [8].
Профориентация в последнее время претерпели существенные изменения. Причин этому несколько.
Первая причина
– модернизация всей системы
образования, при которой профориентация
и профориентация стала
Вторая причина
заключается в том, что мир
профессии стал более
Третья причина
– повышение доверия со
Современный
подход к профориентации
В любом случае, работа профориентологов имеет четыре основных блока.
Информационный
блок. Он включает обеспечение
оптанта разнообразной
С учетом
комплексного подхода
Большое значение
для информирования оптантов
имеют специальные справочники,
статьи в СМИ, видеоматериалы, сайты,
содержащие информацию об
Развивающий блок. Он включает формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и дальнейшего успешного трудоустройства.
На начальных этапах профориентационной работы акцент делается на развитие общих способностей знаний, умений и навыков. А в дальнейшем, в подростковом возрасте, работа ведется в виде тренингов и мастер-классов, развивающих отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения; тренингов личностного роста, повышения учебной и трудовой мотивации; деловых оргдеятельностных игр, позволяющих примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе; коучинговых технологий; психотехнических упражнений, развивающих навыки саморегуляции; компьютерных программ, например («Интеллект-тренажер»); обучающих консультаций, формирующих навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.
Активизирующий
блок. Здесь проводится работа
по формированию внутренней
Особенности
этой работы заключаются в
том, чтобы путем использования
элементов игры, нестандартных вопросов
и провокаций вызвать у
В этой работе
используются активизирующие
Диагностико-консультационный блок. Профориентационная работа в этом направлении ведется с подросткового возраста, так как только с 14 - 15 лет подросток воспринимает себя человеком мира и может осознанно сделать профессиональный выбор. Целью этой работы является установление соответствия оптанта тому или иному виду деятельности путем сопоставления личностных особенностей с требованиями к профессии.
Здесь широко
применяются интервью-
Основным результатом профориентационной работы является не только подбор конкретной профессии, подходящей оптанту, но и развитие его профессионально важных качеств. В связи с этим в рамках комплексного подхода необходимо развивать две основные группы качеств.
Качества, гарантирующие
профессиональную
Качества, определяющие
профессиональную
Таким образом, современная профориентационная и профконсультационная работа должна вестись по нескольким направлениям (информационное, развивающее, активизирующее) и быть направлена на развитие профессионально важных качеств подростка.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ
2.1 Организация и методы исследования
Основываясь на данных теоретических положениях, нами была составлена программа эксперимента.
Цель экспериментальной работы: изучить особенности профориентации подростков с разным уровнем рефлексии.
В исследовании принимали участие 28 человек 8 Д класса МАОУ - СОШ №165, из которых 13 девочек, 15 мальчиков. Класс обучается по традиционной системе. Возрастной состав одинаковый.
Основными методами исследования являлись: психодиагностическая методика Карпова А.В. «Диагностика рефлексии», "Опросник профессиональной готовности" (ОПГ) Л.Н. Кабардовой и методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Методика диагностики уровня развития рефлексии А. В Карпова, предназначена для исследования уровня развития рефлексии, состоящая из 27-и утверждений опросника 15 являются прямыми, остальные 12 - обратные утверждения, Для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных - значения, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов.
Таблица 1. Таблица для перевода сырых баллов в стены в методике А.В. Карпова «Диагностика уровня рефлексии»
Баллы |
до 99 |
100 |
101-107 |
108-113 |
114-122 |
123-130 |
131-139 |
140-147 |
148-156 |
157-171 |
172 и выше |
Стены |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
При интерпретации результатов целесообразно исходить из дифференциации индивидов на три основные категории. Результаты методики, равные или больше 7 стенов, свидетельствует о высокоразвитой рефлексии. Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов - индикаторы среднего уровня рефлексии. Наконец, показатели, меньше 4-х стенов,- свидетельство низкого уровня рефлексии. Средний уровень развития- человек умеет анализировать и обдумывать свои поступки и при желании тщательно планировать свою деятельность. Так же может посмотреть на себя со стороны, и оценить себя в глазах другого человека. Но не всегда пользуется этим, или пользуется не в полной мере. Высокий уровень- человек в большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Низкий уровень- человеку в меньшей степени свойственно задумываться над собственной деятельностью и поступками других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так и в настоящем и будущем.
Опросник профессиональной готовности был разработан Л.Н.Кабардовой (факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова). Опросник представляет собой дальнейшее развитие идеи Е.А.Климова о выявлении профессиональной направленности оптанта на выделяемые им сферы профессиональной деятельности (человек, техника, природа, знак, художественный образ).
Профессиональную готовность можно определить как субъективное состояние личности, отражающее способность и желание заниматься определенным конкретным типом профессиональной деятельности. Она не обязательно сопровождается объективной профессиональной подготовленностью.
Информация о работе Особенности профориентации подростков с разным уровнем рефлексии