Выбор профессии, или профессиональное
самоопределение основа самоутверждения
человека в обществе и одно из главных
решений в его жизни. Выбор профессии определяет
очень многое, а именно: кем быть, к какой
социальной группе принадлежать, где и
с кем работать, какой стиль жизни определять.
Выбор профессии – это процесс,
состоящий из ряда этапов, каждому из которых
соответствуют свои определения, социальная
ситуация, своя среда и атмосфера. Продолжительность
этих этапов зависит и от внешних условий,
и от индивидуальных особенностей субъекта
в выборе профессии. Профессиональное
самоопределение охватывает весь период
профессиональной деятельности личности:
от возникновения профессиональных намерений
до выхода из трудовой деятельности.
Итак, можно сказать, что процесс
профессионального самоопределения пронизывает
весь жизненный путь человека, подвергаясь
справедливым коррекциям по мере его становления.
Однако пиком этого процесса является
акт принятия конкретного решения и выборе
основного профессионального направления.
Ситуация профессионального
самоопределения для школьника оказывается
достаточно сложной. Дело усугубляется
еще и тем, что большие трудности доставляет
ориентировка в его внутреннем мире, в
личных качествах, без чего сознательное
самоопределение, как сознательный процесс,
невозможно, поэтому компетентное педагогическое
руководство процессом самоопределения,
является технологически необходимым.
Результатом деятельности педагога
является состояние готовности подрастающего
человека к сознательному, самостоятельному
обдумыванию своего будущего.
Руководство профессиональным
самоопределением человека – это творческий
процесс. То есть, в данном случае, решение
нестандартных задач. Упорядочить этот
процесс можно только посредством общих
принципов, реализация которых оставляется
на профессиональное разумение педагога.
Современный этап социально-экономического
развития обусловливает необходимость
подготовки специалистов по ряду профессий
и специальностей. Процесс введения в
образовательных школах профилирующих
предметов, включает в себя наиболее распространенные
и перспективные педагогические технологии,
предусматривает творческое развитие
учащихся в рамках системы проектов под
руководством специально подготовленных
учителей, а также ставит новые цели и
задачи профессиональной подготовки учащихся,
позволяет им приобрести обще-трудовые
и специальные знания и умения. Главная
цель введения профилирующих предметов
– обеспечить адаптацию учащихся к современным
социально-экономическим условиям, что
способствует их подготовке к осознанному
профессиональному самоопределению в
рамках дифференцированного обучения.
Список литературы
- Беличева С.А. Сложный мир подростка – Свердловск, Сред. – Урал. Кн. Издательство, 2004.
- Берестовская Л.П., Берестовский А.Ш. Современные личностно-ориентированные технологии: Учебное пособие. – Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2010.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды, М., 2005.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. +//Вопросы психологии, 2009, №4.
- Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов
Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших
учебных заведений / М.: Издательский центр
«Академия», 2009. – С. 168-173.
- Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения [Текст] / Г.А. Винокурова, А.Н. Яшкова // Молодежь и общество. – 2006. – №3. – С. 78-123.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. Пособие/Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.- М.:Издательство МПСИ;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008 – 256 с.
- Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова, И.О. Профориентология: / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, И.О. Садовникова. Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. —М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.
- Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М.: Институт психологии РАН. - 2005.
- Карпов А.В. Психология рефлексивных
механизмов деятельности. - М.: Изд-во «Институт
психологии РАН», 2004. - С. 32.
- Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 45-56.
- Климов Е.А. Психология профессионального
самоопределения.- М.: Издательский центр
«Академия», 2004 -304 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности.
– М., 2009.
- Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.:ТЦ Сфера, 2006 -237 с.
- Леонтьев Д.А. Аверина А.Ж. Феномен
рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16)
- Леонтьев Д.А. Рефлексия как
предпосылка самодетерминации // Психология человека в современном мире. - М.: ИП РАН. - 2009. - Т.2.
- Митина Л.М. Психологическое
сопровождение выбора профессии, / Научно- методическое пособие., 2003. - 105с.
- Модулина О.Б. Формирование рефлексивной позиции педагогов в процессе курсовой подготовки // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №2 (55).
- Мудрик А.В. Время поисков и
решений, или старшеклассникам о них самих.
- М., 2009 - 191 с.
- Мудрик А.В. Психология и воспитание.
– М., 2006.- 472 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология:
феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.-
М.: Издательский центр «Академия», 2004.-456с.
- Мухина В.С. Возрастная психология.
- М., 2010.
- Пряжников Н.С.Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы).- М.:ВАКО, 2006 – 288 с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учебное пособие. -- М.: Издательский центр "Академия",
2008. -- С. 320.
- Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности- М: Изд-АКАДЕМИЯ, 2008-7с.
- Пряжников Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация.- М: Изд.Центр «Академия», 2006-496с.
- Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» Программа профессионального самоопределения для подростков- М, 2004. - 125с.
- Романова Е. 99 популярных профессий.
Психологический анализ и профессиограммы. – СПб.: Питер, 2008 – 464 с.
- Савенкова И. А. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов - будущих психологов : Дис. ... канд. психол. наук :19.00.13:Тамбов,2002 275с. РГБ ОД, 61:02-19/271-8
- Семенов И.Н. Взаимодействие
отечественной и зарубежной психологии
рефлексии: история и современность //
Психология. Журнал Высшей школы экономики.
- 2008. - Т. 5. - № 1.
- Хасан Б.И.. Конструктивная психология
конфликта. – СПб.: Питер, 2003 – 256 с.
- Чистякова С.Н. Проблема самоопределения
старшеклассников при выборе профиля
обучения [Текст] // Педагогика. – 2005. –
№1. – С. 19-23.
- Чистякова, С., Родичев, Н. Профессиональная
ориентация школьников на этапе перехода
к профильному обучению [Текст] / С. Чистякова,
Н. Родичев // Народное образование. – 2006.
– №9. – С. 152-156.
- Щедровицкий Г.П. Рефлексия
и ее проблемы. - М., 2005
- Щербакова О.М., Орлов А.В. Рефлексия
как составляющая субъектности в профессиональной деятельности // Психология человека в современном мире. - М.: ИП РАН. - 2009. - Т.5
- Ярошевский М.Г. Истории психологии, 2-е изд., - М.: Мысль, 2006.
- Вестник РГГУ. 2006. № 1. Сер. «Психология»
ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ВОЗРАСТНОЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ О.И. Каяшева, Г.Г. Кравцов
- Журнал «Системная психология
и социология» 2011 №4 : Свистунова Е.В., Ананьева Е.В., КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Психология развития / под ред.
Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
- Психология современного подростка
/ под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 2009
- Рефлексивные процессы и управление.
Сборник материалов VII Международного
симпозиума 15–16 октября 2009 г., Москва / Под ред. В.Е. Лепского – М.: Когито-Центр, 2009. — 272 с
- Сопровождение профессионального
самоопределения старшеклассников: диагностика,
рекомендации, занятия / Сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова,
Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009.
-283с.